Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний
Тренинг для учителей
Критическое мышление - это
мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой;
аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек
- способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
Критическое мышление - это
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
Итак:
это отправная точка для развития творческого мышления
это способность анализировать информацию
это способность задавать вопросы
Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Цель технологии КМ:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)
Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
11
Вызов | Осмысление содержания | Рефлексия |
Функции трех фаз
технологии развития критического мышления
На стадии «Вызов» уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:
«Кластер».
«Понятийное колесо» («Колесо знаний»)
«Тонкие» и «толстые» вопросы.
Таблица «Знаю-хочу знать – узнал».
«Дерево предсказаний».
«Ромашка Блума».
«Верные и неверные утверждения» («Верите ли Вы, что… ?»).
«Корзина идей».
Рассказ-предположение по «ключевым» словам.
«Синквейн».
Кластер
Цель приёма:
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
«Понятийное колесо» («Колесо знаний»)
Прием чем-то напоминает кластер, однако все же отличается от него. Свое название приём получил из–за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова–ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети. Задача учащихся – написать за определенное время ассоциации к слову, записанному в центре.
Толстые ??? | Тонкие ??? |
Объясните, почему...? | Как звать...? |
Примеры «толстых» и «тонких» вопросов:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Существует ли диффузия в твердых телах? | Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду? |
Зависит ли скорость диффузии от температуры? | Где лучше сохранить детский шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении? |
В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше? | Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? |
Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества? | Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось? |
«Толстые» и «Тонкие» вопросы
Сила тяжести,
Гравитационная, всеобщая,
Действует, прилагается, направлена,
Притягивает тела друг к другу,
Fт = mg
Электризация
Вредная, полезная.
Притягиваются, трутся, искрятся.
Сообщение телу электрического заряда.
Ей поддаются все тела.
Двигатель
Горячий, рычащий.
Помогает, возит, отравляет.
Друг нам или враг?
Железяка.
Организационные формы работы с синквейнами .
Самостоятельно при выполнении домашней работы
Самостоятельно на уроке
В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме
В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн
При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
28
Прием ИНСЕРТ
• «V» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
• «–» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
• «+» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
• «?» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
| «+» - за | «-» - против | «?» - «вопрос» | |
ДВС | карбюраторный |
| ||
дизельный |
| |||
Тепловые машины | ||||
Дорожно-транспортные происшествия | ||||
Облегчение работы | ||||
Значительное улучшение торговых связей | ||||
Прибыль | ||||
Разрушение экологии | ||||
Легкое перемещение | ||||
Взрывоопасность | ||||
Авиаперевозки | ||||
Едкий дым отработанных газов |
Правила составления дерева предсказаний:
1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке).
2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме, где:
" ствол дерева " - тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие.
" ветви " - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено).
"листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему.
Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.
3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.
Не стоит использовать прием больше одного раза в течение урока.
«Ромашка Блума»
Воспроизведение | Простые | Кто? Когда? Где? Как? |
Понимание | Уточняющие | Правильно ли я понял..? |
Применение | Практические | Как можно применить..? |
Анализ | Интерпретационные | Почему? |
Синтез | Творческие вопросы | Что будет, если..? |
Оценка | Оценочные | Как вы относитесь ? |
Задание:
Придумайте вопросы, соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические). Обсудите получившееся творение с коллегами.
«Верные и неверные утверждения» (Верите ли Вы, что…)
Цель:
Самостоятельное планирование учащимися собственной поисковой деятельности.
Правила составления:
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Запишите «да» или «нет» на каждый вопрос в колонке «До чтения».
Высказывание | До чтения | После чтения |
Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. |
|
(После работы с текстом): Запишите «да» или «нет» на каждый вопрос в колонке «После чтения».
Правила применения:
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.