Роль высшего образования
для формирования современного общества
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
1. Цели и задачи высшего образования…………………………………...5
2. Роль высшего образования для формирования современного общества………………………………………………………………………...7
Заключение…………………………….………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………15
Введение
Современное общество возлагает ответственность за всесторонне развитого человека на систему образования - специально разработанный обществом социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые соответствуют основным потребностям общества и предъявляемым требованиям к социализированной личности.
Образование – это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Уровень образования той или иной страны значительным образом влияет на положение этой страны в мировом сообществе, на ее силу и могущество или же слабость и беспомощность. Кроме того, определенный уровень образованности человека влияет на его статус в обществе, его положение и, в конечном итоге, на успешную или не успешную жизнь и деятельность.
Образование в современном обществе - это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности.
В процессе культурно-исторического развития общества представления о социальных функциях человека изменяются. Это, в свою очередь, опосредует те социальные требования, которые предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формируются две важнейшие составляющие образовательного процесса - структура и содержание образования.
Образование является процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека, принятыми в обществе в данный момент времени. Эти структурные элементы определяют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необходимо подрастающему поколению для эффективного включения в жизнь общества.
Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационного уровня соответственно его интересов и способностей, усовершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение квалификации.
Целью данной работы является раскрытие роли высшего образования в современной цивилизации
Из основной цели работы вытекают отдельные задачи, которые последовательно рассмотрены в структуре работы.
Задачи.
1. Изучение специальной литературы по теме данного исследования.
2. Характеристика цели и задач образования.
3. Рассмотреть значение высшего образования для современного общества
В процессе работы были использованы статьи, книги, публикации отечественных исследователей данной темы.
1. Основная задача высшего образования
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Все эти составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов, так как предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента и может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности. Допустим специфика высшего педагогического образования определяется повышенными социальными требованиями к профессиональной деятельности и к личности учителя, воспитателя как субъекта педагогического общения и учебно-воспитательного процесса. Высшее педагогическое образование направлено на решение двух комплексов взаимосвязанных задач:
во-первых, содействовать социально ценному развитию личности будущего педагога (его фундаментальной общекультурной подготовке, нравственной и гражданской зрелости;
во-вторых, способствовать профессиональному становлению и специализации в избранной области педагогической деятельности.
«Педагогическая наука, которая позволяет не только анализировать и систематизировать достижения педагогической практики, но и теоретически прогнозировать и моделировать дальнейшее развитие педагогического процесса.
Педагогическая практика, которая выявляет эффективность применения тех или иных педагогических теорий и моделей».
Социальный заказ, потребности государства и общества в сфере образования. Влияние этого источника на развитие педагогического процесса чрезвычайно велико. История педагогики показывает, что государство через систему образования способно инициировать, или дискредитировать те или иные тенденции педагогического процесса. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых политических и социально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения и воспитания, и на определение содержания педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств.
