Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 4» г. Сарапула
Лекторий для родителей
«РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Подготовила:
социальный педагог
Рочева Елена Васильевна
Г. Сарапул 2013 г.
ТЕМА: РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Цель: выделить основные направления в формировании здорового образа жизни на данный возрастной период; показать роль семьи в формировании ЗОЖ.
Оборудование: высказывания великих людей о здоровье, презентация, проектор, экран
Ход лектория.
I. (Слайд 1)
Одна знаменитая актриса недавно сказала: «Порядочный человек это тот, который может совершить предательство только тогда, когда на его детей направлено дуло пистолета». Задумайтесь над этой фразой. Но сегодня мы не будем говорить о порядочности, мы поговорим о самом дорогом: о наших детях. И когда дело касается счастья и здоровья детей ничто становится не важно – ни яхты, ни самолёты, ни последний рубль.
(Слайд 2)
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
(Слайд 3) И как сказал Сухомлинский …..
(Слайд 4) Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз.
(Слайд 5) Социальный педагог: Что же такое ЗДОРОВЬЕ?
Конечно же, существует много направлений по сохранению здоровья ребенка и человека в общем. Нам сегодня нужно выделить основные направления в формировании здорового образа жизни на данный возрастной период, и какова роль семьи в формировании ЗОЖ. Это и будет являться целью нашей встречи.
(Слайд 6).
Социальный педагог: Для начала я хочу вам рассказать одну притчу.
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.) Что вам, родители, нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание? Мы сейчас постараемся ответить на эти вопросы.
Итак, первое, что нам нужно сделать – выделить основные главные направления.
(Слайд 7) Итак, начинаем работу.
II. Правильное питание и витаминизация.
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание. Есть такая пословица: «Человек есть то, что он ест». Вот какое важное место в жизни человека занимает еда. Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты.
Интересные факты: (Слайд 8)
- А что еще очень важно употреблять в этом возрасте, да и как в прочем в любом?
ВИТАМИНЫ (Слайд 9)
III. Гигиена и режим дня
Социальный педагог: (Слайд 10) Здоровье ребёнка во многом зависит от выполнения режима дня. Это предохраняет от утомления. Допустимо ли утомляться? Да, и не нужно добиваться, чтобы у ребёнка вообще не возникало утомления – наши усилия должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком рано, чтобы оно не было слишком глубоким, чтобы более эффективным был отдых.
Если отдых недостаточен, то утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению. А это – плохой сон и аппетит, головные боли, безразличие, снижение внимания, памяти, умственной и мышечной работоспособности, падение сопротивляемости болезням. Утомление снимается хорошим продолжительным сном, отдыхом на свежем воздухе, активным движением, полноценным питанием.
(Слайд 11) Великий физиолог Павлов не раз говорил, что ни что не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определённый распорядок жизни. Это и есть режим дня. Если ребёнок не доспал – у него нет внимания, на уроке он зевает, отвлекается. Поэтому должны быть отведены определённые часы для занятий, прогулок, сна.
IV. Физическое здоровье
(Слайд 12)
Социальный педагог: Движение и здоровье — два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а детей в особенности. Каждый родитель желает видеть своего ребёнка красивым и сильным, смелым и жизнерадостным.
Физическое развитие и правильное формирование осанки, уровень физической и умственной работоспособности, снижение заболеваемости напрямую зависят от объема и характера двигательной деятельности. Т.е. для того, чтобы ребенок хорошо развивался, ему необходимо много двигаться.
(Слайд 13) Древние греки
утверждали: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым –
бегай. Хочешь быть умным – бегай»
Во время игр и физических упражнений ребенок учится
подчинять свои интересы интересам коллектива, совместными усилиями добиваться
поставленной цели. Он становится общительным, дисциплинированным, правильно
оценивает свои силы, чувствует себя частицей коллектива.
(Слайд 14)Ученые выяснили, что подвижные игры оказывают положительное влияние не только на физическое развитие детей, но и улучшают их память.
(Слайд 15) Хорошо, если
родители найдут время лично позаниматься с ребятами, хотя бы наиболее простыми
физическими упражнениями и играми.
