Проект "Юные исследователи"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 20.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном описании проекта представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, а также учебно-тематический план работы и описание опытов. Данный проект предназначен для педагогов ДОУ и рассчитан на 1 год.
Иконка файла материала юный исследователь.doc

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 10 «Сказка» города Белово комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

"ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"

Проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белово 2023

Автор составитель: Гаськова Светлана Сергеевна, воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данном описании проекта представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, а также учебно-тематический план работы и описание опытов.

 Данный проект предназначен для педагогов ДОУ и рассчитан на 1 год.

Содержание

 

Паспорт проекта………………………………………………………………..…3

1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы……..……5

2. Цели и задачи………………………………………………………………..….6

3. Краткое описание проекта……………………………………………..……....7

4. Ожидаемые результаты…………………………………………………..…….8

5. Целевые группы проекта………………………………………………..……..9

6. Объем и содержание работ…………………………………………………….9

Литература……………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

 

Наименование проекта

«Юные исследователи»

Основные разработчики проекта

Педагоги, специалисты ДОУ

Цель и задачи проекта

Цель:

С помощью опытов побудить детей  к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества

Задачи:

1. формировать у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности;

2. развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

3. обогатить чувственный опыт ребенка – учить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.

 

Перечень основных мероприятий

 

 

- Разработка плана поэтапного развития проекта «Юные исследователи»;

- Составление плана работы с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы;

- Разработка рекомендаций по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении с окружающим миром.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, воспитанники, специалисты дошкольного учреждения.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

- у детей повысится уровень экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами;

- дети научаться быть внимательным к тому, что их окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать;

- у них будет развиваться собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств и сформируется  целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Сроки и этапы реализации проекта

1.          Подготовительный этап. Сентябрь.

Формирование проблемы;

Определение темы, цели, задач;

Изучение методической литературы по данной теме.

2.  Разработка проекта. Сентябрь.

Составление плана работы над проектом;

Определение тематики опытов;

Разработка учебно-тематического плана;

Привлечение родителей к сбору нужного материала и оборудования (песок, скорлупа от грецких орехов, семена разных растений и т.д.)

3. Внедрение проекта. Октябрь-апрель.

Проведение занятий, с использованием опытов;

Обновление материала в родительском уголке «Юные исследователи»

4. Итоговый. Май.

Презентация деятельности детей на общем родительском собрании по теме «Наши дети - юные исследователи»;

Семинар – практикум для родителей по теме «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста»;

Защита проекта и выступление с анализом проделанной работы на педагогическом совете.

 

 

1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

 

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжения  в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Поэтому мы решили в учебную деятельность дошкольников внедрить проект по экспериментированию «Юные исследователи», который мы запланировали на 1 год.

 

 

2. Цели и задачи проекта

 

Проект «Юные исследователи» способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Настоящий проект имеет     

Цель: – с помощью опытов побудить детей  к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

К числу основных задач, решавшихся в ходе реализации проекта относятся:

1. формировать у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности;

2. развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

3. обогатить чувственный опыт ребенка – учить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.

 

 

3. Краткое описание проекта по этапам

 

1 этап. Подготовительный.

На данном этапе проводится подготовительная работа. Определяются цели, задачи. А также изучается методическая литература.

 

2       этап.  Разработка проекта

Составление плана работы над проектом. Определение тематики опытов. Разработка учебно-тематического плана. Привлечение родителей к сбору нужного материала и оборудования (песок, скорлупа от грецких орехов, семена разных растений и т.д.)

 

3 этап. Внедрение (практическая деятельность).

Для успешной реализации проекта рекомендуется проводить опыты, строящиеся на основе представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда.

Знакомясь с неживой природой у детей формируется представление о неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.

Регулярно обновляется материал в родительском уголке «Юные исследователи», который знакомит родителей с практической познавательной деятельностью детей на занятиях.

 

4 этап. Итоговый

На данном этапе проводится презентация деятельности на общем родительском собрании по теме «Наши дети - юные исследователи». Так же проводится семинар – практикум для родителей по теме «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста».

На педагогическом совете проект защищается и проводится анализ проделанной работы.

 

 

4. Ожидаемые результаты

 

В начале проекта предполагалось:

- Повысить уровень экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами;

- Оборотить чувственный опыт детей, т.е. они научаться быть внимательным к тому, что их окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать;

- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

- Сформируется у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

 

5. Целевые группы проекта

 

Проект «Юные исследователи» рассчитан для детей дошкольного возраста от трех до семи лет.

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников: в группе, подгруппе, с привлечением родителей дошкольников.

 

 

6. Объем и содержание работ

 

№ п/п

Содержание деятельности

Цель и задачи

Исполнители и соискатели

Сроки реализации

1.

- Сбор и анализ методической литературы по данной теме.

