РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 24.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Иконка файла материала роль учителя начальной школы в обеспечении качества мониторинговых исследований.docx

Соколова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов
МОУ «Специализированная физико-математическая школа № 17 города Донецка»

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье рассматривается роль учителя начальной школы в обеспечении качества мониторинговых исследований. Предложен алгоритм деятельности учителя по отслеживанию учебных достижений младших школьников с целью формирования метапредметных компетенций, а средством оценки качества обучения показана шкалированная анкета.

Ключевые слова: мониторинг, метапредметные компетенции, шкалированная анкета.

Направленность современного образования на формирование образовательных компетенций требует воспитания самостоятельных, инициативных и ответственных членов общества, способных эффективно взаимодействовать в процессе выполнения учебных и общественных заданий. Выполнение этих заданий требует существенного усиления самостоятельной и продуктивной деятельности обучающихся, развития их личностных качеств и творческих способностей, умений самостоятельно приобретать знания и решать проблемы в реальных жизненных ситуациях. Эти требования учитывает начальная школа. Образовательные компетенции, которые должны стать результатом начального образования и личным приобретением каждого обучающегося, обеспечат успех в дальнейшем обучении.

На сегодняшний день утверждён новый Государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основу которого положены системно-деятельностный, метапредметный, личностно ориентированный подходы [1]. 

Ответственность за качество внедрения Стандарта возложена на учителя. Поэтому нашей первоочередной задачей является пополнение банка профессиональных знаний и умений, повышение профессиональной компетентности с целью реализации нового содержания образования, обеспечения качества результатов [5].

Структура педагогического мониторинга качества образования состоит из сбора, хранения, обработки и распространении  информации  о  работе  и  развитии  образовательной  организации  (или  ее  структур), позволяющая непрерывно наблюдать за ее состоянием, оценивать эффективность достижения поставленной цели и прогнозировать ее развитие [6].

Важной составляющей профессиональных умений учителя в условиях внедрения Стандарта является управление мониторинговым процессом. Значимость мониторинга в обеспечении качества начального образования остаётся неоспоримым. Многолетний опыт осуществления мониторинговых исследований убеждает в том, что это действительно эффективный «инструмент» учителя в обеспечении результативности обучения младших школьников.

Профессиональному росту учителя в этом направлении способствует основательная теоретическая и практическая подготовка:

      изучение нормативных документов;

      работа с научно-методической литературой, инструктивно-методическими рекомендациями;

      отработка механизма мониторинговых исследований;

      усовершенствование контрольно-оценочной деятельности с учётом требований Государственного образовательного стандарта начального общего образования;

      внедрение новых форм проверки учебных достижений обучающихся с точки зрения формирования метапредметных компетенций [3].

Метапредметные результаты формируются на основе познавательных УУД, которые выстраиваются на основе возможности четкого планирования и организации учебно-исследовательской деятельности, умении предлагать собственные методы решения, понимать уровень ответственности за реализуемую деятельность. 

На сегодня сложился алгоритм деятельности (схема 1), который помогает учителю последовательно, взвешенно и качественно обеспечивать ход мониторинга. Тем самым мы приобретаем опыт выполнения всех этапов мониторинга с осознанием значимости целей и задач каждого из них.

Схема 1. Алгоритм деятельности учителя
по отслеживанию учебных достижений младших школьников

Конечно, это хлопотная и объёмная работа. Однако, с годами совершенствуясь, вона стала органичной частью учебного процесса [2].

Обеспечение качества мониторингового процесса будет гарантировано при определённых условиях:

      когда он базируется на научных подходах педагогики, психологии, социологии;

      когда созданы комфортные условия для всех участников процесса;

      когда не игнорируется ни один этап деятельности;

      когда реально осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся.

Одним из условий в мониторинговом процессе, может даже самым важным, иначе сводится на нет сама сущность его, является то, что всё то особенное, что присуще одному обучающемуся, отличающее его от других, должно стать предметом изучения. Результаты изучения особенностей обучающихся во время диагностики становятся основой для проектирования индивидуальных образовательных траекторий каждого младшего школьника.

