Роль артикуляторной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения.
Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
03.09.2017
Чтобы выработать чёткую артикуляцию нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляторной.Чтобы выработать чёткую артикуляцию нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляторной.
Роль артикуляторной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения.doc
Роль артикуляторной гимнастики в формировании правильного
звукопроизношения.
Лунева Олеся Александровна
учитель – логопед
МБДОУ Детский сад №8
город Великие Луки
Псковская обл.
Красивая правильная речь – это залог полноценного человека. Хорошо
развитая речь помогает человеку легко вступать в общение, понятно выражать
свои мысли и желания, задавать вопросы, руководить коллективом. И наоборот,
неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко
накладывает отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь
является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному
обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить
неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие
негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи
ребёнка надо как можно раньше, создав тем самым прочный фундамент,
который закладывается уже с пелёнок.
Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно,
и её развитие зависит от многих причин. Полноценная работа артикуляционного
аппарата является одним из условий нормального становления
звукопроизношения. Существует мнение о том, что звукопроизносительная
сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального
воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает
правильным произношением. Но это ошибочно. По этой причине развитие
звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без
должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому
значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочёты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются,
ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и
взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи всегда почти
влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув
и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие
годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только
квалифицированная помощь.
Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной
значимости, и серьёзность её должны осознавать все: логопеды, родители,
воспитатели, учителя.
С младенческих дней ребёнок проделывает массу разнообразнейших
артикуляторно – мимических движений языком, губами, сопровождая эти
движения звуками (бормотание, лепет). Эти движения и являются первым
этапом в развитии речи ребёнка: они играют роль гимнастики органов речи в
естественных жизненных условиях. Но эти движения ещё недостаточно точны и
дифференцированны. Их развитие будет проходить постепенно.
Чтобы выработать чёткую артикуляцию нужны сильные, упругие и
подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из
мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно
тренировать и мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная
гимнастика, которая называется артикуляторной. Артикуляция связана с
работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных,
мимических. Поэтому специальная логопедическая гимнастика включает в себя
упражнения для развития вышеперечисленных мышц.
Даже если малыш ещё не говорит, эта гимнастика поможет укрепить
мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукороизношения. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики
признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся
по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, ОВ. Правдина, М.В. Фомичёва и др.)
Цель артикуляторной гимнастики – выработка полноценных
движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата,
умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного
произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой
формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения
любой этиологии и патогенеза.
Этой гимнастикой нужно заниматься как можно раньше, как в
профилактических целях, так и для коррекции уже имеющихся речевых
нарушений.
Маленькому дошкольнику ещё недостаточно понятна необходимость
данных упражнений. Ему не всегда хочется сосредоточенно двигать языком и
губами в определённом направлении, плотно прижимать щёки к коренным
зубам, чтобы получился правильный артикуляторный уклад.
Ребёнок привык, что его понимают близкие ему люди и не желает менять
свои привычки.
Любое обучение быстрее достигнет нужного результата, если будет
происходить в условиях эмоционального комфорта. Поэтому так важно
обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес детей.
Чтобы они с удовольствием выполняли необходимые упражнения, используется
литературный материал, написанный в различных жанрах: в прозе, в стихах.
Сейчас можно встретить различный литературный материал,
сопровождающий артикуляторные упражнения. Здесь не только увлекательный
текст, который легко воспринимается ребёнком, но и наглядность, т.е.
интересные картинки. Ребёнка интригуют необычные путешествия Язычка. Его
можно встретить в зоопарке, на стадионе или в парке отдыха. Он знакомится с
различными животными, ранее ему незнакомыми, наблюдает за их повадками и внешним видом. Таким образом осуществляется и речевое развитие ребёнка.
Он узнаёт новые слова и их значение, тем самым пополняя свой лексический
запас. Учится слышать и понимать речь взрослого. Старается запомнить и
повторить услышанное. Соотносит текст вымышленного персонажа с реальным
органом артикуляции – языком.
Для достижения должного результата необходимо многократное
повторение определённых упражнений. И сказка здесь – незаменимый
помощник. Ведь она сопровождает ребёнка на протяжении всего его детства.
Вместе с ней он радуется, грустит, сопереживает, а точнее – учится жить!
Роль артикуляторной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения.
Роль артикуляторной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения.
Роль артикуляторной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения.
Роль артикуляторной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.