Роль сказки в развитии творческого воображения детей
Вундеркинды, как правило, дети родителей с богатым воображением.
Жан Кокто
Сказки развивают воображение ребенка, учат мечтать, мыслить, тренируют память и внимание, помогают в развитии речи.
Сказка легкодоступна для детского восприятия, поэтому педагогам даже не нужно прикладывать особых усилий, чтобы завоевать внимание ребят.
после прочтения сказки воссоздаём образы с помощью рисунков;
используем метод детализации (описание героев и предметов);
развиваем умение создавать после прочтения сказки простые образы, с помощью метода противопоставления (умение мысленно наделять предмет или героя противоположными качествами);
воссоздаем и обыгрываем героев прочтенной сказки по ролям.
сочиняем сказки по схеме, выбирая случайно или целенаправленно. Использовали в работе метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Эта методика позволяет развивать фантазию, создает условия, при которых знакомые герои попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут абсолютно любыми, даже самыми невероятными (герои сказки колобок встречаются с героями других сказок и идут выручать, например, шестерых братьев и сестер серого козлика, которого съел ЗЛОЙ и СТРАШНЫЙ серый волк, по пути встречая принцессу – лягушку, которую заколдовала злая волшебница Змеинда). Мы раздавали детям маски или же они выбирали себе маску сами, просили закрыть на минутку глаза и представить себя выбранным героем, придумать действие и сказка начиналась. Дети быстро подхватывали инициативу, у кого не получалось на помощь тут же приходили остальные ребята.
Сказка учит ребенка жить, оригинально и творчески мыслить, по- своему, преобразовывать ход повествования, используя свою фантазию.
В работе с детьми так же важны иллюстрации, картины, презентации. Когда ребенок не только слушает сказку, а еще и видит, как действуют герои, он более глубоко воспринимает содержание сказки и на более длительное время запоминает её. При использовании театрализации дети учатся передавать эмоции через вхождение в образ героя. Так же в своей работе мы используем игры – фантазии «Продолжи сказку».
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать дидактические игры. («Встречи героев», «Новые сказки»,
«Звукорежиссеры», «Пропущенный кадр», «Сказочная цепочка»). Это хорошо помогает в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи. Еще в работе помогает «Картотека игр и упражнения для развития воображения детей дошкольного возраста», мнемотаблицы, а так же технология ТРИЗ.
Уже в 5 лет ребёнок может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.
Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. Мы играем в сказку.
Цель: знакомство детей с весенним праздником - Днем подснежника. Развитие воображения через устное народное творчество.
Обучающие:
ü уточнить и расширить представления о первых цветах весны (подснежники);
ü вызвать эстетические переживания от участия в сказочном действии.
Развивающие:
ü развивать познавательный интерес, диалогическую речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
ü воспитывать эстетический вкус и чувства прекрасного в душе ребёнка. Оборудование и реквизиты: музыкальный центр, проектор, театральные костюмы, маски
Герои взрослые: Рассказчица, Медведь
Герои дети: Подснежник, Верочка, Егор, Леший.
Дети друг за другом заходят в зал под песню «Весну звали» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник.
Встают в круг, поют в круге песню.
Рассказчица. Под тающим льдом просыпаются реки, с крыш радостно звенит капель, из-под белого снега пробивает первая зелень, а солнце из бледного пятнышка на небе превращается в ярко-оранжевое и дарит свое тепло.
Здравствуйте, ребята, сегодня хочу я вам рассказать о скромном красивом цветочке, который зовут Подснежник.
В зал вбегает девочка в белом платье, на голове обруч с изображением цветка.
Встает в центр круга. Читает стихотворение.
Музыка: Э. Григ – «Утро».
Я родился! Я родился!
Снег пробил, На свет явился!
Ух, какой ты, снег, колючий, Ты холодный, снег, и злющий. О морозах зря мечтаешь,
Очень скоро ты растаешь,
Анзельмас Матутис
Уплывешь потоком в речку И не скажешь ни словечка!
Девочка кланяется и встает вместе с ребятами в хоровод.
Рассказчица.
В разных странах, ребята, этот цветок называют по-разному. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой; чехи — снежинкой; немцы — снежным колокольчиком, а россияне — подснежником. И, конечно, мы с вами знаем, что зовем мы этот нежный цветок так, потому что он появляется прямо из-под снега, с первыми теплыми лучами солнца. Образ подснежника полон тайн и загадок.
В одной легенде говорится о том, что богиня цветов Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белое платье. Но снег тоже хотел участвовать в карнавале, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы помочь ему, но они испугались холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим белым плащом. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день. Давайте и мы с вами встанем в хоровод и потанцуем вместе с Флорой и подснежником.
Из девочек выбирается Флора, ей на голову надевается венок.
Дети водят хоровод цветов, богиня цветов Флора и подснежник кружатся в середине хоровода, Рассказчица показывает ребятам движения хоровода.
Музыка: П.И. Чайковский – «Вальс цветов».
