Роль школьного музея в формировании культурно-духовного потенциала подрастающего поколения
Оценка 4.6

Роль школьного музея в формировании культурно-духовного потенциала подрастающего поколения

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
Все классы
18.09.2020
Роль школьного музея в формировании культурно-духовного потенциала подрастающего поколения
Школьный музей является своеобразной платформой, объединяющей культурную и познавательную составляющие образовательного процесса. Сегодня в музее можно изучать учебные дисциплины, реализовывать программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, организовывать исследовательскую деятельность.
Эссе Роль музея.docx

Роль школьного музея в формировании культурно-духовного потенциала подрастающего поколения

 

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

 

Академик Д. С. Лихачев

 

Воспитание гражданина и патриота, знающего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня – не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Наши дети – это поколение, которому жить на земле после нас. Каким оно будет? Сохраним ли мы историю русского народа? Будет ли существовать русский народ? Это насущные вопросы для всех на данный момент. Заложить фундамент необходимых знаний в наших силах.

С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Именно поэтому при знакомстве детей с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того, чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, мы должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. И возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.  Знакомство детей с традициями, обычаями, историей своего народа позволит ребятам стать лучше, чище, духовно богаче.

Современное общество, рассуждая о народной культуре, признаёт её существование во множестве разнообразных форм. Исследователями отмечено, что базой, исходной формой является этнокультура. Зачем современному человеку этнокультура, если он говорит на современном языке, поёт современные песни, носит модную одежду, пользуется новейшими технологиями, давно не совершает традиционных обрядов?

На это можно ответить, что каждое последующее поколение должно выступать как наследник лучшего в прошлом; изучение народной философии помогает объяснить способ выживания народа на земле; создаётся неразрывная связь между человеком - как частью и большим целостным миром.

И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства

Народная культура обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Ребёнок, впитавший в себя знания о своей земле, русском народе, его традициях, которые преподносятся методически грамотно и структурировано на современном этапе, не может не вырасти гармонично развитой личностью с чувством гордости за свою принадлежность к великому русскому народу.

Сегодня взрослые и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и, конечно, сопровождающим все это предметам. У людей появляется желание узнать, как жили их предки несколько столетий тому назад на русской земле.

И в этом огромную роль играет школьный музей, где именно средствами краеведения можно научить городских детей погружаться в островки национальной культуры, особенности быта Тамбовского края, принять деятельное участие в сохранении старины.

Музей существует в нашей школе 40 лет. Он создавался как музей русской кухни. Однако затем он был перепрофилирован в этнографический музей «Русская старина».

На многие вопросы поможет дать ответ экспозиция музея, созданная учащимися школы под руководством преподавателей. Здесь представлены многие подлинные предметы крестьянского быта конца XIX – начала XX веков.

Экспозиция школьного музея воссоздает обстановку старинной русской избы. В музее представлено несколько разделов: интерьер крестьянской избы, предметы труда и быта, крестьянская одежда, ткачество, вышивка.

Здесь дети узнают о назначении предметов домашнего обихода, которые уже стали историей. Экскурсоводы рассказывают о русских традициях, обрядах и давно забытом бытовом укладе, показывают, как наши предки пользовались бытовыми вещами, и каждый желающий может попробовать это сделать своими руками. Каждый музейный экспонат ребята могут взять в руки, посмотреть, как он устроен. Дети на собственном опыте убеждаются, что быт в старину был тяжел. И тем острее осознается мудрая любовь человека к красоте, благодаря которой затейливо украшались и эти предметы, и многие другие - скатерти, рушники, посуда, половики.

При знакомстве с предметами музейной экспозиции в этнографическом музее «Русская старина», обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно-бытовой культуры.

Экспозиция музея позволяет в полной мере окунуться в прошлое тамбовского края, ощутить свою сопричастность истории великой страны. Этот богатый потенциал максимально используется для всей системы воспитательной работы в школе.

В музее «Русская старина» проводятся обзорные и тематические экскурсии. Их проводят учащиеся-экскурсоводы.

Методическая разработка обзорной экскурсии «Крестьянская изба» на муниципальном этапе областного конкурса «Лучший школьный музей» в 2017 году заняла первое место.

Для учащихся всех возрастов проводятся музейные уроки и мероприятия. Традицией стало проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, укрепляющих и обогащающих преемственность между поколениями.

Реализуемая мной дополнительная общеразвивающая программа «Диалог поколений» своей целью ставит приобщение детей к истокам русской культуры, к духовным традициям родного края путем изучения и организации работы школьного музея.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе работы с материалами – источниками по истории общества, имеющими воспитательную и научно-познавательную ценность.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших педагогических задач.

Школьный музей является своеобразной платформой, объединяющей культурную и познавательную составляющие образовательного процесса. Сегодня в музее можно изучать учебные дисциплины, реализовывать программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, организовывать исследовательскую деятельность.

Разноуровневый подход в программе выступает как важный инструмент личностно-ориентированного обучения. Каждый учащийся выполняет задания по организации работы музея, которые выбирает по своим интересам: ведение документации, проведение экскурсий, занятия издательской деятельностью и т. д.

Все обучающиеся по программе «Диалог поколений» образуют актив музея, в котором созданы лекторская, поисково-исследовательская и оформительская группы.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея – поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, программного обеспечения, терминологией, средствами виртуальной коммуникации.

Развитие информационной образовательной среды музея способствует переходу к новым механизмам воздействия на человека. Информационные технологии позволяют привлекать учеников в музей, вызывают интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогают воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших предков, гордость за успехи и достижения земляков.

Практическое применение инновационных технологий способствует расширению образовательного пространства музея, а также обобщению обучающимися знаний о культурно-историческом прошлом России, совершенствованию метапредметных компетенций школьников, привитию базовых национальных ценностей.

Подводя итог, хочу сказать, что сегодня музей — это не только носитель культурных традиций, но и мощное средство воспитания и образования человека, это не просто место для проведения досуга, но, прежде всего пространство реального соприкосновения с опытом и знанием прошлых поколений.


 

Роль школьного музея в формировании культурно-духовного потенциала подрастающего поколения

Роль школьного музея в формировании культурно-духовного потенциала подрастающего поколения

И возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека

И возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека

И в этом огромную роль играет школьный музей, где именно средствами краеведения можно научить городских детей погружаться в островки национальной культуры, особенности быта

И в этом огромную роль играет школьный музей, где именно средствами краеведения можно научить городских детей погружаться в островки национальной культуры, особенности быта

В музее «Русская старина» проводятся обзорные и тематические экскурсии

В музее «Русская старина» проводятся обзорные и тематические экскурсии

Все обучающиеся по программе «Диалог поколений» образуют актив музея, в котором созданы лекторская, поисково-исследовательская и оформительская группы

Все обучающиеся по программе «Диалог поколений» образуют актив музея, в котором созданы лекторская, поисково-исследовательская и оформительская группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2020