Роль внеурочной деятельности в формировании универсальных учебных действий

  • docx
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Роль внеурочной деятельности.docx

Роль внеурочной деятельности

в формировании универсальных учебных действий

 

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время (ВД направлена на закрепление, развитие и совершенствование УУД). Универсальное учебное действие  (УУД) – элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности. УУД – это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. 

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, коллективными творческими делами (КТД), беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями.

Внеурочная деятельность  – это воспитательная деятельность,  направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков.

В п.13 раздела 3 ФГОС ООО констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное в таких формах, как:

ü  экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады,

соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.;  

ü  индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и

коррекционной поддержки,

ü  индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей

различных категорий.

Для реализации в школе доступны виды внеурочной деятельности, представленные на слайде:

ü игровая деятельность;

ü познавательная деятельность;

ü проблемно-ценностное общение;

ü досугово-развлекательная (досуговое общение);

ü художественное творчество;

ü социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

ü трудовая (производственная) деятельность;

ü спортивно-оздоровительная деятельность;

ü туристско-краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между

собой.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

ü приобретение учащимися социального опыта;

ü формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

ü приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.   

Цели внеурочной деятельности:

1.      Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе

социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

2.      Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,

интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

1.      Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно

с общественными организациями, семьями учащихся.

2.      Включить учащихся в разностороннюю деятельность.

3.      Формировать  навык позитивного коммуникативного общения.

4.      Развить навык организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5.      Воспитать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленности

и настойчивости в достижении результата.

6.      Развить позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья,

Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь). Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной детской среде (2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь). Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком (3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни).

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников будут сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её этническом, культурном и других аспектах.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно занятий по изучению прав человека. Даже самый лучший урок обществознания может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении класса) и уж тем более в общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами (этическая беседа), второй уровень – более сложными (дебаты, тематический диспут), третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности (к примеру, проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов).

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности позволяет педагогам:

ü  разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

ü  подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результатов определённого уровня;

ü  выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

ü  диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

ü  оценивать качество программы внеурочной деятельности.

Каков же механизм реализации внеурочной деятельности на базе нашего образовательного учреждения?

Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности и, в частности, выбора её содержательных направлений, администрация школы ориентировалась на запросы родителей (законных представителей) обучающихся; на приоритетные направления деятельности школы; учитывались интересы и склонности педагогов: возможности образовательных учреждений дополнительного об­разования: рекомендации психологической службы как представителя интересов и по­требностей ребёнка.

На собрании родители учащихся определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации классных руководителей о кружках, курсах, их задачах, содержании и ожидаемых результатах. Предварительно педаго­гами была изучена занятость детей в учреждениях дополнительного образования. Изуче­ние занятости школьников и пожеланий родителей показало, что приоритеты с их сторо­ны отданы деятельности по укреплению здоровья детей, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей.

Духовно-нравственное направление реализуется через кружок «Малая Родина» и тематические классные часы, организацию и проведение экскурсий, акций, встреч с интересными людьми и других внеклассных мероприятий.

Социальное направление представлено кружками «Мастерим своими руками», «Рукоделие», «Береги родную природу», психологические тренинги и социальное проектирование.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через факультативный курс «Основы проектной деятельности», кружки «Риторика», «Английская грамматика».

Общекультурное направление реализуется через кружок «Театр», спортивно-оздоровительное – через секцию «Волейбол».

Содержание занятий внеурочной деятельности носит творческий характер, педагогами используются разнообразные формы внеурочной деятельности. Основ­ное место отводится познавательной игре, по итогам которой детьми представляются творческие образовательные продукты. Систему занятий дополняет воспитательная рабо­та классных руководителей по организации познавательного досуга, проведения внеклассных мероприятий, экскур­сий, реализации социальных проектов, посещения музеев, библиотек, Дворца спорта, других учреждений города и, конечно, участие в общешкольных мероприятиях.

Итак, внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды.   И потому важнейшая задача   педагогического коллектива -  сделать внеурочную деятельность  полезной и привлекательной для каждого ученика.   Как говорил  когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….».

ВЫВОДЫ:

1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС ООО.

2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока,  что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия».

«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!» (слоган компании НАЙК).

Практическая часть: формирование универсальных учебных действий на внеурочных  занятиях учителей  «Театральная композиции «Буква Я» театрального кружка «Вдохновение» и «Театрализованный проект» (мастер-класс).