РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно проводить свои занятия физическими упражнениями. Сегодня школьная физическая культура все больше становиться ответственной за формирование у школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения России эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике, т.е. ценить время, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека. Современное содержание предмета физической культуры в школе должно исходить из следующего условий: - физическая культура должна удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом развитии школьников; -физическая культура должна использоваться как средство организации здорового образа жизни человека, укрепления здоровья и поддержания долголетия; -физическая культура должна способствовать индивидуальному развитию культуры собственного тела школьника, возможности активно включаться в разнообразные трудовые, физкультурно-спортивные и культурные мероприятия; - физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы использовать физические упражнения для целенаправленного развития физических качеств, двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения; - физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному общению, уважению к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению. Исходя из этого можно сделать выводы насколько важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Физическая культура это развитие физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной личности. Поэтому в структуре общего среднего образования предмет физическая культура должен занимать одно из ведущих мест среди других предметов и способствовать решению важных общепедагогических задач. Физическая культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть образом жизни детей. Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы, методы и средства педагогической деятельности, при которых наша физическая культура оставалась бы в школьном образовании лишь как процесс физической подготовки и средство укрепления здоровья школьников. Решая традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических качеств и координационных способностей, многие учителя зачастую забывают о формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям физическими упражнениями и урокам физической культуры. Одной из главных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стоять задача по  формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать разнообразие всех доступных средств и методов. Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах. Существует множество способов разнообразить проведение уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения; менять обстановку, условия урока (например, переходить из спортивного зала на воздух); использовать игровой и соревновательный методы, командные спортивные игры для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры. Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами, а затем полностью соответствующие реальным требованиям. Подвижные игры и занятия командными видами спорта на уроках физической культуры развивают дух коллективизма, сотрудничества. Среди командных спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Он был придуман в конце ХIХ века преподавателем физической культуры в американском колледже Спрингфилд. В системе физического воспитания баскетбол приобрел огромную популярность из-за экономической доступности игры, высокой эмоциональности, большого зрелищного эффекта и самое главное, что эта игра благоприятно воздействовала на организм человека. Баскетбол как нельзя лучше отвечает нынешнему времени. Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и самое главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует всестороннему физическому развитию, так как основу баскетбола составляют простые естественные движения – прыжки, бег, передачи и броски. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, соперничества, борьба за первенство и высокие достижения. Школьник соревнуется не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях. Соревновательный метод усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных  возможностей организма, тем самым способствуя их наивысшему развитию. Таким образом, физическая культура, являясь частью культуры общей, способствует развитию и подготовке школьников к дальнейшей самостоятельной жизни, а спорт является так называемой "школой жизни". Ведь в спорте учатся не только играть в тот или иной вид игровой деятельности (если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в команде, тактике, стратегии, учатся проигрывать и побеждать, отношениям с соперниками и отношениям в своей команде (особенно в соревновательной деятельности), принимать самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни и многому другому. Занятия физической культурой и спортом формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, подводят к духу честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России. Школьная физическая культура закладывает основу для формирования личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других. Это эффективное средство направления энергии школьников в конструктивное русло. При этом поведение, знания и умения, личный пример учителя физической культуры становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. И если учитель физической культуры поможет сформировать у учащихся потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то им будет легче осознать и принять для своей жизни такие социальные понятия, как дружба, равноправие, справедливость, красота, право на интересную жизнь, свобода и счастье.
