Проблема определения нормативно-правового поля деятельности социального педагога сопрягается с проблемой определения приоритетности института, чьи интересы защищаются социальным педагогом. С точки зрения системы профессиональных ценностей, социальный педагог должен представлять интересы прежде всего клиента, затем – общества в целом, и только потом – государства и своего учреждения. Такую систему приоритетов не всегда легко соблюдать, ее приходится отстаивать, иногда даже вступая в конфликты с руководством или с коллегами. Однако если присутствует осознание законности, гуманности и моральной правоты своей профессиональной деятельности, всегда находятся убедительные аргументы в защиту своего клиента, своего дела и своей профессии.
Роль должностных инструкций в работе социального педагога
Проблема определения нормативноправового поля деятельности
социального педагога сопрягается с проблемой определения приоритетности
института, чьи интересы защищаются социальным педагогом. С точки зрения
системы профессиональных ценностей, социальный педагог должен
представлять интересы прежде всего клиента, затем – общества в целом, и
только потом – государства и своего учреждения. Такую систему
приоритетов не всегда легко соблюдать, ее приходится отстаивать, иногда
даже вступая в конфликты с руководством или с коллегами. Однако если
присутствует осознание законности, гуманности и моральной правоты своей
профессиональной деятельности, всегда находятся убедительные аргументы в
защиту своего клиента, своего дела и своей профессии.
Документы учреждения представляют определенную систему, которая
отражает отдельные стороны его работы или всю работу в целом. Что
зафиксировано, прежде всего, в Уставе учреждения, в приказах, где
последовательно документируется распорядительная деятельность
руководителя, в протоколах – работа педагогического совета, в журналах –
успеваемость учащихся и т. д.
Системы документирования получили название делопроизводства, что
включает создание документов, работу с ними, хранение.
Делопроизводство социального педагога складывается из:
1) нормативноправовых актов, регулирующих деятельность учреждения
и специалиста;
2) годовых, помесячных, еженедельных планов работы учреждения и
специалиста;
3) актов обследования;
4) личных текущих записей;5) переписки с учреждениями и организациями, участвующими в
решении проблем;
6) отчетов;
7) аналитических справок и отчетов по результатам социально
педагогической диагностики и других исследований;
8) медикопсихологопедагогических
характеристик
отдельных
учащихся, с которыми ведется специально спланированная индивидуальная
работа;
9) протоколов различных заседаний, совещаний, встреч, педсоветов и
тому подобное по вопросам, относящимся к компетенции социального
педагога (в копиях).
Понятно, что все это, кроме планов и отчетов – рабочая документация
специалиста и не подлежит официальному контролю, если эти документы не
будут в ведены в обязательный перечень документов учреждения.
Рассмотрим нормативноправовой акт, который регулирует деятельность
социального педагога, то есть должностную инструкцию.
Социальный педагог, как и все работники любого учреждения, должен
знать, что ему делать в конкретном учреждении. Для этого администрация
учреждения разрабатывает должностные инструкции социального педагога на
основе примерных должностных инструкций, которые в свою очередь
разработаны на основе тарифноквалификационной характеристики,
утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и
Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. №463/1268 по
согласованию с Министерством труда России от 17 августа 1995 г. №46, с
изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования
Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 14 декабря
1995 г. №622/1646 по согласованию с Министерством труда Российской
Федерации (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65), гдерасписаны общие положения, функции, должностные обязанности, права,
ответственность, взаимосвязи по должности (см. приложение № 2).
Рассмотрим такой аспект из общих положений примерных должностных
инструкций как: подчиненность социального педагога.
Социальный педагог подчиняется непосредственно директору школы.
Автор считает, что это правильно, так как у социального педагога
направление деятельности шире, чем у заместителей директора по учебно
воспитательной и воспитательной работе школы. Он работает не только с
окружающим внутри школы, но и непосредственно с семьей для защиты прав
несовершеннолетних, то есть выходит за рамки школы и учебно
воспитательного процесса.
Как уже выше писалось, социальный педагог должен представлять
интересы своего клиента и для этого ведет работу со специалистами
с должностными лицами
различных социальных служб, ведомств и
различного рода управлений.
В настоящее время в школах, если имеется, то уже хорошо, одна – две
ставки социального педагога. С введением в школе социальнопедагогической
службы, как в одной из экспериментальных Ярославских школ, у двадцати
семи социальных педагогов, работающих в структуре службы, не может быть
непосредственным начальником директор, таким образом, должно быть лицо
непосредственно выходящее на него – заведующий службы.
Рассмотрим конкретный пример, как к этому отнеслись при разработке
уже утвержденных должностных инструкций школы г. Сыктывкара (см.
приложения №№ 3;4).
В Сыктывкарской средней общеобразовательной школе № 25 социальный
педагог так же подчиняется непосредственно директору школы, в
Сыктывкарской средней общеобразовательной школе № 37 социальный
педагог подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.
Наверное, там считают, что социальный педагог должен проводить какиелибомероприятия, направленные на развлечение во внеурочное время, – но для
этого существует педагогорганизатор, а социальный педагог должен
координировать его деятельность для успешного прохождения ребенком
социализации, он должен принимать участие в правовой защите,
консультациях в посильной ему сфере.
Теперь посмотрим, как это отражено в должностных инструкциях
социального педагога социальных центров г. Сыктывкара.
