Роль семьи в воспитании личности. Из опыта работы Кравченко О.М., учителя начальных классов МБОУ «СШ № 22»
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах А.С.Макаренко: «Воспитывают все: люди, вещи, явления. Но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Эта работа осуществляется в моем классе по следующим направлениям.
1. Просвещение по вопросам психологии и педагогики.
2. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
3. Диагностика и коррекционная работа.
Формы взаимодействия с родителями.
Формы познавательной деятельности: творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, и т.д. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно принимают участие в мероприятиях, создавая семейные или смешанные команды. Это конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.
Праздник первой пятерки
(класс оформили
родители).
Формы трудовой деятельности: оформление кабинета к праздникам, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка деревьев, ярмаркараспродажа семейных поделок, выставки и др.
Формы досуга: проведение совместных праздников, подготовка концертов, спектаклей, просмотр фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получили семейные праздники: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, и др.
Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», утренники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестикинолики», праздники, посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и т. д. В конце каждого года проводится собрание-концерт. Его целью является сплочение родителей и детей, создание условий на дальнейшую совместную деятельность единым, дружным коллективом. На собрание приглашаются дедушки и бабушки, папы и мамы, старшие и младшие дети в семьях. Заранее готовим пригласительные билеты такого содержания:
Уважаемые Иван Петрович и Елена Сергеевна!
Наш 2 «А» класс и ваш сын Саша приглашают вас принять участие в нашем общем празднике, посвященном Семье. Мы ждем вас и надеемся, что в нашей школьной семье вы не будете чувствовать себя гостями.
Ребята 2-го «А» класса и их классный руководитель Оксана Михайловна. За оформление класса отвечают родители. Это эпиграфы, фотографии, детские работы, классные газеты, коллажи на тему «Моя семья» (каждая семья заранее получает лист ватмана и задание изобразить свою семью в форме коллажа), шары и т. д.
Совместно с детьми готовим поздравительные открытки, поделки для пап и мам, оформляем поздравительные письма родителям в связи с окончанием учебного года, создаем фотопортрет семьи, пишем мини-сочинение, например: «Мой папа – солдат», проводим награждение активных родителей за работу в классе, (проводим конкурс на лучшее награждение для родителей. Дети предлагают макеты медалей, выбираем лучший, например, медаль – детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми, в конце учебного года - торжественное вручение диска с детскими фотографиями за весь учебный год, учащимся праздничных писем-посланий классного руководителя (содержание писем направлено на то, чтобы поддержать каждого ребенка и пожелать ему успехов в новом учебном году).
Родители создают и поддерживают в семье трудовые семейные традиции, приучая детей соблюдать и продолжать их. Хорошие традиции укрепляют семью. Родители понимают, что воспитание детей – это наш общий большой сложный труд; этому надо постоянно учиться, хорошая, здоровая обстановка жизни ребенка в семье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд личный моральный пример – главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей.
Совместное родительское собрание-концерт:
Дипломы для родителей: «Суперпапа» и «Супермама»!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.