Д. В. Гайсина.
учитель истории МБОУ ООШ с. Каралачик,
руководитель школьном музея
Родь школьною
музея в патриотическом и духовно-нравственном
воспитании школьников
На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров. Да, мы живем в непростое время. И все-таки, в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество - общества гуманною, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание.
Известно, что становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующий нс только социальный, но и духовно- нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другое аспекты.
Под патриотизмом понимается любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность к его защите вплоть до самопожертвования. Патриотизм одновременно проявляется в целостности и неразрывности процесса воспитания как социального явления, неразграниченности в реальной практике на самостоятельные направления.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее влияние. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством, а Л.Н. Толстой писал: «Патриотизм чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя се блага, счастья, могущества».
В условиях реализации государственной Программы патриотического воспитания граждан РФ, особенно возрастает роль музеев как эффективного инструмента воспитания любви к родному краю, Отечеству.
Несколько лет я являюсь руководителем школьного музея и считаю, что музей в школе является центром воспитательной работы по патриотическому воспитанию и играет огромную роль в духовном развитии школьников. Музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы.
Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки, а также заниматься поисковой деятельностью. Материалы музея, используемые на уроках, помогают в решении важнейших задач по патриотическому воспитанию.
В ООШ с. Каралачик Фёдоровского района накоплен свой опыт работы по патриотическому воспитанию учащихся на базе школьного музея, который существует более 40 лет. В нашей школе традиционными делами стали музейные уроки, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; подготовка и проведение праздников День Защитника Отечества, День Памяти; ежегодное проведение конкурса строевой песни, конкурса стенгазет, организована шефская работа с ветеранами и тружениками тыла, важное место в патриотическом воспитании занимает акция «Бессмертный полк». За каждым классом закреплен ветеран войны или труженик тыла военных лет. Живое общение с ветеранами формирует у школьников чувство сопричастности и гордости за наш народ-победитель, учит толерантности, воспитывает любовь к родному краю. Учащиеся и члены музея организуют встречи с подшефными ветеранами в школе, поздравляют их с великими праздниками страны, оказывают тимуровскую помощь.
Таким образом, тесно связанный с уроками, с учебно-воспитательным процессом школы, музей создаёт благоприятные условия для индивидуальной работы, для коллективной творческой деятельности учащихся, помогает прививать им умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации и благодаря энтузиазму и энергии юных краеведов на высшем уровне проходя все мероприятия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.