Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования
Оценка 4.7

Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
23.02.2018
Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования
Происходящие в современной России преобразования, изменения в социальной среде и общественной идеологии, предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. С утверждением новой государственной политики в области образования за педагогами вновь признана ведущая роль в деле воспитания. В настоящее время имеется ряд государственных документов, определяющих цели и задачи развития образования
Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования.docx
Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования Кузнецова Е.В., ФГБОУ ВО «Кировский  государственный медицинский университет» Происходящие   в   современной   России   преобразования,   изменения   в социальной среде и общественной идеологии, предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием.  С   утверждением   новой   государственной   политики   в   области образования за педагогами вновь признана ведущая роль в деле воспитания. В настоящее время имеется ряд государственных документов, определяющих цели и задачи развития образования. К их числу следует отнести федеральные законы «Об образовании»; «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;   «О   государственной   поддержке   молодежных   и   детских общественных   объединений»;   постановление   Правительства   РФ   «О национальной   доктрине   образования   в   РФ»   и   др.   В   этих   документах поставлена   задача   воспитания   нового   поколения   специалистов,   которая вытекает из потребностей настоящего и будущего развития России. Воспитание   человека   в   период   обучения   в   вузе   ­   важнейший   этап социализации   молодежи,   связанный   с   формированием   социально­зрелой личности.   Этим   диктуется   необходимость   системной   постановки воспитательного процесса, при которой данная сфера деятельности выступает в органическом единстве с учебным процессом и научно­исследовательской подготовкой студентов.  Развивающемуся   обществу   нужны   образованные,   нравственные, предприимчивые   люди,   которые   могут   мобильно   решать   производственные   способны   к   сотрудничеству, задачи,   отличаются   динамизмом, конструктивностью,   готовы   к   межкультурному   взаимодействию,   обладают чувством ответственности  за социально­экономическое процветание страны. Следовательно,   ядром   современной   модели   специалиста   должно выступать развитие личности, системы ее ценностных ориентаций и мотивов деятельности, самосовершенствованию.    формирование   способностей   к   самоанализу   и Сегодня,  нередко  бытующий  взгляд  на  студенчество,  как  достаточно замкнутую, гомогенную, маргинальную социальную группу, выключенную из процессов   социального   воспроизводства   общественной   жизни,   постепенно уступает   место   признанию   за   студенчеством   права   на   полноценное, самостоятельное функционирование и развитие в качестве самостоятельного и полноценного субъекта социальной жизни. Эффективность   и   качество   образования   зависят   от   взаимодействия процессов обучения и воспитания и, в свою очередь, от их эффективности и качества. Процесс воспитания в вузе идет по двум направлениям:    через учебный процесс – во время аудиторных занятий;  через внеучебную работу – в свободное от учебных занятий время студента и преподавателя.  Цель этих направлений должна быть единой – воспитание современного высококвалифицированного специалиста. Для этого необходимо иметь четкое представление   о   том,   каким   должен   быть   современный   специалист.   Как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества, как их формировать и кто их должен формировать, т.е. нужна новая современная   Опираясь   на система   воспитания   студента,   новая   концепция. фундаментальные ценности, вузовский коллектив формирует воспитательную среду   и   становится   для   будущих   специалистов   культурным,   учебным,   профессиональным,   Центральным научным, направлением   здесь   является   не   деидеологизация,  а  новая   идеология  –   на   молодежным   центром. какие ценности ориентировать молодежь, на каких достижениях своей страны их воспитывать. Целью внеучебного воспитательного процесса в вузе определяются и его конкретные   задачи.   Внеучебная  воспитательная   работа  сегодня  требует сохранения   существующих   эффективных   форм,   поиска   и   создания   новых форм   и   разработки   воспитательных   технологий.  В   вузах   необходимо поддерживать образовательные, научные, культурные традиции,   проводить воспитательную   работу   в   общежитиях   по   привитию   норм   поведения   и проживания,   практиковать   такие   внеучебные   воспитательные   мероприятия как   работа   спортивных   секций,   художественных   студий,   музыкальных коллективов, проведение музыкальных и тематических вечеров, организация спортивных соревнований.  