РОЛЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В современных условиях функционирования образовательной системы основным индикатором качества подготовки специалистов высшим учебным заведением является успешное трудоустройство его выпускников. Вопросы занятости и трудоустройства молодежи в Донецкой Народной Республике приобретают сегодня особую актуальность в связи с повышением требований к уровню квалификации кадров на рынке труда. Молодой специалист менее востребован сегодня, чем профессионал с опытом работы.
Переход к постиндустриальному типу экономики требует большого количества специалистов, способных работать с современными автоматизированными системами и технологиями, учитывать меняющиеся внешние условия, которые заставляют человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Данные исследований свидетельствуют о том, что по своей специальности трудоустраиваются меньше половины выпускников. И это при том, что значительное количество организаций всех секторов экономики испытывают серьезные проблемы с обновлением кадров.
Следовательно, процесс подготовки специалистов современного уровня требует постоянного совершенствования на базе научных исследований, разработки единых требований, критериев, новых стандартов для обеспечения подготовки конкурентоспособных профессиональных кадров мирового уровня.
Большую часть современных задач, стоящих перед современным образованием, невозможно решить только с помощью образовательных структур. Особенностью нового образовательного стандарта является изменение роли работодателя в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов. Освоение профессиональных навыков должно проходить с привлечением потенциальных работодателей.
Следовательно, сегодня крайне необходима разработка системы взаимовыгодного сотрудничества ГО ВПО и рынка труда в Донецкой Народной Республике, разработка программы взаимосвязи специалистов с потребностями рынка труда. Эта задача является актуальной на разных уровнях: как на государственном - взаимодействие системы образования, экономики и промышленности, так и на уровне высших профессиональных образовательных учреждений и выпускающих кафедр - взаимодействия с работодателями, кадровыми агентствами, Республиканским центром занятости и т.д.
Рассмотрим рекомендации для успешного взаимодействия ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского» с потенциальными работодателями по подготовке молодых специалистов:
- создание или корректировка работы структурного подразделения, отвечающего взаимодействию с работодателями в направлении привлечения их к учебному процессу (привлечение представителей работодателей для преподавания профильных дисциплин, консультирования и т.д.);
- согласование с предприятиями (подготовка официальной рецензии и т.д.) учебных планов специальностей и рабочих программ дисциплин;
- разработка новых форм привлечения представителей предприятий к учебному процессу (участие в промежуточной и итоговой аттестациях, руководство курсовыми и дипломными работами и т.п.);
- создание комплексной системы договорных отношений с работодателями, предусматривающей гарантированное трудоустройство выпускников (трудоустройство студентов старших курсов на должности и т.д.);
- систематическое изучение или анализ требований работодателей, что обеспечит ГО ВПО информацией, необходимой для корректировки вариативной части учебных программ, программ факультативов карьерного роста, разовых тренингов для студентов;
- мониторинг выпускников ГО ВПО (выявление перечня компетенций, недостаточно усвоенных студентом для успешной карьеры, с целью коррекции учебных программ);
- предоставление именных стипендий лучшим студентам-магистрам с предоставлением возможности их дальнейшего трудоустройства;
- разработка при посредничестве работодателей профориентационных тестов на каждом курсе обучения с целью предоставления студенту выбора соответствующих факультативных и вариативных дисциплин, а затем и темы для дипломных работ;
- создание кадрового резерва (в том числе из контингента студентов и выпускников ГО ВПО для последующего трудоустройства;
- разработка Положения о взаимодействии с работодателями;
- создание базы данных соискателей, работодателей, партнеров и т.п.
- Роль работодателей может заключаться в следующем:
- создание модели конкурентоспособного специалиста на рынке труда (знания, умения, навыки, компетенции);
- участие в разработке учебных планов и рецензировании рабочих программ дисциплин;
- участие в формировании тематики курсовых и дипломных работ;
- создание входной треннинговой системы для ГО ВПО с целью конкурсного отбора выпускников на вакантные места;
- проведение семинаров-тренингов по построению профессиональной карьеры.
Указанные выше направления раскроют для студента следующие возможности:
- формирование навыков осознанного обучения в рамках учебного заведения;
- построение индивидуальной образовательной траектории на основе более тесного общения с работодателем [1];
- совершенствование знаний, умений, навыков на протяжении всей трудовой деятельности.
Необходимо отметить, что важную роль в решении проблемы трудоустройства выпускников играет грамотная государственная политика в сфере занятости молодежи, направленная на формирование системы профессионального образования и правильно реагирующая на потребности рынка труда, направляющая трудовые ресурсы в необходимое, нуждающееся в квалифицированных кадрах, русло и увеличивающая долю выпускников, трудоустраивающихся по полученной специальности.
Такая политика включает в себя разработку нормативно-правовых актов, регулирующих рынок труда в Донецкой Народной Республике; создание Интернет-платформы по профориентации и развитию карьеры; формирование системы профработы среди школьников по специальностям, которые востребованы на рынке труда ДНР; создание сети специализированных государственных учреждений - молодежных центров труда, деятельность которых направлена на осуществление мероприятий по реализации профориентационной работы среди молодежи, решения вопросов ее трудоустройства, содействие развитию молодежных инициатив в трудовой сфере, переподготовку и повышение квалификации молодежи.
К числу административных мер следует отнести введение определённого срока обязательной отработки по специальностям, подготавливаемым для государственных предприятий и бюджетных учреждений, например, для студентов педагогических, медицинских ГО ВПО. Тем самым решится проблема нехватки педагогических и медицинских работников.
Следовательно, разработка системы взаимодействия ГО ВПО и работодателей на рынке труда обеспечит:
- для работодателя - снижение затрат на поиск, обучение и привлечение персонала, повышение производительности труда в условиях конкретной бизнес-структуры;
- для студента - успешное трудоустройство и карьерное продвижение после окончания ГО ВПО;
- для ГО ВПО - формирование позитивного имиджа на рынке труда и рынке образовательных услуг.
Положительное влияние интеграции учебного и производственного процессов на качество подготовки специалистов подтверждает необходимость развития всестороннего взаимодействия высших учебных заведений и реального сектора экономики. Такое сотрудничество является взаимовыгодным для всех его участников, и, прежде всего, для будущих специалистов.
Литература
1. Королев С.Я. Задачи университета при переходе на двухуровневую систему образования. Управление качеством: формирование компетенций выпускников ВУЗа: материалы первой региональной научно-практической конференции, 1 декабря 2011, Ульяновск - УлГТУ, 2012. - 109 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.