Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.
Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое.
Такую организацию труда призван обеспечить педагог
Роль и место педагога в трудовом воспитании
школьников.
Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а
лишь при определенной организации труда школьников.
Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему
планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе
труда осуществляется, эстетическое и физическое.
Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него
требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников,
организовывать деятельность и многое другое.
Психологический аспект деятельности педагога при воспитании
средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении
воздействия среды на личность, а также управление его трудовой
деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с
педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом,
чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает
эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в
помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.
В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных
результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка
возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего
авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И
одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных
факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок
коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире.
Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием
успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет
школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую
роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и
направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие
области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться
самопознание. Главная развивающая функция труда это переход от
самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются
способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые
виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает
навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в
обществе.Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в
последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано
как с общей социальноэкономической ситуацией, так и с общим развитием
социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки.
Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к
работе на производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового
обучения.