«Роль здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Черникова Елена Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ Школа № 64 г. Москвы
Аннотация: В статье идет речь о проблеме использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Актуальность работы подтверждается увеличивающимся количеством учащихся, испытывающих проблемы со здоровьем. Рассматривая позиции отечественных исследователей, автор статьи приходит к выводу о том, что решение данной проблемы позволяет укрепить здоровье школьников и улучшить их социализацию.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровье, образовательный процесс, начальная школа, социализация.
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос поиска новых здоровьесберегающих технологий в школе. Связано это, в первую очередь, с тем, что по статистике, количество детей с ограниченными возможностями здоровья в учебных заведениях нашей страны с каждым годом становится все больше. Данная проблема принимает значительные масштабы, что приводит к тому, что актуальность здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе возрастает. При этом согласно современным стандартам образования в учебном процессе не следует разделять детей с ограниченными возможностями здоровья и полностью здоровых, для того, чтобы не нарушать процесс социализации школьника.
В свою очередь, недостаточный контроль со стороны родителей, плохие экологические условия, поведение большого времени перед компьютером и телевизором негативно влияют и на здоровых детей, что может привести к их попаданию в группу риска. Именно поэтому забота о здоровье обучающихся является одной из приоритетных задач, которые решаются в ходе учебного процесса [2].
Н.А. Баранова в одной из своих работ отмечает проблемы применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе, выделяя следующие крупные группы:
- Отсутствие системного подхода к применению здоровьесберегающих технологий. Часто данные мероприятия проводятся случайно или в форме одиночных мероприятий, без интеграции в образовательный процесс;
- Ограниченные возможности физической среды и материально-технической базы.;
- Недостаточное внимание здоровьесберегающим технологиям в учебных программах и планах работы школы. В результате этого, педагоги не получают достаточного образования и подготовки по вопросам здоровьесбережения и не могут эффективно применять соответствующие методы и приемы;
- Отсутствие сотрудничества и взаимодействия между учителями, медицинским персоналом и родителями. Часто отсутствует координация действий и обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса, что мешает успешной реализации здоровьесберегающих технологий [2].
Е.В. Сигаева отмечает, что работа с учащимися начальной школы с применением здоровьесберегающих технологий показывает положительные результаты: проводимые уроки и дополнительные занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят учащимся чувство удовлетворённости, радости, позитивного отношения к жизни. Дети более ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более терпеливыми и заботливыми по отношению друг к другу [3].
Приведенные аргументы, а также указание заботы о сбережения здоровья как одной из целей ФГОС, говорят в пользу использования здоровьесберегающих технологий как с целью коррекции, так и с целью профилактики в современном образовательном процессе как в дошкольных образовательных организациях, так и в школах [1].
В настоящее время здоровьесберегающие технологии используются при обучении любому предмету.
Сама тематика уроков по некоторым предметам, например, окружающему миру, позволяет органично вписывать тему здоровьесбережения в различные задания на уроках и при выполнении домашнего задания. Так, для того, чтобы снизить напряжение после восприятия большого объема теоретической и информации на уроке, можно использовать задания с элементами двигательной активности, создавать игровые ситуации, применять задания творческого характера. Все это позволит не только снять психологическое напряжение, но и сменить основной канал информации. Кроме того, изучение особенностей строения человеческого организма на уроках помогает в качестве практических заданий к изучаемым темам использовать различные виды гимнастик (дыхательная, зрительная, общеукрепляющая), которые не только помогут понять особенности работы организма, но и дадут детям знания о профилактике различных болезней.
В заключение следует отметить, что основной задачей здоровьесберегающих технологий становится построение процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы это способствовало укреплению здоровья учащихся и их социализации.
Библиографический список:
1. Баранова, Н. А. Здоровьесберегающие технологии и эффективность их использования в начальной школе / Н. А. Баранова // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 19-21.
2. Сигаева, Е. В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе / Е. В. Сигаева, Н. А. Горбунова, Е. В. Дронова, Т. Н. Селезнёва // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 50-53.
3. ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020). – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/?ysclid=m26av7y11q566038892 (дата обращения: 12.10.2024)
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.