Случилось! У вас родился долгожданный крепкий и здоровый малыш. И тут возникает вопрос «Что делать с этим крошечным беззащитным существом?». И правда, какое же место в воспитании малыша первых трех лет жизни занимает отец? Попробуем ответить на этот вопрос.
Уже на первом году жизни у ребенка формируется привязанность не только к матери, но и к другим взрослым, окружающим его. Младенец как бы выстраивает для себя некоторую иерархию предпочтений, напоминающую пирамиду, на вершине которой находится мать, а чуть ниже – остальные члены семьи. Но иногда ребенок бывает больше привязан к отцу, чем к матери. Вероятно, это связано с тем, что в отдельных случаях папа больше времени проводит с ребенком и чаще, чем мать ухаживает за ним.
Роль и функции отца в воспитании и развитии
ребенка раннего возраста
Случилось! У вас родился долгожданный крепкий и здоровый
малыш. И тут возникает вопрос «Что делать с этим крошечным
беззащитным существом?». И правда, какое же место в воспитании
малыша первых трех лет жизни занимает отец? Попробуем ответить
на этот вопрос.
Уже на первом году жизни у ребенка формируется
привязанность не только к матери, но и к другим взрослым,
окружающим его. Младенец как бы выстраивает для себя некоторую
иерархию предпочтений, напоминающую пирамиду, на вершине
которой находится мать, а чуть ниже – остальные члены семьи. Но
иногда ребенок бывает больше привязан к отцу, чем к матери.
Вероятно, это связано с тем, что в отдельных случаях папа больше
времени проводит с ребенком и чаще, чем мать ухаживает за ним.
Рассмотрим подробнее роль отца в воспитании ребенка.
Некоторые психологи полагают, что обычно в семье существует
разделение обязанностей в вопросах, касающихся воспитания
подрастающего поколения. Например, к матери младенец «склонен
обращаться» в ситуациях, когда он чувствует дискомфорт, в
частности, если он голоден, устал, испытывает легкое недомогание.
Громкий крик ребенка в подобных случаях выражает призыв к
матери, просьбу о помощи. Именно от матери эту скорую помощь
ребенок чаще всего получает, именно от нее он вправе ожидать
поддержки.
Когда у ребенка хорошее настроение и его непосредственные
потребности удовлетворены, малыш охотно вступает в контакт с
другими взрослыми, например, с отцом.
Наиболее распространенной формой этого контакта может
стать игра. Играя с ребенком, отец поощряет его любопытство,
формирует определенные двигательные навыки. Чаще всего именно
в игре ребенок, которому не и года, начинает понимать простейшие
команды, такие как «возьми», «дай» и другие.
Но у главы семейства есть и своя, специфическая роль. И
состоит она в том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем
мужского пола, а это значит, что он несет ответственность за
формирование у сыновей понятия о том, как относиться к жизни по
мужски, то есть думать, чувствовать и поступать так, как это делает
он сам. Первое и главное качество хорошего отца заключается в том,
чтобы являть собой образец настоящего мужчины. Заботясь оребенке, оберегая его, родители вместе с тем передают ему и
определенное представление о жизни,
чтобы тот смог
адаптироваться в обществе и со временем, когда покинет отчий дом,
стать хорошим воспитателем уже своих детей. Уход за ребенком и
забота о нем – самые легкие из родительских обязанностей. Научить
с малолетства умению жить среди людей – задача куда более
трудная и тонкая. Для этого никогда не бывает достаточно знаний и
мудрости. Однако сам по себе факт, что у ребенка имеются отец и
мать, исключительно важен для ребенка и его адаптации. И это
понятно, ведь мир состоит из мужчин и женщин, и нужно знать и
учитывать, как смотрят на вещи и те и другие.
Психологи считают, что отец может во многом повлиять на
половую идентификацию ребенка. Это понятие связанно с
формирующимся у ребенка чувства принадлежности к своему полу,
усвоением определенного, характерного для данного пола стиля
поведения. Говоря о половой идентификации, используют еще два
термина: «маскулинность» и «фемининность» соответственно
выраженность у человека типично мужских или женских черт.
Как уже отмечалось выше, отец является для сына уже в
раннем возрасте своеобразным примером, моделью подражания и,
следовательно,
значительно влияет на процесс половой
идентификации. Психологические исследования показали, что
первые признаки отождествления ребенка со своим полом
проявляются у ребенка еще в возрасте до 3х лет.
В общении с отцом мальчик учится быть мужчиной путем
подражания ему. А не будь мужчины в семье, мальчику многого не
доставало бы, потому что матери может подражать только дочь.
Многие ученые полагают, что отец является для сыновей
примером того, как следует сдерживать и контролировать себя.
Другие считают, что отцы во многом влияют на моральное
воспитание детей, формирование у них понятия о добре и зле.
Считается, что чрезмерная враждебность по отношению к
окружающим возникает у подростков как бунт против излишней
зависимости от матери, ее фиминизируещего (женского) влияния на
протяжении всего детского возраста, для которого в отсутствии отца
нет мужской компенсации. Агрессивность, по мнению сторонников
этой точки зрения, есть как бы выражение поиска своего мужского
«я». Полагают, что агрессивность в этих случаях есть проявление
собственно мужских
бессознательная попытка
продемонстрировать свою мужественность.
