«Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка»
(Родительское собрание)
Автор: Саранцева Ирина Ивановна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, учитель начальных классов КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель:
- воспитание трудолюбия ребёнка.
Задачи:
- развить заложенные природные задатки каждого ученика в определённых видах деятельности;
- помочь ребёнку добиться положительных результатов в учёбе.
Оборудование:
Ход мероприятия.
Воспитатель.
Зеркальное отражение друг друга – семья и ребёнок. В дружной, тёплой атмосфере дома зарождается умение бороться с трудностями, уверенность в себе и своих силах и возможностях, начинается развитие каждого. Бытует такое мнение, что у хороших детей – счастливые родители. Испокон веков родителей беспокоит вопрос: что именно нужно делать, как вести себя, если ребёнок делает что-то не то, не слушается?
Задача заключается в том, чтобы максимально развить заложенные природные задатки каждого ученика в определённых видах деятельности. Дети характеризуются неадекватной самооценкой: либо заниженной, либо завышенной. Страшнее выглядит положение у детей с заниженной самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характеристика для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. В случае неудачи детей наказывают, унижают: «Ничего ты делать не умеешь!» Такие ребята на уроке отвечают глухим голосом и тихо, неуверенно. Эти дети менее социально приспособлены.
Поручения, которые вы даёте ребёнку, должны соответствовать его возможностям. Недопустимо сравнивать ребёнка с кем – либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнения должны быть только с собственными неудачами и успехами ребёнка: «Сегодня ты гораздо аккуратнее сделал домашнее задание, чем вчера».
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит о помощи. Когда ваш ребёнок рисует и у него получается что – то не так, вам хочется вмешаться: покритиковать, научить, показать. И вы говорите ему: «Не так!» Реакция детей на такое вмешательство разная. Один думает: «Раз плохо, вообще не буду», другой втягивает голову в плечи и теряется, третий обижается. Почему ребёнок испытывает возмущение, растерянность, обиду? Вспомним себя: как долго у вас не получалось ловко забить гвоздь или написать правильно букву. Теперь же эти дела вам кажутся простыми. Вот так же нелепы, с психологической точки зрения, любые критические замечания, обращённые к ребёнку, который учится делать что-то сам.
Совместная разделённая деятельность – включение родителя в занятия ребёнка. Это ситуация, в которой ребёнок наталкивается на почти непреодолимую трудность и может либо прямо попросить вас о помощи, либо признаться, что «не знает, как». В данной ситуации ему обязательно надо помочь и выполнить работу вместе с ним. Оставлять ребёнка одного там, где ему трудно, - грубая ошибка. Ребёнок, который получает полноценное питание, медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, не только недостаточно развивается психологически, но и физически плохо растёт, худеет. Теряет интерес к жизни.
Сама обстановка в семье должна помочь ребёнку в учении. Ребёнок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители и ребёнка должны вдохновлять на труд, вселять уверенность в свои силы и надежду на успех.
Хорошим помощником в учении является чёткий режим дня, обеспечивающий разумное распределение времени на все виды деятельности, выработку привычек поведения.
Нужна ещё и целенаправленная деятельность старших. Она выражается в осведомлённости родителей в делах ученика: какие сегодня уроки? Что нового узнал? Как справился с заданием? Желательно, чтобы ребёнок рассказал кому – то из взрослых выученное стихотворение. Когда ребёнок рассказывает. Он проверяет сам себя. Хорошо будет усвоен тот материал, который пересказан другому человеку. Родители, проявляя внимание к учебным делам своего ребёнка, подчёркивают тем самым их важность.
Дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, трудно адаптируются к новым условиям. Родителям необходимо учитывать, что такие дети требуют повышенного внимания и заботы. Только при доброжелательном и искреннем участии можно помочь ребёнку добиться положительных результатов.
Желательно предоставить возможность таким детям самостоятельно решать проблемы, выходить из конфликтных, трудных ситуаций.
Хорошая успеваемость детей напрямую связана с их генетическими познавательными способностями, на которые оказывают влияния биологические факторы, а также целый ряд личностных характеристик, включая чувство собственного достоинства, мотивацию и факторы успеха.
Большое влияние на ребёнка оказывает семья.
Независимо от познавательных способностей детей родители могут положительно повлиять на их успеваемость, если будут верить в ребёнка и поощрять его трудолюбие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.