Н. А. Огулин.
Ржев, Тверская область, Р. Ф.
Роль улучшения материально-бытовых условий военного духовенства в привлечении в армию лучших представителей Русской православной церкви.
В статье рассмотрен вопрос о повышении жалованья военному духовенству, что привело к значительному улучшению материально-бытовых условий полковых священников. Как следствие, в армию пошло значительное число кандидатов на эти должности. Таким образом можно было отобрать самых достойных и подготовленных к службе в войсках священников.
Ключевые слова: военно-морское духовенство, штаты, оклады, льготы, денежное содержание.
Роль улучшения материально-бытовых условий военного духовенства в привлечении в армию лучших представителей Русской православной церкви.
Высшим девизом граждан России считался девиз «За Веру, Царя и Отечество». На первом месте не случайно была поставлена вера, ибо руководители Российского государства полагали, что лишь при крепкой, прочной вере людей в Бога могут быть достигнуты преклонение перед царем, любовь к Отечеству, а при необходимости будет осуществлена и его военная защита.
Веру в Бога в русской армии должно было в первую очередь обеспечить военное духовенство. На него возлагались важные, ответственные задачи по духовному воздействию на людей, с тем чтобы служилое население России было глубоко верующим и на основе этого можно было воспитывать его в духе преданности российскому императору и любви к своему Отечеству.
Так как вторая половина XIX века стала периодом революционных изменений в жизни русского общества, изменения затронули многие сферы государственного устройства. Ключевые реформы того периода, влекли за собой необходимость преобразований в смежных сферах.
В 70-е гг. начались преобразования в армии, была введена всеобщая воинская повинность. Облик Русской армии значительно преобразился, повысился образовательный и культурный уровень призывников. В новых условиях, стало очевидным, что необходимо менять принципы комплектования штатов военного духовенства, отвечающего за религиозно-нравственное состояние военнослужащих.
В первую очередь требовалось коренным образом пересмотреть кадровый состав духовенства, служащего в армии. Новым условиям не всегда соответствовал образовательный, а нередко и моральный уровень армейских священнослужителей. С одной стороны это негативно сказывалось на авторитете духовенства, с другой — на выполнении задач религиозного служения в армии.
В Военном и Морском министерствах с 1890 г. православную церковь возглавлял один священнослужитель — протопресвитер военного и морского духовенства. По рангу чинов в духовном мире он приравнивался к архиепископу, а в военном — к генерал-лейтенанту. Ему было предоставлено право личного доклада царю. По службе он подчинялся военному министру и являлся в известном смысле его помощником по духовной части.
Руководству армейского духовенства необходимо было решить целый комплекс задач, доставшихся в наследство от предыдущей эпохи. Главным в данном направлении стало улучшение материально-бытовых условий священнослужителей военного ведомства и привлечение в армию лучших представителей белого духовенства Русской православной церкви. Сами представители ведомства главного священника армии и флота, руководителя военного духовенства того времени, отмечали, что до 1860-х гг. из-за специфики службы в армии, в полки часто поступали «недостаточно подготовленные к пастырскому служению, как по образованию, так и по своим нравственным качествам» священнослужители. Причины этого были в тяготах военной службы. Например, жизнь приходского священника даже в бедном селе, хотя и была трудна, но отличалась стабильностью. Городское духовенство, как правило, обладало большими, чем полковые священники, материальными доходами.
Поэтому в войска из-за низкого жалования шли те священники, которым в епархии не досталось ни какого прихода. Были и такие, которые вынуждались к поступлению в полк — штрафами за погрешения со стороны епархиальной власти. Епархиальные архиереи всегда были заинтересованы в том, чтобы удержать лучшие силы у себя дома.
Особое место в системе военного духовенства занимали священники, проходившие службу на судах флота. Здесь была своя специфика прохождения службы — духовенство призывалось на военные суда только на время плавания. Длительное время вплоть до начала XX в. на флот призывались исключительно иеромонахи. После возвращения кораблей на зимнюю стоянку иеромонахи возвращались в свои монастыри. Это было связано с тем, что суда уходили в плавание на несколько месяцев. Белому духовенству в данной ситуации пришлось бы, на долгое время покидать семью и оставлять её без достаточного содержания, и что самое главное и неприемлемое для церковного руководства — оставлять свои приходы без пастыря. Иметь постоянных священников на судах так же было экономически не целесообразно, т. к. в портах существовали постоянно действующие храмы морского ведомства со своими штатами духовенства. Во время стоянки кораблей в портах духовные нужды судовых команд и офицеров удовлетворялись в постоянно действующих церквах на берегу.