2. Роль высшего образования для формирования современного общества
Образование как обособленный вид деятельности возникло давно. В качестве побудительных мотивов к этому в самом общем виде можно выделить наличие потребности личности в повышении своего уровня и наличие общественной потребности в образованных людях. Человек стремится к знаниям, а общество (в лице государства) стремится иметь в себе образованных людей, которые могут осознанно выполнять свои обязанности. Образованный человек лучше приспособлен к жизни в обществе, что не может не оцениваться обществом положительно [1, с. 12-13]. В настоящее время образование выдвигается на первое место среди факторов развития человечества. Роль знаний в экономическом развитии стран мира стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного Банка, физический капитал в современной экономике формирует 16 % общего объема богатства каждой страны, природный – 20 %, а человеческий капитал – 64 %. В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет 80 % национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т.е. применения знаний на практике. Экономическое процветание все более зависит от способности добывать новые знания и применять их в жизни [2, с. 13 - 17]. Проблемы сферы образования так или иначе затрагивают практически всех членов нашего общества. Понятна и та заинтересованность, которую проявляют различные социальные группы к проблемам образования, поскольку именно через образование решаются важнейшие социальные проблемы, таких как социальной мобильности общества – повышение социального статуса через получение образования и успешности личности через карьеру; занятости населения и сроков поиска работы на рынке труда; уровня получаемых доходов и т.д. Важно также и то, что образ современного человека, сложившийся в общественном сознании, в первую очередь представляет собой образ человека образованного [1, с. 42-43]. Сфера образования находится в постоянном движении, реагируя на изменения внешней среды, адаптируясь к ее изменяющимся потребностям и одновременно активно влияя на состояние этой внешней среды и ее потребности. Любые сколько-нибудь важные и масштабные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на сфере образования. В то же время образование способно и обязано оказывать влияние на развитие тех или иных процессов в обществе, поддерживать их или тормозить, находить свои специфические возможности решения возникающих глобальных или локальных проблем, предупреждая нежелательное развитие событий. Такое понимание роли образования в обществе лежит в основе приоритетной значимости развития образования для развития цивилизации, отдельного государства, общества и каждого человека [10, с. 9]. Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития [6, с. 26]. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована общенациональная образовательная политика, если государство не восстановит свою ответственность и активную роль в этой сфере, не проведет глубокую и всестороннюю модернизацию образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования [5, с. 26]. Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития. К числу основных современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся:
· Ускорение темпов развития общества и как следствие – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
· Переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
· Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
· Демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
· Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, росте их профессиональной мобильности;
Рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70 – 80 % национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения [5, с. 27 ].
Россия сегодня поставлена перед проблемами, какое общество строить, на какие приоритеты опираться в собственной стратегии развития, каким быть современному образованию. Для решения этих проблем необходимо проводить реформы для изменения всего современного хода развития мирового сообщества, способствующие гуманизации всех систем отношений в человеческой цивилизации [4, с. 29]. Современное постиндустриальное общество чаще всего характеризуется как «информационное». Информационное общество – это общество интеллектуалов, которые получают знания самостоятельно, пополняя тем самым общемировую базу знаний [10, с. 33].
Современное общество нуждается не в образованности, а в профессиональной обученности, позволяющем на соответствующем уровне успешно функционировать отдельным общественным элементам и связям. Можно быть хорошим специалистом в узкой профессиональной области и оставаться при этом необразованным человеком. Несоответствие между низким уровнем образованности и владением специальностью на высоком уровне – реальность сегодняшнего устройства мира, в котором большинство профессионалов исполняют свои рутинные локальные функции в качестве составляющих гигантского социально-технического целого, даже не подозревая, какова роль этих функций. Это обученные люди. Вместе с тем, в обществе всегда будет сохраняться потребность в индивидах, способных к полноценному выражению своей субъектной деятельности в многообразных формах – созидании, творчестве, познании. Без них общество теряет шансы на развитие. Это образованные люди [7, с. 17]. Складывающееся в обществе отношение различных социальных и возрастных групп к образованию в целом, к способам и формам его получения в современных условиях определяется многими факторами. Высшая школа в силу своего положения в институциональной системе в наибольшей степени заинтересована учитывать реальные тенденции в изменении этого отношения. Для нее важно не только раскрытие перспектив так называемого формального образования, но и выяснение поля возможных стратегий людей, стремящихся к знаниям, соответствующей мотивации и доступных ресурсов. Это тем более важно, если серьезно относиться к процессам непрерывного образования, образования в течение жизни, самообразования как различным источникам и средствам приобретения профессиональной компетентности [9, с. 104]. Общество, объективно заинтересованное в повышении культурного уровня своих членов, рассматривает образование как общественное благо. Оно видит в нем эффективный инструмент социализации людей и выступает генеральным потребителем образовательных услуг на так называемом рынке социализации, отвечающем за воспроизводство культурности, духовности, субъектной деятельности. Социум связывает образованность не исключительно с профессиональной подготовкой, а с формированием и развитием личностных качеств индивидов [7, с. 13]. Прогресс общества зависит от количества образованных и умных людей. Поликультурное высшее образование обладает колоссальной силой, и если ей правильно распорядиться, то можно внести значительный вклад в общественное развитие региона, государства и мира в целом [10, с. 35]. Полноценная адаптация системы образования к потребностям экономики и общества в современных условиях быстрых перемен возможна только в том случае, если в системе институциональных сообществ сформируются устойчивые механизмы эффективного воздействия общества и бизнеса на развитие образования и науки, способные преодолеть естественный консерватизм системы образования [8, с. 33].
