Проект "Юные исследователи"
Оценка 4.8

Проект "Юные исследователи"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитание
3 кл—7 кл
20.06.2023
Проект "Юные исследователи"
В данном описании проекта представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, а также учебно-тематический план работы и описание опытов. Данный проект предназначен для педагогов ДОУ и рассчитан на 1 год.
юный исследователь.doc

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 10 «Сказка» города Белово комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

"ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"

Проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белово 2023

Автор составитель: Гаськова Светлана Сергеевна, воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данном описании проекта представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, а также учебно-тематический план работы и описание опытов.

 Данный проект предназначен для педагогов ДОУ и рассчитан на 1 год.

Содержание

 

Паспорт проекта………………………………………………………………..…3

1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы……..……5

2. Цели и задачи………………………………………………………………..….6

3. Краткое описание проекта……………………………………………..……....7

4. Ожидаемые результаты…………………………………………………..…….8

5. Целевые группы проекта………………………………………………..……..9

6. Объем и содержание работ…………………………………………………….9

Литература……………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

 

Наименование проекта

«Юные исследователи»

Основные разработчики проекта

Педагоги, специалисты ДОУ

Цель и задачи проекта

Цель:

С помощью опытов побудить детей  к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества

Задачи:

1. формировать у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности;

2. развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

3. обогатить чувственный опыт ребенка – учить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.

 

Перечень основных мероприятий

 

 

- Разработка плана поэтапного развития проекта «Юные исследователи»;

- Составление плана работы с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы;

- Разработка рекомендаций по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении с окружающим миром.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, воспитанники, специалисты дошкольного учреждения.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

- у детей повысится уровень экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами;

- дети научаться быть внимательным к тому, что их окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать;

- у них будет развиваться собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств и сформируется  целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Сроки и этапы реализации проекта

1.          Подготовительный этап. Сентябрь.

Формирование проблемы;

Определение темы, цели, задач;

Изучение методической литературы по данной теме.

2.  Разработка проекта. Сентябрь.

Составление плана работы над проектом;

Определение тематики опытов;

Разработка учебно-тематического плана;

Привлечение родителей к сбору нужного материала и оборудования (песок, скорлупа от грецких орехов, семена разных растений и т.д.)

3. Внедрение проекта. Октябрь-апрель.

Проведение занятий, с использованием опытов;

Обновление материала в родительском уголке «Юные исследователи»

4. Итоговый. Май.

Презентация деятельности детей на общем родительском собрании по теме «Наши дети - юные исследователи»;

Семинар – практикум для родителей по теме «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста»;

Защита проекта и выступление с анализом проделанной работы на педагогическом совете.

 

 

1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

 

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжения  в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Поэтому мы решили в учебную деятельность дошкольников внедрить проект по экспериментированию «Юные исследователи», который мы запланировали на 1 год.

 

 

2. Цели и задачи проекта

 

Проект «Юные исследователи» способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Настоящий проект имеет     

Цель: – с помощью опытов побудить детей  к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

К числу основных задач, решавшихся в ходе реализации проекта относятся:

1. формировать у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности;

2. развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

3. обогатить чувственный опыт ребенка – учить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.

 

 

3. Краткое описание проекта по этапам

 

1 этап. Подготовительный.

На данном этапе проводится подготовительная работа. Определяются цели, задачи. А также изучается методическая литература.

 

2       этап.  Разработка проекта

Составление плана работы над проектом. Определение тематики опытов. Разработка учебно-тематического плана. Привлечение родителей к сбору нужного материала и оборудования (песок, скорлупа от грецких орехов, семена разных растений и т.д.)

 

3 этап. Внедрение (практическая деятельность).

Для успешной реализации проекта рекомендуется проводить опыты, строящиеся на основе представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда.

Знакомясь с неживой природой у детей формируется представление о неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.

Регулярно обновляется материал в родительском уголке «Юные исследователи», который знакомит родителей с практической познавательной деятельностью детей на занятиях.

 

4 этап. Итоговый

На данном этапе проводится презентация деятельности на общем родительском собрании по теме «Наши дети - юные исследователи». Так же проводится семинар – практикум для родителей по теме «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста».

На педагогическом совете проект защищается и проводится анализ проделанной работы.

 

 

4. Ожидаемые результаты

 

В начале проекта предполагалось:

- Повысить уровень экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами;

- Оборотить чувственный опыт детей, т.е. они научаться быть внимательным к тому, что их окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать;

- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

- Сформируется у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

 

5. Целевые группы проекта

 

Проект «Юные исследователи» рассчитан для детей дошкольного возраста от трех до семи лет.

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников: в группе, подгруппе, с привлечением родителей дошкольников.

 

 

6. Объем и содержание работ

 

№ п/п

Содержание деятельности

Цель и задачи

Исполнители и соискатели

Сроки реализации

1.

- Сбор и анализ методической литературы по данной теме.

 

Изучить методическую литературу для последующего использования ее в работе с детьми.

Все участники проекта

 

 

1 неделя

Сентября

 

 

2.

- Составить план работы с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы.

Выбрать наиболее эффективные приемы работы с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы.

Все участники проекта

 

 

 

Сентябрь

3.

- Разработка рекомендаций по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении с окружающим миром.

Выявить степень заинтересованности детей и родителей.

Старший воспитатель, воспитатели

 

 

Сентябрь

4.

- Провести занятия с использованием опытов.

Привлечь детей к совместным усилиям по оздоровлению с явлениями неживой природы.