В муниципальном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям
г. Сыктывкара» (см. приложение № 6). В должностных инструкциях
социального педагога отмечено, что в своей работе подчиняется
непосредственно руководителю структурного подразделения, в котором
работает.
По мнению автора, это совершенно справедливо, так как в этом центре
есть несколько подразделений, в которых работает социальный педагог.
Также и в муниципальном учреждении «Социальнореабилитационный
центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара» (см. приложение № 5).
Рассмотрим во всех должностных инструкциях функции.
В предложенных Минобразованием эти функции прописаны так:
Основными направлениями деятельности социального педагога
являются:
социальнопедагогическое сопровождение образовательного и
воспитательного процесса в школе и по месту жительства
обучающихся (воспитанников);
реализация и контроль за реализацией мер социальной помощи и
защиты обучающихся (воспитанников);
осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию,
развитию и социальной защите личности в школе и по месту
жительства обучающихся (воспитанников);
И оставлено место для дополнительной функции.В школе № 25 они ничем не отличаются от выше предложенных, а в
школе № 37 все функции работы социального педагога сводятся к работе с
«трудными».
В должностных инструкциях социальнореабилитационного центра
добавлена функция:
Осуществление взаимодействия с различными государственными и
негосударственными структурами.
В должностных инструкциях центра помощи семье и детям функции не
обозначены.
В целом должностные инструкции мало чем отличаются друг от друга,
особенности есть в должностных инструкциях школы № 37 – вся инструкция
построена на работе с «трудными».
В социальнореабилитационном центре социальный педагог должен
заниматься хозяйственной деятельностью, в период дежурства по смене. Со
слов директора центра, это необходимо, так как центр является
круглосуточным учреждением и в нем находятся дети.
Социальный педагог работает на основе должностных инструкций,
планирует свою деятельность. В этом социальный педагог должен
отталкиваться от планов всего учреждения. Как и любой работник, для
успешной работы должен писать себе планы работы на перспективу, на год,
которые утверждаются директором школы или своего подразделения, а по
этому плану пишет себе планы на четверть, месяц, неделю, учитывая
особенности учреждения, виды деятельности и количество затрат времени
предположительно расходуемого на тот или иной вид деятельности.
Социальный педагог должен знать как ведутся внутренние документы
учреждения, он должен уметь самостоятельно, в соответствии с устными или
письменными указаниями руководителя, составлять основные служебные
документы и оформлять их.Владея машинописью и компьютером, социальный педагог должен
написать тот или другой служебный документ самостоятельно или под
диктовку прямо на пишущей машине, компьютере, а стенографическую запись
документа затем оформить в виде машинописного документа. Социальный
педагог должен уметь пользоваться такими средствами записи и
фиксирования, как диктофон, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат.
Многие документы приходится размножать в нескольких копиях.
Поэтому нужно знать основные способы и средства копирования и
размножения документов, которые должны быть к тому же юридически
грамотно удостоверены.
Социальный педагог должен знать порядок исполнения документов, кем
и как они должны исполняться, и уметь контролировать эту работу. Он
должен вести работу с письмами, жалобами и заявлениями.
Все документы в учреждении учитываются (регистрируются). Это нужно
для того, чтобы документы легко было найти, чтобы они не затерялись.
Регистрация – одно из средств контроля исполнения документов. Социальный
педагог должен понимать достоинства и недостатки различных способов
регистрации, правильно и аккуратно вести регистрационные записи.
Благодаря документированию возникает сознательная организация
собственной трудовой деятельности. Процесс ведения документации важен
для всех и особенно для начинающих социальных педагогов. Аккуратное и
грамотное ведение делопроизводства усиливает профессиональную
успешность социального педагога и делает его менее уязвимым при различных
проверках и отчетах.
Автор, считает, что при определении основных функций социального
Их в должностные
педагога в конкретных учреждениях и внесении.
инструкции необходимо не только учитывать специфику учреждения, так как
все школы примерно одного воспитательного уровня, но и условия внешнейсреды этого учреждения с учетом особенностей работы социозащитных
организаций на этой территории, чтобы не дублировать их деятельность.
Таким образом, социальный педагог должен действовать по
должностным инструкциям, которые порой бывают не совершенны.
Автор работы предлагает следующие видение основных положений:
Социальный педагог должен подчинятся непосредственно директору
школы или руководителю структурного подразделения, если таковое
имеется;
Выполнять функции направленные не только на «трудного» ребенка,
если работает один социальный педагог;
Выполнять деятельность направленную на достижение результатов в
социальнопедагогическом русле, но не как не в хозяйственной сфере.
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод:
1.
Социальный педагог действует на основании всех нормативно
правовых актов, касающихся социальнопедагогической деятельности
нашего государства, республики и, конечно, принятой международной
Конвенцией о правах ребенка;
2.
Основными
документами социального педагога является
устав учреждения, в котором он работает, и должностная инструкция,
которую он подписал;
3.
Социальный педагог в учебном заведении подчиняется
непосредственно директору или руководителю структурного
подразделения;
4.
Результаты деятельности социального педагога должны
оформляться документально и входить в номенклатуру
делопроизводства учреждения, что позволит избежать утрату
документов и обеспечит преемственность в работе социального
педагога.