 

Изучить методическую литературу для последующего использования ее в работе с детьми.

Все участники проекта

 

 

1 неделя

Сентября

 

 

2.

- Составить план работы с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы.

Выбрать наиболее эффективные приемы работы с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы.

Все участники проекта

 

 

 

Сентябрь

3.

- Разработка рекомендаций по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении с окружающим миром.

Выявить степень заинтересованности детей и родителей.

Старший воспитатель, воспитатели

 

 

Сентябрь

4.

- Провести занятия с использованием опытов.

Привлечь детей к совместным усилиям по оздоровлению с явлениями неживой природы.

Все участники проекта

 

 

Октябрь - Апрель

5.

- Провести семинар-практикум для родителей по теме: «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста»

Познакомить родителей с практическим опытом использования экспериментирования с детьми дошкольного возраста

Все участники проекта

 

 

 

Апрель

 

6.

- Выступить на общем родительском собрании с презентацией о проделанной деятельности по теме «Наши дети - юные исследователи».

Познакомить родителей с проделанной работой, показать важность данного проекта.

Все участники проекта

 

 

 

Апрель

7.

- Защита проекта на педагогическом совете.

Познакомить педагогов с проделанной работой и проанализировать данную деятельность.

Старший воспитатель, воспитатели

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.                Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [текст]/ Т.М. Бондаренко. – Воронеж – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002.

2.                Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [текст]/ Т.М. Бондаренко. – Воронеж – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002.

3.                Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [текст]/ А.И. Иванова. – М: ТЦ «Сфера», 2004.

4.                Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [текст]/ А.И. Иванова. – М: ТЦ «Сфера», 2004.

5.                Куликовская, И.Э., Совриг, Н.Н. Детское экспериментирование [текст]/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совриг. – Пед. Общ-во России, 2003.

6.                Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование [текст]/ Е.В. Марудова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учебно-тематический план

 

 

 

 

Раздел

Кол-во занятий

Сроки реализации

1

I. Раздел «Волшебница- вода»

 

октябрь

2

II. Раздел «Воздух невидимка»

 

 

3

III. Раздел «Что у нас под ногами»

 

 

4

IV. Раздел «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»

 

 

5

V. Раздел «Металлы»

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Тематический план

 

 

Раздел

Кол-во занятий

Сроки реализации

1

I. Раздел «Волшебница- вода»

1.1. «Узнаем, какая вода»,

«У воды нет вкуса и запаха»

1.2. «Лед – твердая вода»

 

 

 

 

 

октябрь

2

II. Раздел «Воздух невидимка»

2.1.

2.2.

 

 

 

 

3

III. Раздел «Что у нас под ногами»

3.1.

3.2.

 

 

 

 

4

IV. Раздел «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»

4.1.

4.2.

 

 

5

V. Раздел № 5. Металлы

5.1.

5.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Блок I. Волшебница-вода

 

Опыт № 1. «Узнаем, какая вода»

Цель: Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

Материалы и оборудование: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая заполнена под самую крышку, с чистой водой, третья – с водой, окрашенной жидким красителем (фиточай) и добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей, сахар, ложки.

Ход: Педагог показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две –  тяжелые, в одной из тяжелых емкостей – окрашенная жидкость. Затем емкости открывают, и дети убеждаются, что впервой ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Педагог просит детей объяснить, как они догадались, что находиться в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчиков.

Результат: Вода переливается из одного сосуда в другой, то есть льется. Вода прозрачная на вид.

Вывод: Вода прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

 

Опыт № 2. «Растворимость веществ в воде»

Цель: Помочь детям выделить свойства воды: она растворяет некоторые вещества.

Материалы и оборудование: Стаканы с водой (по количеству детей +4), сахарный песок, соль, речной песок, акварельные краски, мерные ложечки, кисточки, клеенка.

Ход: Педагог предлагает детям посмотреть, что случиться с песком, если его посыпать в стакан с водой. В два других стакана педагог поочередно насыпает сахарный песок и соль. Предлагает детям попробовать детям воду на вкус (просит описать результат). Далее педагог предлагает размешать акварельную краску в стакане с водой. У каждого ребенка – свой цвет. Педагог спрашивает детей, почему вода стала цветной?

Результат: При смешивании речного песка и воды – песок оседает на дно, не растворяется. Остальные вещества в опыте (сахарный песок, соль, акварельные краски) растворились в воде.

Вывод: Одни вещества в воде растворяются, другие – нет.

 

Опыт № 3. «Пар – тоже вода» 67

 

Опыт № 3. «Замерзание жидкостей» 95

Опыт № 1 «Лед – твердая вода» 44

 

 

Опыт № 1 «Проращивание семян в блюдце с водой и безводы» 38,37

 

 

II.

III.

IV.

V.


Посмотрите также