Роль учителя в создании благоприятного психологического климата в
дистанционной форме обучения.
«Учитель живет - пока он учиться»
Н.К.Крупская
Дистанционное обучение – это новая форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся.
Главное отличие дистанционного обучения от традиционного в том, что при внедрении компьютерных технологий в образовательный процесс, произошло значительное отдаление учителя от ученика, сведение до минимума их непосредственного контакта в процессе обучения.
Традиционная система обучения имеет преимущества в том, что ученик находится в непосредственном контакте с учителем, а при дистанционной системе обучения, обучающийся должен сам изучать материалы по учебным дисциплинам.
Совершенно новым и необычным для традиционного учителя, является малый период непосредственного общения с учащимися. Здесь, те навыки и педагогические приемы, которыми обладает педагог, не работают. Педагогу необходима психологическая перестройка в этом плане. Уже на стадии изготовления методических материалов, он должен закладывать, какие-то свои, только ему присущие методы воздействия и поддержки. Обучение в данном случае означает, прежде всего, организацию и управление учебным процессом обучаемого. Роль педагога в новой образовательной системе, учитывая значимость включенности его в учебный процесс и развитие современных телекоммуникаций, заключается в том, что педагог для обучающегося является в роли наставника и дает направление изучаемого предмета. Педагог не может излагать учебный материал в привычном формате (он есть в учебниках), он должен давать пояснения, как лучше этот материал изучать, т. е. консультировать.
Педагог должен оказывать помощь обучающимся в части:
o Отбора и логического упорядочивания полезной информации, заложенной в учебно-методических материалах (научить понимать прочитанное, выделять главное);
o Распознавания рационального, перспективного направления и выявления возможности их использования в своей учебной деятельности;
o Оказать индивидуальную помощь, если возникают трудности в овладении учебным материалам
o Психологической подготовки к предстоящим для обучающихся контрольным работам в дистанционной форме
o Должен обладать психологической устойчивостью
o Должен обладать высокой коммуникабельностью.
o Должны быть педагогические способности для реализации дистанционного обучения, а уж тем более методические, практические умения и навыки.
Основным требованием к педагогу является создание благоприятного педагогического климата, для его создания необходимо учитывать следующие условия:
· Обоюдная (педагога и обучающегося ) вера в успех. «Человек лишь там чего – то добивается, где он верит в свои силы», - сказал Л. Феербах. . Вера порождает энтузиазм, увлеченность, которые захватывают обучающихся и делают их восприимчивыми к учению. Таким образом, установки педагога и ученика во многом определят конечный результат.
· Следующим условием является установление правильных взаимоотношений между педагогом и обучающимися, и между учащимися в группе в соцсетях. Для чего и необходимо исходить из единой нравственной нормы, основывающийся на общечеловеческих ценностях и на принципе « к себе - как к другому, к другому – как к себе и дома и на работе» (А.В. Петровский).
· Чуткое, доброжелательное отношение к каждому ученику.
· Благоприятное речевое общение с обучающимися с самой первой встречи и в процессе всего дистанционного обучения в целом.
Всем известно, что перед экзаменом у человека наступает такое состояние, когда ему кажется, что он ничего не знает, все забыл. Это состояния неуверенности, беспокойства, тревоги, страха влечет за собой повышение в крови адреналина (врачи его называют гормоном тревоги), а он как бы «стирает» информацию в памяти. Преподавателям хорошо известны факты неожиданных срывов у обучающихся на контрольных и экзаменах. Анализ подобных срывов, проведенный специалистами психологами, показал, что в большинстве случаев причиной срывов является стресс (экзамен – всегда стресс). Стрессовые обстоятельства усиливают те или иные типологические проявления, т.е. холерик может стать еще более безудержным, флегматик еще более заторможенным. В подобных случаях необходимо, чтобы педагог доброжелательно и спокойно помогал ученику перебороть сой страх. У настоящего педагога, педагога по призванию, никогда не бывает равнодушных глаз, он умеет внимательно слушать, наделен даром сочувствия, умением понять психологическое состояние ребенка даже на расстоянии, всегда есть желание вглядеться в ученика, понять его, увидеть в нем не только очередного обучающегося, а личность с присущими ей чертами характера. Именно таковы наши лучшие педагоги, именно так должны понимать свое предназначение учителя, которые реализуют дистанционное обучение.
Нельзя недооценивать роль учителя в процессе дистанционного обучения. Более того, система дистанционного образования требует от него не только постоянной работы над своим профессиональным уровнем, и владения современными обучающими средствами, но и мастерского владения методологией ведения учебного процесса в сжатых рамках узких дисциплин. Путями, которые могут помочь решить, или хотя бы уменьшить данные проблемы являются безусловное и необходимое обновление знаний педагога по вопросам методологии и технологии процесса дистанционного обучения возможно в виде участия в конференциях, разработках методических пособий и других форм повышения квалификации.
Таким образом, современное дистанционное образование предъявляет дополнительные специфические требования к педагогу, участвующему в учебном процессе. Если он не будет удовлетворять этим требованиям, то он просто не сможет оказать необходимую психологическую помощь и тем более реализовывать образовательный процесс в дистанционной форме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.