Источниками комплектования судов кронштадтской эскадры были
монастыри Санкт-Петербургской и Новгородской епархий по причине наиболее близкого расположения к стоянке судов. Данный фактор позволял экономить средства духовному ведомству на прогонные деньги до Кронштадта иеромонахам. Деньги необходимые для переезда священников-монахов к месту назначения были вынуждены выделять сами монастыри. Назначение иеромонахов происходило по рапортам командиров военных судов главным военным священником. В епархиальные консистории затем шел лишь отчет главного священника, который оформлялся в виде просьбы прислать выбранных иеромонахов. В силу сложившейся специфики, во флоте, наблюдалась масса отрицательных моментов, требующих срочного разрешения. На Братском собрании военного духовенства 28 апреля 1892 г. в своем выступлении протопресвитер (так стал именоваться главный священник с 1890 г.) А. А. Желобовский отмечал по этому поводу, что «Известно, какое серьезное внимание обращается теперь на умственное образование и развитие кандидатов на священнические места в военно-сухопутном ведомстве… Но эти условия и требования не вполне исполнялись (и при заведенном порядке назначения едва ли могут исполняться) при определении священнослужителей во флот во время плавания; от них не требовалось почти никакого образовательного ценза, и на суда, предназначенные к заграничному плаванию, сплошь и рядом назначались лица, не получившие никакого систематического образования и могущие совершать только Богослужение. Бывали между ними, говорят, такие простецы, которые с большим затруднением читали на церковно-славянском языке». «Случается иногда, что в числе … посещающих наши суда (в заграничных портах), бывают и высшие духовные особы инославных вероисповеданий, например, римско-католические епископы, которые сами высказывают желание повидать наших священников, отправляющих христианские требы на судах. И как прискорбно, что гг. офицеры отказывают в этом под каким либо благовидным предлогом и стесняются представить своего батюшку из опасения, что он может скомпрометировать русское духовенство по своему крайне ограниченному образованию и развитию».
Тогда же о. Мореев, служащий в Кронштадте отмечал, что иеромонах, назначенный на корабль, службу во флоте воспринимает не более как временное послушание. Еще один недостаток назначения на суда флота иеромонахов был в самой системе назначения. Формально иеромонахи назначались протопресвитером, но представлялись они епархиальными властями и им же и подчинялись. В силу специфики назначения и службы иеромонахи не имели связи ни с военным духовенством, ни между собой.
С инициативой пересмотреть порядок назначения духовенства на корабли выступил протопресвитер, обратившись к Обер-Прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву. «Нет надобности доказывать, что духовные личности, ныне командируемые на корабли для исправления религиозных треб, мало к тому подготовлены и не соответствуют своему назначению. Даже при высоких нравственных качествах они там не пригодны: у них не достает образовательного ценза и навыка вести религиозные беседы, особенно в присутствии господ офицеров. Оторванные от своей среды, с которой они сроднились, нынешние священнослужители на кораблях
и по мыслям, и по внешним приемам совсем там чужие, они не только не влияют на своих духовных детей, а напротив, чувствуют всю свою
обособленность и приниженность», — отмечал А. А. Желобовский.
Четко обозначив проблему, протопресвитер вместе с тем высказал пожелание о предоставлении корабельным пастырям служебных прав, равных правам священников военного ведомства с денежным содержанием, получаемым иеромонахами во время плавания. Если эти предложения были бы приняты, А. А. Желобовский не встретил бы затруднений в подборе на суда флота иереев, даже с высшим богословским образованием. Вскоре Главный морской штаб уведомил протопресвитера, что он разделяет его взгляд о пользе замены на судах флота монашествующих священнослужителей лицами из белого духовенства, получившими богословское образование. Однако служебные права и денежное содержание остались без изменений.
