Роль семьи в воспитании любознательности у детей дошкольного возраста
«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
А.С. Макаренко.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский.
Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи
в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение
значительной части своей жизни. Познавательная
активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей
сознательной жизни человека. Любознательность и познавательные интересы влияют
на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и
углублению знаний в интересующей области. Семья
обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка
интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности
ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного
отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность
дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые
свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто
служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить
дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие
высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка,
учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются
в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать,
прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь
расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.
В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов
деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем
предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители
привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего
вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об
этом.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов
оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам
каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно
поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при
встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все
это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.
Семья – первый социальный институт, в котором получает свой жизненный опыт ребенок. Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности ребенка – в общении, познании и безопасности.
Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.
Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.
Любознательность и познавательные интересы дошкольника
проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их
развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью
предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей
действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и
обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они
побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей
области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и
обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные
возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку
познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным
стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность,
настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному
обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их
подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат
переход к обучению в школе детей с 6 лет.
В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей
любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных
результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно
только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями
для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и
старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на
его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным
сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они
легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так,
рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения
у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми
воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя
мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший
брат».
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо
проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их
рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны
уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.
В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов
деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем
предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители
привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего
вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об
этом.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов
оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по
силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно
поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при
встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все
это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.
Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет
психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие
вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития
в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и
познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в
детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно
провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей
с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы
воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может
быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с
природой с использованием проблемных вопросов и т. д.
Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей.
Заключение
Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.