V. Психофизическое направление
Я
обращу Ваше внимание на повседневность, когда Ваш, вроде бы вполне здоровый
ребенок от рождения, постоянно болеет, а может, не болеет в прямом смысле этого
слова, но его трудно назвать Здоровым и Счастливым.
(Слайд 16) Многие родители, при совершении детьми каких-то
ошибок, не скупятся на слова. Я часто слышу такие фразы: из тебя ничего путного
не выйдет, ты разочаровываешь своих родителей, ты плохой мальчик или плохая
девочка.
На самом же деле, ребенок перестает верить в себя, у него
вырабатывается уникальная способность самокритики, вероятность совершения
ошибок многократно увеличивается. Со временем он становиться более
эмоциональным, тревожным, гиперчувствительными, начинает пугаться и
обороняться. И как раз здесь начинают зарождаться психологические и
эмоциональные причины нездоровья, плохого самочувствия, нежелания чего-либо
делать вообще. Ребенок растет в состоянии постоянного стресса, а ведь уже давно
известно, что именно стресс, негативные эмоции и расстройство нервной системы
ведут к различным заболеваниям.
Подумайте, сколько отрицательных эмоций испытывает Ваш ребенок, независимо
от его возраста, когда его постоянного критикуют, оценивают поведение по никому
не известной шкале, ругают, и иногда бьют. Поставьте себя на его место – Вы бы
были полностью Здоровы и Счастливы? Я думаю, ответ напрашивается сам собой.
Данную тему можно развивать бесконечно, но в рамках данного выступления
поделюсь с Вами некоторыми советами как сделать так, чтобы Ваш ребенок был
Здоров и Счастлив в любое время и в любом месте.
Существуют два фактора, которые существенно влияют на здоровье детей,
их предрасположенность к отрицательным эмоциям, а в следствие чего ведут к
болезням. Это критика и нелюбовь со стороны родителей.
(Слайд
17)
Любовь, понимание и одобрение так же нужны маленькому человечку для здоровья,
как кальций, йод, солнечный свет и воздух.
Существуют 2 условия – это советы для нас родителей, которые я бы хотела,
чтобы вы сами зачитали:
(Слайд 18)- Первое условие здорового развития – любовь родителей к ребенку и отсутствие критики с их стороны.
-
Не кричите! Не бейте детей! Объясняйте, одобряйте, поощряйте. Говорите своему
ребенку, что он самый лучший и самый любимый.
- Второе условие здорового детства – любовь родителей друг к другу, уважение,
понимание, мир, гармония в семье.
- Дети учатся на опыте своей семьи, они впитывают Ваши отношения, Вашу любовь.
- Говорят, что самое лучшее, что может мужчина сделать для своих детей – любить их мать, и самое лучшее, что женщина может сделать для своих детей – любить их отца. Это истина.
-
Оставляйте ссоры и скандалы за пределами дома и семьи. Пусть Ваша семья будет
идеальной. |
Социальный педагог: Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Опыт работы образовательных учреждений по здоровьесбережению показывает, что без участия самого человека, без его желания невозможно добиться необходимой культуры отношения к своему здоровью.
Поэтому очень важной задачей является формирование культуры здоровья у обучающихся в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Так что же такое здоровье?(Слайд 19)
РЕФЛЕКСИЯ
- Перед вами лежат листочки начало предложения у меня на доске - вы закончите это предложение.
Теперь всегда я буду... (Приложение 2)
(Вывешивают предложения на доску).
(Слайд 20) А я хочу узнать каково ваше впечатление, положительные или отрицательные эмоции, принесло ли вам это собрание на самом деле пользу, и если хоть один из вас пересмотрит хотя бы один пункт из сегодняшнего общения – я считаю поставленную цель достигшей.
(Слайд 21)
Возьмите термометры на вашем столе (они не совсем обычны) и нарисуйте шкалу своего удовлетворения и общения на том уровне, на каком прошло сегодняшнее собрание – чем выше шкала, тем выше уровень и польза собрания. (Приложение 3)
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
На память примите буклеты с советами.
Список
использованной литературы
1. Иванов Б.А., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006
2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век»,
2006 г.
2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD,
2007 г.
3. Петров Т.И., песня «Россия»
4. http://sitename.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.