Следующим шагом стало утверждение императором в 1890 г. нового положения об окладах и штатах военного духовенства, которое значительно повысило материальный и социальный статус священно и церковнослужителей армии и флота.
Нововведения видны из таблицы.
Таблица. Соотношение должностей духовенства и церковнослужи-
телей офицерским чинам и должностям, и размеры денежного до-
вольствия.
Приказом по морскому ведомству № 51 от 16 марта 1902 года было объявлено о состоявшемся 11 февраля 1902 года Высочайшем утверждении мнения Государственного Совета об учреждении должностей штатных судовых священников из числа белого духовенства. Всего было учреждено 15 должностей штатных судовых священников, с присвоением им жалованья и добавочного содержания.
Необходимость реформ военно-духовного ведомства всецело поддерживалось высшим церковным руководством, военным командованием и императором. В области повышения уровня образования военного духовенства, большую роль сыграла реформа всей системы духовного образования, в целом. Повысился и уровень подготовки священников. Проведенные изменения в замещении штатов священнослужителей армии с более высоким уровнем подготовки значительно увеличили престиж их службы.
Стоит отметить, что к началу XX века, в результате активной деятельности руководства военного духовенства, удалось значительно повысить образовательный, моральный и материальный уровень священнослужителей армии и флота. В новое столетие корпус военного и морского духовенства вступил, по своему уровню, полностью, соответствующим новому облику армии.
Материальное обеспечение священников осуществлялось по нормам офицерского состава. Занимаемые ими должности приравнивались к следующим воинским званиям: протопресвитер военного и морского духовенства — к генерал-лейтенанту, старший священник (в армии, корпусе и других управлениях) — к полковнику, старший священник в дивизии — к подполковнику, полковой священник — к капитану, дьякон — к поручику, псаломщик — к подпрапорщику. Соответственно этим рангам священники получали жалованье, столовые и квартирные деньги, путевое довольствие. В отличие от офицерского состава им ещё полагалась прибавка за выслугу: за 10 лет — 25% жалованья, за 20 лет — 50% жалованья.
Очередное увеличение денежного довольствия офицерам распространялось и на военных священников. Так по настоянию Синода и ходатайству протопресвитера в 1911 г. добавочное содержание ввели для всех войсковых священников.
Священникам войск действующей армии полагалось увеличенное жалованье и все добавочные виды денежного довольствия, предусмотренные на военное время. Они наравне с офицерами получали деньги военно-подъемные, порционные, полевые или походные, суточные за время нахождения в госпиталях.
В случае увольнения священнослужителей со службы они имели право на пенсионное обеспечение наравне с офицерами. За выслугу 25 лет полагалась пенсия в размере 50% жалованья, столовых и добавочных денег; за каждый год, прослуженный сверх 25 лет, она увеличивалась на 3%. Предельный ее размер назначался за выслугу 35 лет (80% денежного довольствия). Протопресвитеру военного и морского духовенства пенсия определялась особым высочайшим повелением.
Как видим, уровень служебного положения и материального довольствия военного духовенства стал соответствовать офицерскому. Немаловажным был и социальный фактор, приравнявший духовные должности военного ведомства к офицерским чинам. Последнее, формально было и ранее, но не имело столь четкого определения. Для стимулирования вступления в ряды военного духовенства наиболее достойных священников существовали и нематериальные поощрения. Духовенство, получившее образование высокого статуса получало определенные льготы: бесплатное лечение, билеты по льготным ценам в поездах и т. п. С 1890 г. для выходцев из духовенства, вытесняемых из епархий за нарушение церковной дисциплины, переход на службу в военное ведомство, сделался совершенно невозможным.
Поскольку духовенство осуществляло работу в Военном министерстве, то потребовалось провести разграничение прав и обязанностей между министерством и духовным правлением.
Протопресвитер своими распоряжениями назначал священников и других духовных лиц на новые должности, перемещал их по службе и увольнял со службы, пересматривал обязанности священнослужителей, награждал их. Военный совет вводил в действие штаты духовных учреждений, включал и исключал из штатов должности священнослужителей, о чем объявлялось в приказах по военному ведомству. При этом указывались конкретные должности, их количество и размер денежного довольствия. Следовательно, все, что связано с денежными расходами, находилось в ведении военного ведомства.
