Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 10 «Сказка» города Белово комбинированного вида»
"ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"
Проект
Белово 2023
Автор составитель: Гаськова Светлана Сергеевна, воспитатель
В данном описании проекта представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, а также учебно-тематический план работы и описание опытов.
Данный проект предназначен для педагогов ДОУ и рассчитан на 1 год.
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………..…3
1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы……..……5
2. Цели и задачи………………………………………………………………..….6
3. Краткое описание проекта……………………………………………..……....7
4. Ожидаемые результаты…………………………………………………..…….8
5. Целевые группы проекта………………………………………………..……..9
6. Объем и содержание работ…………………………………………………….9
Литература……………………………………………………………………….11
Паспорт проекта
Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Наименование проекта |
«Юные исследователи» |
Основные разработчики проекта |
Педагоги, специалисты ДОУ |
Цель и задачи проекта |
Цель: С помощью опытов побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества Задачи: 1. формировать у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности; 2. развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств; 3. обогатить чувственный опыт ребенка – учить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.
|
Перечень основных мероприятий
|
- Разработка плана поэтапного развития проекта «Юные исследователи»; - Составление плана работы с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы; - Разработка рекомендаций по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении с окружающим миром. |
Исполнители проекта и основных мероприятий |
Педагоги, воспитанники, специалисты дошкольного учреждения. |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
В результате выполнения проекта будет достигнуто: - у детей повысится уровень экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами; - дети научаться быть внимательным к тому, что их окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать; - у них будет развиваться собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств и сформируется целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. |
Сроки и этапы реализации проекта |
1. Подготовительный этап. Сентябрь. Формирование проблемы; Определение темы, цели, задач; Изучение методической литературы по данной теме. 2. Разработка проекта. Сентябрь. Составление плана работы над проектом; Определение тематики опытов; Разработка учебно-тематического плана; Привлечение родителей к сбору нужного материала и оборудования (песок, скорлупа от грецких орехов, семена разных растений и т.д.) 3. Внедрение проекта. Октябрь-апрель. Проведение занятий, с использованием опытов; Обновление материала в родительском уголке «Юные исследователи» 4. Итоговый. Май. Презентация деятельности детей на общем родительском собрании по теме «Наши дети - юные исследователи»; Семинар – практикум для родителей по теме «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста»; Защита проекта и выступление с анализом проделанной работы на педагогическом совете. |
1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжения в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Поэтому мы решили в учебную деятельность дошкольников внедрить проект по экспериментированию «Юные исследователи», который мы запланировали на 1 год.
2. Цели и задачи проекта
Проект «Юные исследователи» способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Настоящий проект имеет
Цель: – с помощью опытов побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
К числу основных задач, решавшихся в ходе реализации проекта относятся:
1. формировать у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности;
2. развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
3. обогатить чувственный опыт ребенка – учить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.
3. Краткое описание проекта по этапам
1 этап. Подготовительный.
На данном этапе проводится подготовительная работа. Определяются цели, задачи. А также изучается методическая литература.
2 этап. Разработка проекта
Составление плана работы над проектом. Определение тематики опытов. Разработка учебно-тематического плана. Привлечение родителей к сбору нужного материала и оборудования (песок, скорлупа от грецких орехов, семена разных растений и т.д.)
3 этап. Внедрение (практическая деятельность).
Для успешной реализации проекта рекомендуется проводить опыты, строящиеся на основе представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда.
Знакомясь с неживой природой у детей формируется представление о неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.
Регулярно обновляется материал в родительском уголке «Юные исследователи», который знакомит родителей с практической познавательной деятельностью детей на занятиях.
4 этап. Итоговый
На данном этапе проводится презентация деятельности на общем родительском собрании по теме «Наши дети - юные исследователи». Так же проводится семинар – практикум для родителей по теме «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста».
На педагогическом совете проект защищается и проводится анализ проделанной работы.
4. Ожидаемые результаты
В начале проекта предполагалось:
- Повысить уровень экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами;
- Оборотить чувственный опыт детей, т.е. они научаться быть внимательным к тому, что их окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать;
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- Сформируется у детей целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
5. Целевые группы проекта
Проект «Юные исследователи» рассчитан для детей дошкольного возраста от трех до семи лет.
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников: в группе, подгруппе, с привлечением родителей дошкольников.