Для реализации мониторинга качества обучения необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Универсальным средством оценки качества обучения является анкета. Анкета как шкалированная модель объекта исследования должна отражать основные свойства объекта, быть компактной, лаконичной, а ее смысловое содержание не должно выходить за пределы компетенции экспертов, ее использующих. Использование шкалированной анкеты позволяет производить математическую обработку данных, получать принципиально новую обобщенную информацию, пригодную для целей управления, основанном на принципе гуманизации и гуманитаризации. Компактность анкеты позволяет избежать необоснованных трудозатрат при проведении оценок и обеспечить технологичность процесса измерений [8].

Так, полученные сведения во время анкетирования на диагностическом этапе выполняют функции обратной связи между состоянием развития обучающегося и педагогическими влияниями во время коррекционно-аналитического этапа мониторинга.

Например, анкетирование обучающихся в конце темы «Нумерация многоцифровых чисел», проведенное в 4 классе. Вот некоторые вопросы, предложенные обучающимся:

     Знаешь ли ты, для чего нужны тебе новые знания по этой теме?

     Ты можешь ответить на вопрос «Что я знал и умел в начале изучения этой темы?»

     Сможешь ли ты сам (без помощи учителя или родителей) выучить эту тему?

     Сможешь ли ты оценить свою роботу?

     Всегда ли твоя оценка совпадает с оценкой учителя, друзей, родителей?

Опираясь на результаты анкетирования, учитель делает выводы относительно умений обучающихся, адекватно оценивает состояние своей учебной деятельности, уровень мотивации, самоконтроля и самокоррекции. Такая работа важна в плане подготовки учителя к новым формам оценивания учебных достижений обучающихся [4].

Одновременно обучающиеся осознают себя активными участниками учебного процесса. Обучение для них становится мотивационным и тем самым формуется вера в собственные силы. Создание условий для развития творческой личности является одним из аспектов построения обучения как целостного творческого процесса [7].

Чтобы быть эффективным, мониторинг должен стать системой. Важно начать эту работу с первого класса и преумножать ее в дальнейшем.

Мониторинг качества образовательного процесса в школе является одним из основных факторов повышения эффективности этого процесса. В условиях обеспечения индивидуального подхода к каждому ученику очень важно корректно провести качественный и количественный анализ их знаний и умений. Такой анализ является сложной многофакторной зависимостью с большим числом переменных. В итоге работы данной интерактивной системы каждый ученик получает результат сразу по окончании работы, а учитель по собранным результатам может наметить пути движения с каждым учеником в образовательном процессе.

Список литературы:

1.   Государственный образовательный стандарт начального общего образования / утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики  от 25 июля 2018 года № 665.

2.   Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография / В.А.Беликов. – Москва: Академия Естествознания, 2010. – 340 с.

3.   Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление образованием [Текст] // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 167-175.

4.   Дихтяренко, О.В. Организация мониторинга на уроке как средство повышения качества преподавания [Электронный ресурс] / О.В.Дихтяренко. – Режим доступа: http://school8.tomsk.ru

5.   Павлова М.П. Основные требования и этапы мониторинга образования [Электронный ресурс] / М.П.Павлова. – Режим доступа: http://zdorovayashkola.ru/monitoring/etap/

6.   Савва Л.И., Маминов С.В. Мониторинг качества школьного образования в современных условиях / Л.И. Савва, С.В. Маминов // Инновации в современном мире: сб. статей Межд. Научн.-практ. конф. – Москва: РИО ЕФИР, 2015. – С. 54-57.

7.   Филимонова, И.В. Мониторинг качества образования на муниципальном уровне в аспекте гуманизации [Электронный ресурс] / И.В. Филимонова. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/3298297.html

8.   Маминов С.В. Мониторинг качества образования: основные понятия [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. ‑ 2015. ‑ № 11. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/11/13160

 


 

Скачано с www.znanio.ru