Танец – «Хоровод друзей».
Рассказчица.
Молодцы, цветочки, красиво потанцевали. А у нас на Руси существовала легенда, что однажды Зима-старуха со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались ее угроз, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелек, и смог выбраться из-под снежного покрывала. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне…
Каждый год, 19 апреля, во многих странах мира отмечается красивый весенний праздник — День подснежника.
Легенд и историй о подснежнике очень много и ребята группы «КРАСКИ» предлагают вашему вниманию сценку, которая так и называется: «Легенда о подснежниках».
На сцене ширма с оконцами, впереди лавка, стол, половичок.
Музыка: Э. Григ – «Утро»
Рассказчица. В одной небольшой деревушке, на самом краю леса, жили брат и сестра. Звали детей Егорка и Верочка. Родители у них умерли рано, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому.
Брат собирается на охоту, сестра его провожает.
Егорка. Пойду я, Верочка, на охоту, смотри, как распогодилось. Если повезет, с добычей вернусь.
Верочка. Иди, Егорушка, я тебя дома ждать буду, обед сварю, полы помою.
Рассказчица. Ушел Егорка в лес, осталась Верочка одна. Обед сварила, взяла ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым.
Верочка берет ведра, выходит из избушки. Собирает в ведра снег, напевает песенку. Девочка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. В том лесу жил леший, дух леса, хозяин лесной. Давно заприметил Леший Верочку, очень нравилась она ему, потому что девочка была не
только хозяйственная, но и очень красивая. Вот и решил старый Лешак забрать Веру к себе в помощницы. Схватил хозяин леса девочку и потащил дальше в лес.
Звучит тревожная музыка.
Танец – пантомима Верочки и Лешего.
Музыка: Э. Григ – «В пещере горного короля»
В конце: Лешак тащит девочку, а та вырывается, плачет.
Рассказчица. Вернулся Егорка домой, видит: дома все убрано чисто, обед сготовлен
(мальчик заглядывает в кастрюльки), а сестрицы нет.
Сел мальчик на лавку и задумался. Слышит стук в оконце. Окно открыл, залетел в избу красногрудый Снегирёк (птичка игрушка на палочке).
Музыка: Звуки щебетания птиц.
Рассказала птичка о беде, что с Верой приключилась. Собрался Егорка в лес Лешего искать, сестру выручать.
Егор идет в лес, вдруг из лесной чащи навстречу ему выходит Медведь.
Музыка: Г.В. Свиридов – «Зимняя дорога».
Егор снимает с плеча ружье, но Медведь говорит мальчику человеческим голосом.
Медведь. Погоди, Егорка, стрелять-то, помочь я тебе могу. Карта есть у меня, непростая карта, а волшебная. Покажет она тебе как побыстрее к Лешему дойти. А ребята-зрители научат тебя как этой картой пользоваться и помогут быстрее дойти до берлоги Лешака и выручить сестру из неволи.
Медведь выбирает из зрителей двух мальчиков и с помощью. Рассказчица проводит игру «Волшебная карта». Кто из детей выигрывает, тот и отдает свою карту Егору. Егорка заходит за нарисованные елки – муляжи или искусственные деревья.
После игры все садятся на стулья и снова звучит музыка.
Музыка: Э. Григ – «В пещере горного короля»
Леший тащит Верочку, она вырывается и плачет, снимает с себя бусы с маленькими белыми шариками или цветочками и раскидывает по дороге. Леший и Верочка скрываются за лесом. Из леса выходит Егор и видит маленькие беленькие цветочки.
Егорка. Что это за чудо? Прямо из снега цветочки выглядывают!
Рассказчица. И догадался тут мальчик, что это не просто цветы из-под снега, а это слезы сестрицы его в нежные цветочки превратились. И дорогу цветы подснежники ему указывают прямо к логову старого Лешего. Бегом побежал Егор спасать Верочку.
Егорка бежит за деревья, раздается шум борьбы, выстрелы, из-за деревьев выбегает и громко ревет Леший. Делает круг и выбегает из зала. Следом из-за деревьев
выходят брат с сестрой, радостные и счастливые, кружатся под музыку, собирают цветочки и кланяются зрителям.
Рассказчица. Горячие слезы девочки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы — подснежники. Они пробили себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Понравилась вам, ребята, наша сказка? А вы запомнили, когда люди празднуют день подснежника? Правильно. Каждый год, 19 апреля, во многих странах мира отмечается красивый весенний праздник — День подснежника.
Давайте мы еще с вами немножко поиграем, а потом пойдем в свои группы.
Содержание
Дети образуют круг. Водящий (ребенок) под речевку ходит внутри круга. Дети все вместе говорят речёвку:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, и подснежники звенят».
Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям, взмахивает платочком между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны,
обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему.
Правила. Тот из «бегунов, кто» первым добегает до ведущего, выхватывает у него платок и становится сам водящим.
Игра развивает память, внимание, мышление, ловкость, взаимопомощь, учит не наталкиваться друг на друга.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.