В современном педагогическом процессе система образования нанимает центральное место. Именно эта система наряду с передачей формальных знаний об окружающем мире и существующих в нем закономерностях оказывает влияние на формирование личности человека. Система образования призвана регулировать и направлять общение и деятельность субъектов образовательного процесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации на данном этапе культурно-исторического развития общества.
Таким образом, образование как система занимает важное место в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает влияние на формирование его методических и организационных принципов. Реализация педагогического процесса, в свою очередь, выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функционирование.
Заключение
Образование в современном обществе - это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности.
В современном педагогическом процессе система образования нанимает центральное место. Именно эта система наряду с передачей формальных знаний об окружающем мире и существующих в нем закономерностях оказывает влияние на формирование личности человека. Система образования призвана регулировать и направлять общение и деятельность субъектов образовательного процесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации на данном этапе культурно-исторического развития общества.
Таким образом образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях, - экономики постиндустриального, информационного общества. Оно не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места и не просто расширяет профессиональный и общекультурный кругозор человека. Сегодня оно – важнейшее средство и ресурс становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции [3, с. 6-7]. Современные тенденции в образовании создают впечатление, что в России постепенно начинает формироваться осознание реального места образования и науки в обеспечении экономического роста страны и ее регионов, повышении уровня жизни населения. Образование, наука и техника в современном мире уже достаточно уверенно обозначили себя в качестве одного из важнейших ресурсов достижения национальных целей [8, с. 25]. Россия – многонациональное, поликультурное и конфессиональное государство. В условиях глобализации, характеризующейся переходом человечества в постиндустриальную, информационную стадию развития, резко возрастает – и будет еще сильнее возрастать – взаимозависимость каждого человека и каждого народа с изменениями в окружающем мире. Воспитание толерантности, формирование культуры диалога людей с разными традициями и убеждениями – вот потенциально важнейший вклад российского образования в укрепление общества [3, с. 9].
Список использованной литературы
1. Беляков С. А. Новые лекции по экономике образования. – М.: МАКС Пресс, 2017. – 424 с.
2. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. – 428 с.
3. Доклад общественной палаты Российской Федерации «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» // Вопросы образования. 2016. №4. С. 5 – 102
4. Егорычев А. М. Реформирование образования в контексте гуманистической ориентации мирового сообщества и России // Философия образования. 2016. №1. С. 29 - 33.
5. Модернизация Российского образования: документы и материалы / Под ред. Э. Д. Днепрова. – М.: ГУ ВШЭ, 2016.
6. Муромцева А. К., Кусургашева Л. В. Теоретико-методологические основы исследования экономической роли высшего профессионального образования // Экономика образования. 2015. № 5 (72). С. 23- 35.
7. Николаева Е. М. Образование в обществе потребления / Е. М. Николаева, М. Д. Щелкунов // Философия образования. 2015. №1. С. 13.
8. Пелихов Н. В. Образование и наука как один из важнейших ресурсов обеспечения экономического роста и инновационного развития регионов / Н. В. Пелихов, О. Г. Целикова, Е. И. Кушников, А. В. Родионова // Региональная экономика: теория и практика. 2015. №33 (90).
9. Попова И. Образование – человеческий и социальный капитал молодежи // Высшее образование в России. 2007. №10. С. 104 - 108.
10. Сагинова О. В. Трансформационные процессы в высшем образовании. – М.: Палеотип, 2015. – 272 с.
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.