Все участники проекта

 

 

Октябрь - Апрель

5.

- Провести семинар-практикум для родителей по теме: «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста»

Познакомить родителей с практическим опытом использования экспериментирования с детьми дошкольного возраста

Все участники проекта

 

 

 

Апрель

 

6.

- Выступить на общем родительском собрании с презентацией о проделанной деятельности по теме «Наши дети - юные исследователи».

Познакомить родителей с проделанной работой, показать важность данного проекта.

Все участники проекта

 

 

 

Апрель

7.

- Защита проекта на педагогическом совете.

Познакомить педагогов с проделанной работой и проанализировать данную деятельность.

Старший воспитатель, воспитатели

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.                Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [текст]/ Т.М. Бондаренко. – Воронеж – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002.

2.                Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [текст]/ Т.М. Бондаренко. – Воронеж – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002.

3.                Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [текст]/ А.И. Иванова. – М: ТЦ «Сфера», 2004.

4.                Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [текст]/ А.И. Иванова. – М: ТЦ «Сфера», 2004.

5.                Куликовская, И.Э., Совриг, Н.Н. Детское экспериментирование [текст]/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совриг. – Пед. Общ-во России, 2003.

6.                Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование [текст]/ Е.В. Марудова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учебно-тематический план

 

 

 

 

Раздел

Кол-во занятий

Сроки реализации

1

I. Раздел «Волшебница- вода»

 

октябрь

2

II. Раздел «Воздух невидимка»

 

 

3

III. Раздел «Что у нас под ногами»

 

 

4

IV. Раздел «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»

 

 

5

V. Раздел «Металлы»

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Тематический план

 

 

Раздел

Кол-во занятий

Сроки реализации

1

I. Раздел «Волшебница- вода»

1.1. «Узнаем, какая вода»,

«У воды нет вкуса и запаха»

1.2. «Лед – твердая вода»

 

 

 

 

 

октябрь

2

II. Раздел «Воздух невидимка»

2.1.

2.2.

 

 

 

 

3

III. Раздел «Что у нас под ногами»

3.1.

3.2.

 

 

 

 

4

IV. Раздел «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»

4.1.

4.2.

 

 

5

V. Раздел № 5. Металлы

5.1.

5.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Блок I. Волшебница-вода

 

Опыт № 1. «Узнаем, какая вода»

Цель: Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

Материалы и оборудование: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая заполнена под самую крышку, с чистой водой, третья – с водой, окрашенной жидким красителем (фиточай) и добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей, сахар, ложки.

Ход: Педагог показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две –  тяжелые, в одной из тяжелых емкостей – окрашенная жидкость. Затем емкости открывают, и дети убеждаются, что впервой ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Педагог просит детей объяснить, как они догадались, что находиться в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчиков.

Результат: Вода переливается из одного сосуда в другой, то есть льется. Вода прозрачная на вид.

Вывод: Вода прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

 

Опыт № 2. «Растворимость веществ в воде»

Цель: Помочь детям выделить свойства воды: она растворяет некоторые вещества.

Материалы и оборудование: Стаканы с водой (по количеству детей +4), сахарный песок, соль, речной песок, акварельные краски, мерные ложечки, кисточки, клеенка.

Ход: Педагог предлагает детям посмотреть, что случиться с песком, если его посыпать в стакан с водой. В два других стакана педагог поочередно насыпает сахарный песок и соль. Предлагает детям попробовать детям воду на вкус (просит описать результат). Далее педагог предлагает размешать акварельную краску в стакане с водой. У каждого ребенка – свой цвет. Педагог спрашивает детей, почему вода стала цветной?

Результат: При смешивании речного песка и воды – песок оседает на дно, не растворяется. Остальные вещества в опыте (сахарный песок, соль, акварельные краски) растворились в воде.

Вывод: Одни вещества в воде растворяются, другие – нет.

 

Опыт № 3. «Пар – тоже вода» 67

 

Опыт № 3. «Замерзание жидкостей» 95

Опыт № 1 «Лед – твердая вода» 44

 

 

Опыт № 1 «Проращивание семян в блюдце с водой и безводы» 38,37

 

 

II.

III.

IV.

V.


Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Автор составитель: Гаськова Светлана

Автор составитель: Гаськова Светлана

Содержание Паспорт проекта………………………………………………………………

Содержание Паспорт проекта………………………………………………………………

Паспорт проекта Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование

Паспорт проекта Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование

Перечень основных мероприятий -

Перечень основных мероприятий -

Сроки и этапы реализации проекта 1

Сроки и этапы реализации проекта 1

Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка

Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка

Цель: – с помощью опытов побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества

Цель: – с помощью опытов побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества

Знакомясь с неживой природой у детей формируется представление о неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы

Знакомясь с неживой природой у детей формируется представление о неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы

Целевые группы проекта Проект «Юные исследователи» рассчитан для детей дошкольного возраста от трех до семи лет

Целевые группы проекта Проект «Юные исследователи» рассчитан для детей дошкольного возраста от трех до семи лет

Провести семинар-практикум для родителей по теме: «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста»

Провести семинар-практикум для родителей по теме: «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста»

Литература 1.

Литература 1.

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

IV . Раздел «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко» 4

IV . Раздел «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко» 4

Педагог просит детей объяснить, как они догадались, что находиться в емкостях

Педагог просит детей объяснить, как они догадались, что находиться в емкостях

Опыт № 3. «Замерзание жидкостей» 95

Опыт № 3. «Замерзание жидкостей» 95
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2023