Институт   кураторства   является   одним   из   самых   перспективных механизмов, способствующих интеграции внеучебной работы в образовании. Сверхзадачей куратора должно быть формирование у студенчества ценности самостоятельного обучения, исследования. Куратор должен непосредственно способствовать   выстраиванию   индивидуальной   траектории   обучения студента.  При   этом   содержание   работы   куратора   значительно   отличается   от работы   классного   руководителя.   Оно   определяется,   в   том   числе,   и возрастными особенностями студентов­первокурсников. Это совершенно иной возраст   со   своими   специфическими   психологическими   особенностями   и возрастными интересами.  В   этот   возрастной   период   завершается   формирование   идентичности. Здесь   на   первый   план   выступает   потребность   в   профессиональном самоопределении   и   принятии   участия   в   экономической,   политической   и общественной   жизни   общества.   Сегодня   работа   кураторов   должна   быть направлена,   в   первую   очередь,   на  создание   оптимальных   условий   для саморазвития личности студента.  Куратор участвует в решении этой задачи путем   консультирования,   ориентации   и   психологической   поддержки студентов   (самостоятельно   или   через   сотрудничество   с   психологической службой университета). Помимо этого важным является:  помощь в социальной адаптации студентов­первокурсников;   приобщение к корпоративной культуре университета.  Современные   студенты   следующим   образом   определяют   куратора: «оптимистически   настроенный   мобильный   педагог,   который   легко ориентируется в ситуациях и гибко реагирует на все нюансы межличностного и   межнационального   общения».   Такой   специалист   способен   планировать работу и достигать не только ближайшие, но и перспективные цели, чутко реагировать   на   изменения   вкусов,   интересов   студентов,   сохраняет приверженность   общечеловеческим   ценностям   и   этическим   идеалам. Настоящий педагог продуктивно сотрудничает с людьми, имеющими другие взгляды и убеждения.  Немаловажным аспектом сопряжения учебных и воспитательных задач в контексте   образовательной   политики   является   и   проблема   социально­ психологического   комфорта  в   студенческой   среде.   Будет   ли   студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая   успеваемость,   не   в   последнюю   очередь   зависит   от   того,   как выстраиваются отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским корпусом, между студенчеством и администрацией вуза. Только   совокупное   действие   таких   условий   и   средств   воспитания,   как создание   благоприятной   образовательной   среды,   влияние   личности воспитателя и его деятельности, личностное и социально­ролевое общение, активная творческая деятельность студентов, соотнесенная с особенностями их   социально­возрастного   периода   развития,   может   дать   положительный эффект.  Содержание   работы   и   обязанности   куратора   академической   группы должны формироваться на основе профессиональной, духовно­нравственной и культурно­творческой   направленности   обучения   и   воспитания, индивидуального   подхода,   демократического   и   гуманистического   стиля общения. В обязанности куратора, особенно в 1­2­х курсов, может входить:  изучение и анализ социологических и психологических данных о   способностей   и   определение   уровня   воспитанности, студентах, индивидуальных особенностей;  планирование   программы   воспитательных   мероприятий, формирование   организаторских   умений   и   навыков   студентов,   помощь студентам   в   избрании   старосты   группы,   а   также   представителей студенческого коллектива в факультетские и вузовские органы студенческого самоуправления   (в   студенческие   профсоюзные,   спортивные,   научно­ исследовательские, творческие и другие общественные организации);  изучение   социально­психологического   климата   в   студенческой группе, выявление и анализ причин возникновения той или иной ситуации, создание   условий   для   стимулирования   комфортности,   взаимопомощи   и сотрудничества в учебной группе;  обеспечение воспитательной деятельности посредством участия в групповых, факультетских и вузовских воспитательных мероприятиях и т.п.   В заключение можно отметить, что сегодня следует серьезно задуматься о   формировании   специальной   структуры   управления   воспитательной внеаудиторной   работой   в   вузе,   которая   бы   взяла   под   свой   контроль разработку планов и новых технологий воспитательной деятельности, работу кураторов,   организацию   культурного   досуга   студентов,   привлечение студенчества к соуправлению, оказание помощи студентам и выпускникам в трудоустройстве.

Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования

Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования

Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования

Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования

Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования

Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования

Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования

Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования

Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования

Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018