Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка раннего возраста

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Случилось! У вас родился долгожданный крепкий и здоровый малыш. И тут возникает вопрос «Что делать с этим крошечным беззащитным существом?». И правда, какое же место в воспитании малыша первых трех лет жизни занимает отец? Попробуем ответить на этот вопрос. Уже на первом году жизни у ребенка формируется привязанность не только к матери, но и к другим взрослым, окружающим его. Младенец как бы выстраивает для себя некоторую иерархию предпочтений, напоминающую пирамиду, на вершине которой находится мать, а чуть ниже – остальные члены семьи. Но иногда ребенок бывает больше привязан к отцу, чем к матери. Вероятно, это связано с тем, что в отдельных случаях папа больше времени проводит с ребенком и чаще, чем мать ухаживает за ним.
Иконка файла материала Роль и функции отца в воспитании и развитии.doc
Роль и функции отца в воспитании и развитии  ребенка раннего возраста Случилось! У вас родился долгожданный крепкий и здоровый малыш.   И   тут   возникает   вопрос   «Что   делать   с   этим   крошечным беззащитным существом?». И правда, какое же место в воспитании малыша первых трех лет жизни занимает отец? Попробуем ответить на этот вопрос. Уже   на   первом   году   жизни   у   ребенка   формируется привязанность   не   только   к   матери,   но   и   к   другим   взрослым, окружающим его. Младенец как бы выстраивает для себя некоторую иерархию   предпочтений,   напоминающую   пирамиду,   на   вершине которой находится мать, а чуть ниже – остальные члены семьи. Но иногда   ребенок   бывает   больше   привязан   к   отцу,   чем   к   матери. Вероятно, это связано с тем, что в отдельных случаях папа больше времени проводит с ребенком и чаще, чем мать ухаживает за ним. Рассмотрим   подробнее   роль   отца   в   воспитании     ребенка. Некоторые   психологи   полагают,   что   обычно   в   семье   существует разделение   обязанностей   в   вопросах,   касающихся   воспитания подрастающего поколения. Например, к матери младенец «склонен обращаться»   в   ситуациях,   когда   он   чувствует   дискомфорт,   в частности, если он голоден, устал, испытывает легкое недомогание. Громкий   крик   ребенка   в   подобных   случаях   выражает   призыв   к матери,   просьбу   о   помощи.   Именно   от   матери   эту   скорую   помощь ребенок   чаще   всего   получает,   именно   от   нее   он   вправе   ожидать поддержки.  Когда у ребенка хорошее настроение и его непосредственные потребности   удовлетворены,   малыш   охотно   вступает   в   контакт   с другими взрослыми, например, с отцом.  Наиболее   распространенной   формой   этого   контакта   может стать   игра.   Играя   с   ребенком,   отец   поощряет   его   любопытство, формирует определенные двигательные навыки. Чаще всего именно в игре ребенок, которому не и года, начинает понимать простейшие команды, такие как «возьми», «дай» и другие. Но   у   главы   семейства   есть   и   своя,   специфическая   роль.   И состоит   она   в   том,   чтобы   быть   мужчиной,   мужем,   родителем мужского   пола,   а   это   значит,   что   он   несет   ответственность   за формирование у сыновей понятия о том, как относиться к жизни по­ мужски, то есть думать, чувствовать и поступать так, как это делает он сам. Первое и главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы   являть   собой   образец   настоящего   мужчины.   Заботясь   оребенке,   оберегая   его,   родители   вместе   с   тем   передают   ему   и определенное   представление   о   жизни,   чтобы   тот   смог адаптироваться в обществе и со временем, когда покинет отчий дом, стать хорошим воспитателем уже своих детей. Уход за ребенком и забота о нем – самые легкие из родительских обязанностей. Научить с   малолетства   умению   жить   среди   людей   –   задача   куда   более трудная и тонкая. Для этого никогда не бывает достаточно знаний и мудрости. Однако сам по себе факт, что у ребенка имеются отец и мать,   исключительно   важен   для   ребенка   и   его   адаптации.   И   это понятно, ведь мир состоит из мужчин и женщин, и нужно знать и учитывать, как смотрят на вещи и те и другие. Психологи   считают,   что   отец   может   во   многом   повлиять   на половую   идентификацию   ребенка.   Это   понятие   связанно   с формирующимся у ребенка чувства принадлежности к своему полу, усвоением   определенного,   характерного   для   данного   пола   стиля поведения. Говоря о половой идентификации, используют еще два термина:   «маскулинность»   и   «фемининность»   ­   соответственно выраженность у человека типично мужских или женских черт. Как   уже   отмечалось   выше,   отец   является   для   сына   уже   в раннем  возрасте  своеобразным  примером, моделью подражания  и, следовательно,   значительно   влияет   на   процесс   половой идентификации.   Психологические   исследования   показали,   что первые   признаки   отождествления   ребенка   со   своим   полом проявляются у ребенка еще в возрасте до 3х лет. В   общении   с   отцом   мальчик   учится   быть   мужчиной   путем подражания ему. А не будь мужчины в семье, мальчику многого не доставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Многие   ученые   полагают,   что   отец   является   для   сыновей примером   того,   как   следует   сдерживать   и   контролировать   себя. Другие   считают,   что   отцы   во   многом   влияют   на   моральное воспитание детей, формирование у них понятия о добре и зле.  Считается,   что   чрезмерная   враждебность   по   отношению   к окружающим   возникает   у   подростков   как   бунт   против   излишней зависимости от матери, ее фиминизируещего (женского) влияния на протяжении всего детского возраста, для которого в отсутствии отца нет   мужской   компенсации.   