6. Объем и содержание работ
№ п/п |
Содержание деятельности |
Цель и задачи |
Исполнители и соискатели |
Сроки реализации |
1. |
- Сбор и анализ методической литературы по данной теме.
|
Изучить методическую литературу для последующего использования ее в работе с детьми. |
Все участники проекта
|
1 неделя Сентября
|
2. |
- Составить план работы с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы. |
Выбрать наиболее эффективные приемы работы с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы. |
Все участники проекта
|
Сентябрь |
3. |
- Разработка рекомендаций по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении с окружающим миром. |
Выявить степень заинтересованности детей и родителей. |
Старший воспитатель, воспитатели
|
Сентябрь |
4. |
- Провести занятия с использованием опытов. |
Привлечь детей к совместным усилиям по оздоровлению с явлениями неживой природы. |
Все участники проекта
|
Октябрь - Апрель |
5. |
- Провести семинар-практикум для родителей по теме: «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста» |
Познакомить родителей с практическим опытом использования экспериментирования с детьми дошкольного возраста |
Все участники проекта
|
Апрель
|
6. |
- Выступить на общем родительском собрании с презентацией о проделанной деятельности по теме «Наши дети - юные исследователи». |
Познакомить родителей с проделанной работой, показать важность данного проекта. |
Все участники проекта
|
Апрель |
7. |
- Защита проекта на педагогическом совете. |
Познакомить педагогов с проделанной работой и проанализировать данную деятельность. |
Старший воспитатель, воспитатели |
Май |
Литература
1. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [текст]/ Т.М. Бондаренко. – Воронеж – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002.
2. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [текст]/ Т.М. Бондаренко. – Воронеж – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002.
3. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [текст]/ А.И. Иванова. – М: ТЦ «Сфера», 2004.
4. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [текст]/ А.И. Иванова. – М: ТЦ «Сфера», 2004.
5. Куликовская, И.Э., Совриг, Н.Н. Детское экспериментирование [текст]/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совриг. – Пед. Общ-во России, 2003.
6. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование [текст]/ Е.В. Марудова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
3. Учебно-тематический план
№ |
Раздел |
Кол-во занятий |
Сроки реализации |
|
1 |
I. Раздел «Волшебница- вода» |
|
октябрь |
|
2 |
II. Раздел «Воздух невидимка» |
|
|
|
3 |
III. Раздел «Что у нас под ногами» |
|
|
|
4 |
IV. Раздел «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко» |
|
|
|
5 |
V. Раздел «Металлы» |
|
|
|
|
|
|
|
4. Тематический план
№ |
Раздел |
Кол-во занятий |
Сроки реализации |
|
1 |
I. Раздел «Волшебница- вода» 1.1. «Узнаем, какая вода», «У воды нет вкуса и запаха» 1.2. «Лед – твердая вода» |
|
октябрь |
|
2 |
II. Раздел «Воздух невидимка» 2.1. 2.2. |
|
|
|
3 |
III. Раздел «Что у нас под ногами» 3.1. 3.2. |
|
|
|
4 |
IV. Раздел «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко» 4.1. 4.2. |
|
|
|
5 |
V. Раздел № 5. Металлы 5.1. 5.2. |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 1
Блок I. Волшебница-вода
Опыт № 1. «Узнаем, какая вода»
Цель: Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.
Материалы и оборудование: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая заполнена под самую крышку, с чистой водой, третья – с водой, окрашенной жидким красителем (фиточай) и добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей, сахар, ложки.
Ход: Педагог показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей – окрашенная жидкость. Затем емкости открывают, и дети убеждаются, что впервой ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Педагог просит детей объяснить, как они догадались, что находиться в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчиков.
Результат: Вода переливается из одного сосуда в другой, то есть льется. Вода прозрачная на вид.
Вывод: Вода прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.
Опыт № 2. «Растворимость веществ в воде»
Цель: Помочь детям выделить свойства воды: она растворяет некоторые вещества.
Материалы и оборудование: Стаканы с водой (по количеству детей +4), сахарный песок, соль, речной песок, акварельные краски, мерные ложечки, кисточки, клеенка.
Ход: Педагог предлагает детям посмотреть, что случиться с песком, если его посыпать в стакан с водой. В два других стакана педагог поочередно насыпает сахарный песок и соль. Предлагает детям попробовать детям воду на вкус (просит описать результат). Далее педагог предлагает размешать акварельную краску в стакане с водой. У каждого ребенка – свой цвет. Педагог спрашивает детей, почему вода стала цветной?
Результат: При смешивании речного песка и воды – песок оседает на дно, не растворяется. Остальные вещества в опыте (сахарный песок, соль, акварельные краски) растворились в воде.
Вывод: Одни вещества в воде растворяются, другие – нет.
Опыт № 3. «Пар – тоже вода» 67
Опыт № 3. «Замерзание жидкостей» 95
Опыт № 1 «Лед – твердая вода» 44
Опыт № 1 «Проращивание семян в блюдце с водой и безводы» 38,37
II.
III.
IV.
V.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.