«РОЛЬ СЕМЬИ В ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Стиль семейного воспитания |
Характеристика стиля |
Назвать каковы последствия данного стиля воспитания для ребенка |
1 |
2 |
3 |
Авторитарный стиль воспитания |
Абсолютная власть родителей над ребенком. Ребенок лишен права голоса. Его желания и мнение не учитываются, жестко подавляются. Он должен подчиняться: желать то, что желают родители; делать то, что от него требуют. Эмоциональная близость чаще отсутствует, хотя не исключается. Требования жесткие, без объяснения причин. От родителей только упреки и угрозы |
пассивная личностная позиция, неуверенность, низкая самооценка конформизм\ бездумная зависимость от навязанного авторитета скрытая, бессознательная жажда власти жестокость, агрессивность прибегание к деструктивным способам снятия стресса (хим. вещества, аутоагрессия, азартные игры) |
Гиперопекающий стиль воспитания |
Родители проявляют опеку, то есть сверх заботу о ребенке, ограждают его от любых забот и трудностей, все берут на себя. Вариант 1, когда власть у ребенка, ребенку все можно, у него минимум обязанностей, его никогда не наказывают. Вариант 2, когда власть у родителей, ребенок также постоянно под контролем родителей, ему уделяют много сил и времени, однако при этом он лишен самостоятельности, ему многое запрещено |
Инфантильность \ несамостоятельность Повышенная тревожность\невротичность Стремление избегать неудачи и уходить от ответственности Формируется «выученная беспомощность» Неумение строить отношения со сверстниками Недостаток терпения Зависимость от авторитетов |
Гиперсоциальный стиль воспитания |
Родители понимают родительскую любовь как требовательность и требуют от ребенка быть примером во всем, быть идеальным, просто совершенством. При этом потребностям самого ребенка уделяют мало внимания, или игнорируют. Зато много думают о мнении окружающих. Чрезмерная озабоченность будущим, социальным статусом, учебными успехами |
Люди, выросшие в подобных семьях, испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Стремление к послушанию и покорности приводят к тому, что взрослый человек продолжает искать себе «родителей» – в семье, на работе, среди друзей, отдавая предпочтение принципиальным, авторитарным людям. |
Эгоцентрический стиль воспитания |
Родители относятся к ребенку как к сверхценности. Он – единственный смысл их жизни, кумир. Собственные интересы игнорируют и приносят в жертву ради ребенка. В результате он сам к себе начинает относиться как к сверхценности |
В таких семьях вырастают инфантильные, эгоистичные люди. В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются сильнейшие стрессы и трагедии. Ситуация, с которой другие справляются быстрее, может вызвать депрессию или нервный срыв. Детские иллюзии оборачиваются недоумением и разочарованием. Неприспособленность к жизни выражается в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уже об окружающих. |
Демократический стиль воспитания |
Разумная любовь, взрослые учитывают интересы и желания ребенка, это учит его считаться с интересами взрослых. Запреты обосновываются. Контроль носит разумный характер. Между родителями и детьми в семье – взаимное участие и поддержка. Требования справедливые, с обоснованием запретов |
Ребенок растёт любознательным, с активной жизненной позицией и чувством собственного достоинства Ребёнок способен быть самостоятельным и ответственным за себя и своих близких. Он практически не подвержен негативному влиянию со стороны сверстников. В коллективе хорошо ладит с людьми, идти на уступки, продуктивно строит взаимоотношения с людьми и часто бывает лидером. Ребёнок становится инициативным, рассудительным, уверенным в себе, в будущем является поддержкой и опорой для всей семьи. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.