Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний
Оценка 4.7

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Оценка 4.7
ppt
17.04.2020
Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний
КМ и АМО.ppt

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Тренинг для учителей

Критическое мышление - это  мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой; аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном…

Критическое мышление - это  мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой; аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном…

Критическое мышление - это

 мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой;
аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек

- способность ставить новые, полные смысла вопросы ; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ; принимать независимые продуманные решения . Критическое мышление - это

- способность ставить новые, полные смысла вопросы ; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ; принимать независимые продуманные решения . Критическое мышление - это

- способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.

Критическое мышление - это

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Дэвид

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Дэвид

Критическое мышление имеет 5 характеристик
(Дэвид. Клустер)

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

Итак:
это отправная точка для развития творческого мышления
это способность анализировать информацию
это способность задавать вопросы

Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Ключевой тезис технологии развития критического мышления:

Ключевой тезис технологии развития критического мышления:

Ключевой тезис технологии развития критического мышления:

Конструирование» собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности

Цель технологии КМ : Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,…

Цель технологии КМ : Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,…

Цель технологии КМ:

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые…

Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые…

Роль учителя в ТРКМ:

направляет усилия учеников в определенное русло
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

11

Вызов
  Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
  Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания
  Информационная (получение новой информации по теме)
  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия
  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
  Информационная (приобретение нового знания)
  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Функции трех фаз
технологии развития критического мышления

На стадии « Вызов » уроков по технологии

На стадии « Вызов » уроков по технологии

На стадии «Вызов» уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:
«Кластер».
«Понятийное колесо» («Колесо знаний»)
«Тонкие» и «толстые» вопросы.
Таблица «Знаю-хочу знать – узнал».
«Дерево предсказаний».
«Ромашка Блума».
«Верные и неверные утверждения» («Верите ли Вы, что… ?»).
«Корзина идей».
Рассказ-предположение по «ключевым» словам.
«Синквейн».

Кластер Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока)

Кластер Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока)

Кластер

Цель приёма:
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Задание: Составьте кластер по любой теме (любому понятию)

Задание: Составьте кластер по любой теме (любому понятию)

Задание:
Составьте кластер по любой теме (любому понятию) Вашего предмета. Если есть желание, обсудите получившееся творение с коллегами.

Кластер по теме «Энергия»

Кластер по теме «Энергия»

Кластер по теме «Энергия»

Кластер по теме «Импульс тела»

Кластер по теме «Импульс тела»

Кластер по теме «Импульс тела»

Понятийное колесо» («Колесо знаний»)

Понятийное колесо» («Колесо знаний»)

«Понятийное колесо» («Колесо знаний»)

Прием чем-то напоминает кластер, однако все же отличается от него. Свое название приём получил из–за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова–ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети. Задача учащихся – написать за определенное время ассоциации к слову, записанному в центре.

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Задание: Составьте понятийное колесо к слову «ток»

Задание: Составьте понятийное колесо к слову «ток»

Задание:
Составьте понятийное колесо к слову «ток». Обсудите получившееся творение с коллегами.

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Толстые ??? Тонкие ??? Объясните, почему

Толстые ??? Тонкие ??? Объясните, почему

Толстые ???

Тонкие ???

Объясните, почему...?
Почему Вы думаете...?
Почему Вы считаете...?
Предположите, что будет, если...? Что, если...?
Дайте три объяснения, почему…?
В чём различие…?
Предположите, что будет, если…?
 

Как звать...?
Согласны ли Вы …?
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Было ли…?
Верно ли?
 

Примеры «толстых» и «тонких» вопросов:

Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Существует ли диффузия в твердых телах?

Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду?

Зависит ли скорость диффузии от температуры?

Где лучше сохранить детский шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?

В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше?

Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?

Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества?

Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?

«Толстые» и «Тонкие» вопросы

Задание: Составьте по 3 «толстых» и «тонких» вопроса по теме из курса физики 8 класса

Задание: Составьте по 3 «толстых» и «тонких» вопроса по теме из курса физики 8 класса

Задание:
Составьте по 3 «толстых» и «тонких» вопроса по теме из курса физики 8 класса. Обсудите получившееся творение с коллегами.

Правила составления синквейна 1-я строчка: 1 существительное 2-я строчка: 2 прилагательных 3-я строчка: 3 глагола 4-я строчка:

Правила составления синквейна 1-я строчка: 1 существительное 2-я строчка: 2 прилагательных 3-я строчка: 3 глагола 4-я строчка:

Правила
составления синквейна

1-я строчка: 1 существительное
2-я строчка: 2 прилагательных
3-я строчка: 3 глагола
4-я строчка: Фраза
5-я строчка: Слово-вывод

Трение Вредное, полезное. Помогает, удерживает, препятствует

Трение Вредное, полезное. Помогает, удерживает, препятствует

Трение
Вредное, полезное.
Помогает, удерживает, препятствует.
Благодаря нему мы ходим.
Необходимо.

Трансформаторы
Повышающие, понижающие.
Гудят, преобразуют, нагреваются.
Нужны во благо человеку.
Опасны.