черт,Большинство исследований роли отца в воспитании касалось
тех семей, где росли мальчики. А что происходит в семьях, где мать
воспитывает дочь? Оказалось, что вплоть до юношеского возраста
отсутствие отца никак не проявляется в поведении девочек. Однако,
в юности возникают определенные сложности в установлении
контактов и дальнейшем обращении с молодыми людьми. Причем
подобные трудности появляются не в связи с общими подозрениями и
сомнениями в отношении лиц мужского пола, а, скорее, изза
непомерной идеализации и нереалистического отношения к ним.
Девушки, не имея в детстве опыта общения с людьми
противоположного пола, со всеми их достоинствами и недостатками,
взрослея, пытаются найти того, кто бы соответствовал их
возвышенному идеалу. Эти девочки не имели возможности
наблюдать, как складываются отношения между мужчиной и
женщиной в повседневной жизни.
Некоторые психологи считают, что для мужского склада ума
скорее характерно развитие математических, а для женского –
гуманитарных способностей. Этому соответствуют данные о том, что
у детей, растущих без отца, получают большее развитие
гуманитарные способности.
Таким образом, чем больше времени уделяет отец общению с
девочкой в раннем возрасте, тем более адекватные формы полового
поведения формируются у нее в дальнейшем. Помимо этого, она
понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в
поведении родителей. Например, супруг, который вносит в семью
уверенность и покой, дает своим детям представление о мужчине
совсем иное, нежели муж, что ищет опору в своей жене. Точно так же
отец семейства, часто ссорящийся со своими родителями или
родственниками жены, непременно подаст своим детям дурной
пример вместо того, чтобы научить их относиться к родным с
любовью и уважением. Это уроки первостепенной важности и для
мальчика и для девочки. Ничего из того, что они узнают в
последствии из книг и учебников, не оставит большого следа в их
сознании, не повлияет так на их чувства. Вот почему хороший отец
должен быть, прежде всего, образцом настоящего мужчины и уже
потом – идеального мужа.
Быть отцом означает также хотеть и уметь общаться со своим
ребенком. К сожалению, нет такого волшебного заклинания, которое
помогло бы преуспеть в этом. Обычно характер взаимоотношений
отца с ребенком отражает основные черты личности родителя.И всетаки, что делает мужчину хорошим отцом? Ответ крайне
прост. Если отец является яркой личностью, если он готов
поделиться своими знаниями и опытом, несомненно, это хороший
отец. Если же он идет на жертву, соглашаясь отправиться с детьми в
цирк, а там оказывается беспомощным в шумной толпе, проку от него
мало.
Бывает, отец стремится уделить своим детям больше внимания,
чтобы они, набравшись его знаний и опыта, смогли бы достичь
большего, чем достиг он. Но
Это означает скорее, что он лишь проявляет свою досаду на
неудачно сложившуюся жизнь и уязвленное тщеславие, нежели
любовь к детям и окружающим. в то же время идти на непрестанные
жертвы ради будущего своих детей, да к тому же делать это
демонстративно, значит обнаруживать беспомощность и комплекс
вины, а не надежно утверждать собственное достоинство, чему
могли бы подражать дети. Иными словами, то, что отец дает вашим
детям, гораздо важнее того, сколько он дает им.
Способен ли отец в одиночку воспитывать ребенка? Этот
вопрос в наше время далеко не риторический. Нередко по разным
причинам (развод, смерть матери, усыновление и др.) отцы
вынуждены воспитывать детей сами.
Психологи изучали подобные семьи и конкретно те проблемы,
которые встают в таких случаях перед отцами. Выяснилось, что
мужчины вполне успешно справлялись со своими обязанностями и не
стремились ради облегчения этих обязанностей жениться вторично.
Общие трудности, возникавшие у отцоводиночек, были связаны с
отсутствием терпения и недостатком времени, а также с
постоянными сомнениями при принятии решений, касающихся
вопросов воспитания. Вместе с тем, став отцамиодиночками, такие
люди начинали более ответственно относиться к детям, меняли свое
отношение к ребенку, пытаясь, в чем возможно, заменить ему мать.
Конечно, многие из них жаловались на чрезмерную загруженность,
связанную с работой по дому, и постоянной чувство усталости.
Одна из главных трудностей для многих отцов состояла в
ежедневном приготовлении пищи. Как пишет один из социологов,
обследовавших подобные семьи, в целом их опыт показал, что отцы в
современном обществе не всегда готовы взять на себя функции
единственного воспитателя своих детей, так как этому их никто
никогда специально не обучал.
То, что отец в одиночку может воспитывать ребенка, еще не
значит, что такая ситуация является достаточно приемлемой дляребенка. В полноценной семье ребенок имеет возможность получить
от обоих родителей так необходимые ему ласку, тепло и заботу хотя
бы потому, что у него для этого просто больше времени. Кроме того,
как уже не раз говорилось, ребенок может наблюдать общение
между мужчиной и женщиной, что очень важно для его социального
развития. Ведь образами мужчины и женщины для ребенка служат,
прежде всего, его отец и мать.