Формы и способы работы полковых священников были очень разнообразными: проповеди, богослужение в церкви, беседы, религиозно-нравственные чтения, преподавание Закона Божия в учебно-полковых командах. Военные священники вели патриотическую, милосердную и благотворительную деятельность. Они помогали бедствующим, духовно поддерживали и утешали раненых воинов, провожали в последний путь умирающих. На них возлагалась забота об устройстве и поддержании порядка на военных кладбищах. В целях усиления боевого духа воинов священники проводили молебны перед боем и напутствовали на победу.
Боевые и иные заслуги священнослужителей отмечались многими способами. Для них был предусмотрен более разнообразный, чем для офицерского состава, перечень наград, так как существовали и особые награды для духовенства. За боевые подвиги, выслугу лет и благотворные деяния священнослужители награждались орденами Св. Георгия, Владимира, Анны и Станислава. Царь жаловал их золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте, золотыми и серебряными медалями на Владимирской, Анненской и Станиславской лентах. Синод и протопресвитер награждали наперсными крестами, митрами, палициями, скуфьями, камилавками, набедерниками.
Организация службы духовенства и количество должностей значительно менялись в военное время. В первую мировую войну, например, были введены должности главных священников фронтов, штабов армий, госпиталей. В каждом гарнизоне, имевшем не менее двух военных священников, учреждалась должность гарнизонного священника. На него возлагались обязанности поддержания связей с начальником гарнизона, созыва «братских собраний», распределения обязанностей между священнослужителями и др. Существовала специальная инструкция по работе гарнизонного священника в военное время.
В 1916 г. решением царя на основании ходатайства протопресвитера были введены должности армейских проповедников по одному на каждую армию. На них была возложена довольно ответственная задача — постоянно вести в воинских частях квалифицированные, эффективные проповеди. На должности проповедников назначались самые выдающиеся духовные ораторы. С увеличением количества воинских частей во время войны и с появлением новых духовных должностей число священников в армии возросло до 5000 человек.
Во время войны основным руководящим документом по организации работы священнослужителей на фронте являлось Положение о полевом управлении войск в военное время. В нем были изложены основные задачи военного духовенства, его структура, подчинение и другие вопросы. В Положении, безусловно, не могли быть предусмотрены все обязанности военных священников, а тем более их работа на поле брани. В связи с этим еще до начала первой мировой войны была разработана инструкция о деятельности священников на театре военных действий. В ней подробно перечислялись обязанности священников полка, госпиталя, корабля, указывалось, где священник должен находиться, что он обязан делать во время боя и в спокойное время, где и как совершать богослужение, о чем и как проповедовать и т.д.
Полковому священнику, например, помимо общеизвестных задач инструкцией вменялось: возглавлять эвакуацию с поля боя раненых и убитых; помогать медицинскому персоналу в перевозке раненых; проводить богослужение во время похорон воинов; извещать возможно обстоятельнее родственников об убитых; организовывать в своих частях общество помощи семьям убитых и увечных воинов и др.
Можно заметить, что имея некоторые преимущества перед строевыми офицерами в денежном жаловании, полковые священники проделывали гораздо больший объём работ, чем их командиры и отрабатывали полученные ими деньги сполна, не считаясь с тяготами военной службы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. К вопросу о прошлом и современном состоянии военного духовенства. Вестник Военного Духовенства. — 1890. — № 1
2. Филютинский Г., протоиерей. Братское собрание военного духовенства г. Санкт- Петербурга и его окрестностей. Вестник военного духовенства. — 1892. — № 12.
3. Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 2.
4. Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 4.
5. Вестник военного и морского духовенства. 1916. № 17—18.
6. Шавельский Георгий. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1964.
7. Катков В. М. Военное духовенство русской армии. Страницы истории. Книга 1. — Спб, 2003.
8.
Тиванов В.В. Денежные
капиталы в Русской армии
Сведения об авторе:
Огулин Николай Алексеевич – педагог ГБОУ НПО ПУ № 8 (город Ржев, Тверская область, РФ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.