Иконка файла материала 1231 (16).docx
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ  СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Современное содержание образования в области физической культуры  нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с  достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был  действительно образованным в физической культуре: владел средствами и  методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и  методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных  возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно  проводить свои занятия физическими упражнениями. Сегодня школьная  физическая культура все больше становиться ответственной за формирование у  школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения  России эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности  наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической  культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике, т.е. ценить  время, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь  любого человека.  Современное содержание предмета физической культуры в школе должно  исходить из следующего условий:  ­ физическая культура должна удовлетворять интересам общества во  всестороннем физическом развитии школьников;  ­физическая культура должна использоваться как средство организации  здорового образа жизни человека, укрепления здоровья и поддержания  долголетия;  ­физическая культура должна способствовать индивидуальному развитию  культуры собственного тела школьника, возможности активно включаться в  разнообразные трудовые, физкультурно­спортивные и культурные мероприятия; ­ физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и  навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы  использовать физические упражнения для целенаправленного развития  физических качеств, двигательной подготовки и культуры движений,  формирования осанки и телосложения;  ­ физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному  общению, уважению к себе и окружающим, давать возможность для  самовыражения и содействовать самоопределению.Исходя из этого можно сделать выводы насколько важна роль физической  культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих  способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических  качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников.  Физическая культура это развитие физического и духовного в человеке, это  способ жизни и способ развития целостной личности. Поэтому в структуре общего среднего образования предмет физическая  культура должен занимать одно из ведущих мест среди других предметов и  способствовать решению важных общепедагогических задач. Физическая  культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть образом  жизни детей.  Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы, методы и  средства педагогической деятельности, при которых наша физическая культура  оставалась бы в школьном образовании лишь как процесс физической  подготовки и средство укрепления здоровья школьников. Решая традиционные  задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических  качеств и координационных способностей, многие учителя зачастую забывают о  формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям  физическими упражнениями и урокам физической культуры. Одной из главных  задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стоять задача по  формированию у учащихся положительного отношения к физической  культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать разнообразие всех  доступных средств и методов. Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из  которых являются: правильная постановка задач урока, создание  положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников  на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен  сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может  меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к  физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному  уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и  самочувствия учителя. Урок физической культуры всегда приносит  удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на  скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки,  знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Важно, чтобы строгость,  точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами  поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.Существует множество способов разнообразить проведение уроков:  использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий;  включать различные новые физические упражнения; менять обстановку, условия  урока (например, переходить из спортивного зала на воздух); использовать  игровой и соревновательный методы, командные спортивные игры для  повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры. Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего  школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают  правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и  физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими  школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая  определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в  содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод,  учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых  им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста  школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей  реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с  упрощенными правилами, а затем полностью соответствующие реальным  требованиям. Подвижные игры и занятия командными видами спорта на уроках физической  культуры развивают дух коллективизма, сотрудничества.  Среди командных спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных  мест. Он был придуман в конце ХIХ века преподавателем физической культуры  в американском колледже Спрингфилд. В системе физического воспитания  баскетбол приобрел огромную популярность из­за экономической доступности  игры, высокой эмоциональности, большого зрелищного эффекта и самое главное, что эта игра благоприятно воздействовала на организм человека. Баскетбол как  нельзя лучше отвечает нынешнему времени. Трудно отыскать еще такой вид  спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и самое  главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует всестороннему  физическому развитию, так как основу баскетбола составляют простые  естественные движения – прыжки, бег, передачи и броски.  Основу соревновательного метода составляет рационально организованный  процесс состязания, соперничества, борьба за первенство и высокие достижения.  Школьник соревнуется не только с другими, но и с самим собой, стремясь  превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных  упражнениях. Соревновательный метод усиливает воздействие физических  упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных   возможностей организма, тем самым способствуя их наивысшему развитию.Таким образом, физическая культура, являясь частью культуры общей,  способствует развитию и подготовке школьников к дальнейшей самостоятельной жизни, а спорт является так называемой "школой жизни". Ведь в спорте учатся  не только играть в тот или иной вид игровой деятельности (если речь идет об  игровых видах спорта), но и работе в команде, тактике, стратегии, учатся  проигрывать и побеждать, отношениям с соперниками и отношениям в своей  команде (особенно в соревновательной деятельности), принимать  самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни и многому другому. Занятия физической культурой и спортом формируют здоровое честолюбие,  чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только  в спортивном зале, подводят к духу честной конкуренции, что особенно важно  для подрастающего поколения в современной России. Школьная физическая культура закладывает основу для формирования  личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление  не отставать от других. Это эффективное средство направления энергии  школьников в конструктивное русло. При этом поведение, знания и умения,  личный пример учителя физической культуры становятся для школьников более  значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. И если учитель  физической культуры поможет сформировать у учащихся потребности к  постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то им будет легче  осознать и принять для своей жизни такие социальные понятия, как дружба,  равноправие, справедливость, красота, право на интересную жизнь, свобода и  счастье.