«Синквейн»

Сила тяжести, Гравитационная, всеобщая,

Сила тяжести, Гравитационная, всеобщая,

Сила тяжести,
Гравитационная, всеобщая,
Действует, прилагается, направлена,
Притягивает тела друг к другу,
Fт = mg

Электризация
Вредная, полезная.
Притягиваются, трутся, искрятся.
Сообщение телу электрического заряда.
Ей поддаются все тела.

Двигатель
Горячий, рычащий.
Помогает, возит, отравляет.
Друг нам или враг?
Железяка.

Организационные формы работы с синквейнами

Организационные формы работы с синквейнами

Организационные формы работы с синквейнами .
 Самостоятельно при выполнении домашней работы
 Самостоятельно на уроке
 В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме
 В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн
 При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.

Прием ИНСЕРТ • «V» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; •…

Прием ИНСЕРТ • «V» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; •…

28

Прием ИНСЕРТ
• «V» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
• «–» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
• «+» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
• «?» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

29

29

29

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Существует следующая разновидность таблицы «ЗХУ»: 1

Существует следующая разновидность таблицы «ЗХУ»: 1

Существует следующая разновидность таблицы «ЗХУ»:

1.З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

2.Категории информации, которыми мы намерены пользоваться A. B. C. D.

3.Источники информации 1. 2. 3. 4.

Задание: Составьте таблицу «ЗХУ по теме

Задание: Составьте таблицу «ЗХУ по теме

Задание:
Составьте таблицу «ЗХУ по теме Основы МКТ». Обсудите получившееся творение с коллегами.

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

ДВС карбюраторный дизельный

ДВС карбюраторный дизельный

 

«+» - за
положительные стороны явления

«-» - против
отрицательные стороны явления

«?» - «вопрос»
информация, которая заинтересовала

ДВС

карбюраторный

 

дизельный

 

Тепловые машины

Дорожно-транспортные происшествия

Облегчение работы

Значительное улучшение торговых связей

Прибыль

Разрушение экологии

Легкое перемещение

Взрывоопасность

Авиаперевозки

Едкий дым отработанных газов

Дерево предсказаний» Цель: Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти

Дерево предсказаний» Цель: Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти

«Дерево предсказаний»

Цель:
Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

Правила составления дерева предсказаний: 1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке)

Правила составления дерева предсказаний: 1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке)

Правила составления дерева предсказаний:
1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке).
2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме, где: " ствол дерева " - тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?»,…

На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме, где: " ствол дерева " - тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?»,…

На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме, где:
" ствол дерева " - тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие.
" ветви " - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено).
"листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему.

Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера

Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера

Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.
3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.
Не стоит использовать прием больше одного раза в течение урока.

39

39

39

40

40

40

41

41

41

Ромашка Блума» Воспроизведение

Ромашка Блума» Воспроизведение

«Ромашка Блума»

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Применение

Практические

Как можно применить..?
Что можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь ?

Задание: Придумайте вопросы, соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)

Задание: Придумайте вопросы, соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)

Задание:
Придумайте вопросы, соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические). Обсудите получившееся творение с коллегами.

Верные и неверные утверждения» (Верите ли

Верные и неверные утверждения» (Верите ли

«Верные и неверные утверждения» (Верите ли Вы, что…)

Цель: 
Самостоятельное планирование учащимися собственной поисковой деятельности.
Правила составления:
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Как применяется на уроке:

Как применяется на уроке:

Как применяется на уроке:

Приём «Верные и неверные утверждения» можно применить и при повторении домашнего задания

Приём «Верные и неверные утверждения» можно применить и при повторении домашнего задания

Приём «Верные и неверные утверждения» можно применить и при повторении домашнего задания. Или дать накануне ученикам самостоятельно изучить новый материал. А затем предложить поработать с утверждениями.

Запишите «да» или «нет» на каждый вопрос в колонке «До чтения»

Запишите «да» или «нет» на каждый вопрос в колонке «До чтения»

Запишите «да» или «нет» на каждый вопрос в колонке «До чтения».

Высказывание

До чтения

После чтения

Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. 
Форма глаза напоминает яблоко. 
Глаза в сильные морозы мерзнут. 
Зрачок - это отверстие в глазу. 
В глазу имеется прозрачная линза. 
Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. 
Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

 

(После работы с текстом): Запишите «да» или «нет» на каждый вопрос в колонке «После чтения».

Корзина идей» Цели приёма: Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме

Корзина идей» Цели приёма: Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме

«Корзина идей»

Цели приёма:
Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме
Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс
 

Правила применения: Время выполнения: 7-8 минут 1 этап

Правила применения: Время выполнения: 7-8 минут 1 этап

Правила применения:
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний

Инновационные методики (интерактивные методы обучения)

Инновационные методики (интерактивные методы обучения)

Инновационные методики (интерактивные методы обучения)

Эвристическое обучение;
Мозговой штурм;
Проблемное обучение;
Дебаты;
Метод проектов;
Дерево решений;
Ролевые игры;
Деловая игра;
Деловая корзина;
Форум;
Обсуждение вполголоса;
«Думай и слушай»;

Пусть тебе повезет. всего хорошего

Пусть тебе повезет. всего хорошего

Пусть тебе повезет. всего хорошего

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020