РОЛЬ ТРАДИЦИЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Аннотация. Статья посвящена описанию опыта деятельности детского сада по созданию традиций. Автор считает традиции дошкольной образовательной организации эффективной формой работы по решению задач, определяемых ФГОС ДО. В статье приведены примеры традиционных событий детского сада, а также подробно изложено описание недавно сложившейся традиции – «Калейдоскоп знаний» - праздник, посвященный Дню знаний. Статья адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), традиции дошкольной образовательной организации. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения, которых не было с момента ее создания. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года № 1155. ФГОС ДО призван способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Одной из задач дошкольного образования ФГОС ДО определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Кроме этого, большое внимание в новом Стандарте уделяется решению задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Эффективной формой работы для решения вышеозначенных задач считаем создание традиций детского сада, которые позволяют обеспечить эмоциональное благополучие дошкольников, сделать привлекательной и наполненной жизнь ребенка в детском саду. Подрастая, ребенок приходит в детский сад, и его поведение с возрастом становится все более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У дошкольника начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те уникальные традиции, которые существуют только в этом конкретном детском саду. Каждая такая традиция направлена на сплочение коллектива, освоение ценностей коллектива, формирование чувства сопричастности сообществу людей. За годы функционирования в детском саду № 80 «Песенка» г.. Тольятти сложился ряд традиций, способствующих развитию чувства сопричастности воспитанников и их родителей к детскому саду, осознанию ребенком ценностей коллектива. Особое внимание в детском саду уделяется развитию познавательных способностей детей, поэтому доброй традицией стало проведение викторин, конкурсов, проектов познавательного характера. Ежегодно в рамках проведения Дня открытых дверей в октябре и апреле проводятся социально-педагогические акции математического содержания, что соответствует содержанию вариативной части Программы и отвечает потребностям родителям воспитанников («Игралочка», «Всезнайка», «Юные математики» и др.). Не менее важное значение в нашем детском саду имеет решение задачи укрепления и сохранения здоровья наших воспитанников, в связи с этим традициями являются: - проведение физкультурных праздников, развлечений, досугов; - ежегодные смотры-конкурсы развивающей предметно-пространственной среды участков и групп, на которых особое внимание конкурсной комиссии отводится на создание необходимых и безопасных условий для двигательной активности детей; - ежегодное участие воспитанников детского сада в спортивных соревнованиях «Веселые старты». В детском саду проводятся музыкальные праздники и развлечения: - Осенние развлечения. - День рождения детского сада. - Новогодние праздники. - Праздники, посвященные 8 марта. - Развлечения, посвященные Дню защитника Отечества. - Праздники, посвященные выпуску детей в школу. - Дни рождения детей группы. - Летние развлечения («День Нептуна», «Праздник мыльных пузырей», День защиты детей) и др. Замечательной традицией в детском саду № 80 стали мероприятия, предполагающие активное непосредственное участие родителей воспитанников в воспитательнообразовательном процессе – совместные социально-педагогические акции, организация и проведение НОД совместно с семьями, спортивные соревнования «Мама, папа, я – дружная семья», творческие конкурсы «Алло, мы ищем таланты!», выставки совместного детско-родительского творчества. Ежегодно в детском саду проводятся социально-педагогические акции природоохранного характера «Помоги птицам зимой», «Наш зеленый детский сад» и др. Недавно в детском саду «Песенка» сложилась новая интересная традиция – проведение 1 сентября праздника «Калейдоскоп знаний». Предлагаем вашему вниманию примерное содержание праздника. Конспект проведения праздничного мероприятия «Калейдоскоп знаний», посвященного Дню знаний. Цель: создание положительного имиджа школы, радостного настроения участников, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и сверстникам, уточнение представлений дошкольников о школьных принадлежностях. Участники: все воспитанники детского сада в возрасте от 3 до 7 лет. Ход проведения. Мероприятие проводится на территории вокруг детского сада. 1. Торжественная линейка, посвященная Дню знаний. Юных участников мероприятия встречают сказочные герои Мальвина и Буратино. Мальвина: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какой сегодня праздник? Дети: 1 сентября, День знаний. Мальвина: Совершенно верно, молодцы! А ты, Буратино, слышал о таком празднике? Буратино: Конечно, я когда-то очень хотел учиться в школе, и папа Карло подарил мне букварь. Ребята, вы хотите учиться в школе? Дети: Да! Буратино: А хотите мы сегодня проверим, насколько вы готовы к школе? Дети: Да! Буратино: Тогда вам нужно будет пройти ряд очень сложных испытаний на смекалку, внимание, быстроту, дружелюбие. Готовы? Мальвина: Каждая группа получает школьный портфель и маршрутный лист с указанием порядка прохождения станций («Творческая», «Танцевальная», «Дружная», «Музыкальная» и «Спортивная»). На каждой станции вас ждет определенное испытание. Если все ребята группы справляются с заданием, вы получаете одну из школьных принадлежностей (пенал, азбука, ручка, линейка и т.д.). Таким образом, пройдя все 5 станций, вы в подарок получаете заполненный школьный портфель. Удачи! 2. Выполнение воспитанниками заданий на станциях. - Станция «Дружная». Цель: создание условий для формирования у детей доброжелательного отношения к сверстникам, атмосферы эмоционального благополучия, принятия каждого воспитанника группой. Педагог-психолог детского сада проводит с детьми игровые упражнения типа «Назови ласково», «Кто спрятался», «Узнай по описанию» и т.п. - Станция «Спортивная». Цель: создание условий для накопления опыта детей в выполнении основных видов движения, развития физических качеств: ловкости, быстроты, координации движений. Инструктор по физической культуре с воспитанниками младших и средних групп организует подвижные игры, с воспитанниками старших групп – эстафеты. - Станция «Творческая». Цель: создание условий для развития творческого воображения дошкольников, уточнения представлений о цвете и оттенках цвета, геометрических фигурах. Педагог-эстет предлагает детям нарядить «Чудо-дерево» разноцветными листьями (рисование мелками на асфальте). - Станция «Музыкальная». Цель: создание условий для развития эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства, умения различать и называть характер музыкального произведения. Музыкальный руководитель проводит с детьми музыкально-дидактические игры («Угадай мелодию», «Угадай, кто поет», Веселая или грустная песека) и др. 5 Станция «Танцевальная». Цель: создание условий для формирования у детей умения управлять своими движениями по образцу. Хореограф детского сада организует с воспитанниками флеш-моб. 3. Подведение итогов мероприятия. Мальвина и Буратино поздравляют детей с успешным прохождением всех испытаний, подтверждают готовность участников к школе и прощаются. Подобные традиции, в которых дети принимают непосредственное участие, прочно откладываются в детской памяти и становятся неразрывно связанными с воспоминаниями о детстве, детском саде, как общем любимом доме, где каждый ребенок любим и уважаем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.