Агрессивность,   по   мнению   сторонников этой точки зрения, есть как бы выражение поиска своего мужского «я».   Полагают,  что  агрессивность  в  этих  случаях   есть  проявление собственно   мужских   бессознательная   попытка продемонстрировать свою мужественность. черт,Большинство   исследований   роли   отца   в   воспитании   касалось тех семей, где росли мальчики. А что происходит в семьях, где мать воспитывает   дочь? Оказалось, что вплоть до юношеского возраста отсутствие отца никак не проявляется в поведении девочек. Однако, в   юности   возникают   определенные   сложности   в   установлении контактов   и   дальнейшем   обращении   с   молодыми   людьми.   Причем подобные трудности появляются не в связи с общими подозрениями и сомнениями   в   отношении   лиц   мужского   пола,     а,   скорее,   из­за непомерной идеализации и нереалистического отношения к ним. Девушки,   не   имея   в   детстве   опыта   общения   с   людьми противоположного пола, со всеми их достоинствами и недостатками, взрослея,   пытаются   найти   того,   кто   бы   соответствовал   их возвышенному   идеалу.   Эти   девочки   не   имели   возможности наблюдать,   как   складываются   отношения   между   мужчиной   и женщиной в повседневной жизни. Некоторые   психологи   считают,   что   для   мужского   склада   ума скорее   характерно   развитие   математических,   а   для   женского   – гуманитарных способностей. Этому соответствуют данные о том, что у   детей,   растущих   без   отца,   получают   большее   развитие гуманитарные способности. Таким образом, чем больше времени уделяет отец общению с девочкой в раннем возрасте, тем более адекватные формы полового поведения   формируются   у   нее   в   дальнейшем.   Помимо   этого,   она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении   родителей.   Например,   супруг,   который   вносит   в   семью уверенность   и  покой,  дает   своим  детям  представление   о мужчине совсем иное, нежели муж, что ищет опору в своей жене. Точно так же отец   семейства,   часто   ссорящийся   со   своими   родителями   или родственниками   жены,   непременно   подаст   своим   детям   дурной пример   вместо   того,   чтобы   научить   их   относиться   к   родным   с любовью и уважением. Это уроки первостепенной важности и для мальчика   и   для   девочки.   Ничего   из   того,   что   они   узнают   в последствии из книг и учебников, не оставит большого следа в их сознании, не повлияет так на их чувства. Вот почему хороший отец должен быть, прежде всего, образцом настоящего мужчины и уже потом – идеального мужа. Быть отцом означает также хотеть и уметь общаться со своим ребенком. К сожалению, нет такого волшебного заклинания, которое помогло   бы   преуспеть   в   этом.   Обычно   характер   взаимоотношений отца с ребенком отражает основные черты личности родителя.И все­таки, что делает мужчину хорошим отцом? Ответ крайне прост.   Если   отец   является   яркой   личностью,   если   он   готов поделиться     своими знаниями и опытом, несомненно, это хороший отец. Если же он идет на жертву, соглашаясь отправиться с детьми в цирк, а там оказывается беспомощным в шумной толпе, проку от него мало.  Бывает, отец стремится уделить своим детям больше внимания, чтобы   они,   набравшись   его   знаний   и   опыта,   смогли   бы   достичь большего, чем достиг он. Но  Это означает скорее, что он лишь проявляет свою досаду на неудачно   сложившуюся   жизнь   и   уязвленное   тщеславие,   нежели любовь к детям и окружающим. в то же время идти на непрестанные жертвы   ради   будущего   своих   детей,   да   к   тому   же   делать   это демонстративно, ­ значит обнаруживать беспомощность и комплекс вины,   а   не   надежно   утверждать   собственное   достоинство,   чему могли бы подражать дети. Иными словами, то,  что  отец дает вашим детям, гораздо важнее того, сколько он дает им.   Способен   ли   отец   в   одиночку   воспитывать   ребенка?   Этот вопрос в наше время далеко не риторический. Нередко по разным причинам   (развод,   смерть   матери,   усыновление   и   др.)   отцы вынуждены воспитывать детей сами.  Психологи изучали подобные семьи и конкретно те проблемы, которые   встают   в   таких   случаях   перед   отцами.   Выяснилось,   что мужчины вполне успешно справлялись со своими обязанностями и не стремились ради облегчения этих обязанностей жениться вторично. Общие   трудности,   возникавшие   у   отцов­одиночек,   были   связаны   с отсутствием   терпения   и   недостатком   времени,   а   также   с постоянными   сомнениями   при   принятии   решений,   касающихся вопросов воспитания. Вместе с тем, став отцами­одиночками, такие люди начинали более ответственно относиться к детям, меняли свое отношение к ребенку, пытаясь, в чем возможно, заменить ему мать. Конечно, многие из них жаловались на чрезмерную загруженность, связанную с работой по дому, и постоянной чувство усталости.       Одна   из   главных   трудностей   для   многих   отцов   состояла   в ежедневном   приготовлении   пищи.   Как   пишет   один   из   социологов, обследовавших подобные семьи, в целом их опыт показал, что отцы в современном   обществе   не   всегда   готовы   взять   на   себя   функции единственного   воспитателя   своих   детей,   так   как   этому   их   никто никогда специально не обучал. То, что  отец в одиночку  может воспитывать  ребенка, еще не значит,   что   такая   ситуация   является   достаточно   приемлемой   дляребенка. В полноценной семье ребенок имеет возможность получить от обоих родителей так необходимые ему ласку, тепло и заботу хотя бы потому, что у него для этого просто больше времени. Кроме того, как   уже   не   раз   говорилось,   ребенок   может   наблюдать   общение между мужчиной и женщиной, что очень важно для его социального развития. Ведь образами мужчины и женщины для ребенка служат, прежде всего, его отец и мать.