Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
23.02.2018
Происходящие в современной России преобразования, изменения в социальной среде и общественной идеологии, предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием.
С утверждением новой государственной политики в области образования за педагогами вновь признана ведущая роль в деле воспитания. В настоящее время имеется ряд государственных документов, определяющих цели и задачи развития образования
Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования.docx
Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования
Кузнецова Е.В., ФГБОУ ВО «Кировский
государственный медицинский университет»
Происходящие в современной России преобразования, изменения в
социальной среде и общественной идеологии, предъявляют новые требования
к качеству подготовки специалистов с высшим образованием.
С утверждением новой государственной политики в области
образования за педагогами вновь признана ведущая роль в деле воспитания. В
настоящее время имеется ряд государственных документов, определяющих
цели и задачи развития образования. К их числу следует отнести федеральные
законы «Об образовании»; «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании»; «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений»; постановление Правительства РФ «О
национальной доктрине образования в РФ» и др. В этих документах
поставлена задача воспитания нового поколения специалистов, которая
вытекает из потребностей настоящего и будущего развития России.
Воспитание человека в период обучения в вузе важнейший этап
социализации молодежи, связанный с формированием социальнозрелой
личности.
Этим диктуется необходимость системной постановки
воспитательного процесса, при которой данная сфера деятельности выступает
в органическом единстве с учебным процессом и научноисследовательской
подготовкой студентов.
Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут мобильно решать производственные
способны к сотрудничеству,
задачи,
отличаются динамизмом,
конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают
чувством ответственности за социальноэкономическое процветание страны. Следовательно, ядром современной модели специалиста должно
выступать развитие личности, системы ее ценностных ориентаций и мотивов
деятельности,
самосовершенствованию.
формирование способностей к самоанализу и
Сегодня, нередко бытующий взгляд на студенчество, как достаточно
замкнутую, гомогенную, маргинальную социальную группу, выключенную из
процессов социального воспроизводства общественной жизни, постепенно
уступает место признанию за студенчеством права на полноценное,
самостоятельное функционирование и развитие в качестве самостоятельного
и полноценного субъекта социальной жизни.
Эффективность и качество образования зависят от взаимодействия
процессов обучения и воспитания и, в свою очередь, от их эффективности и
качества. Процесс воспитания в вузе идет по двум направлениям:
через учебный процесс – во время аудиторных занятий;
через внеучебную работу – в свободное от учебных занятий время
студента и преподавателя.
Цель этих направлений должна быть единой – воспитание современного
высококвалифицированного специалиста. Для этого необходимо иметь четкое
представление о том, каким должен быть современный специалист. Как
должны соотноситься его личностные и профессиональные качества, как их
формировать и кто их должен формировать, т.е. нужна новая современная
Опираясь на
система воспитания студента,
новая концепция.
фундаментальные ценности, вузовский коллектив формирует воспитательную
среду и становится для будущих специалистов культурным, учебным,
профессиональным,
Центральным
научным,
направлением здесь является не деидеологизация, а новая идеология – на
молодежным центром.
какие ценности ориентировать молодежь, на каких достижениях своей страны
их воспитывать. Целью внеучебного воспитательного процесса в вузе определяются и его
конкретные задачи. Внеучебная воспитательная работа сегодня требует
сохранения существующих эффективных форм, поиска и создания новых
форм и разработки воспитательных технологий. В вузах необходимо
поддерживать образовательные, научные, культурные традиции, проводить
воспитательную работу в общежитиях по привитию норм поведения и
проживания, практиковать такие внеучебные воспитательные мероприятия
как работа спортивных секций, художественных студий, музыкальных
коллективов, проведение музыкальных и тематических вечеров, организация
спортивных соревнований.
Институт кураторства является одним из самых перспективных
механизмов, способствующих интеграции внеучебной работы в образовании.
Сверхзадачей куратора должно быть формирование у студенчества ценности
самостоятельного обучения, исследования. Куратор должен непосредственно
способствовать выстраиванию индивидуальной траектории обучения
студента.
При этом содержание работы куратора значительно отличается от
работы классного руководителя. Оно определяется, в том числе, и
возрастными особенностями студентовпервокурсников. Это совершенно иной
возраст со своими специфическими психологическими особенностями и
возрастными интересами.
В этот возрастной период завершается формирование идентичности.
Здесь на первый план выступает потребность в профессиональном
самоопределении и принятии участия в экономической, политической и
общественной жизни общества. Сегодня работа кураторов должна быть
направлена, в первую очередь, на создание оптимальных условий для
саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи
путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов (самостоятельно или через сотрудничество с психологической
службой университета). Помимо этого важным является:
помощь в социальной адаптации студентовпервокурсников;
приобщение к корпоративной культуре университета.
Современные студенты следующим образом определяют куратора:
«оптимистически настроенный мобильный педагог,
который легко
ориентируется в ситуациях и гибко реагирует на все нюансы межличностного
и межнационального общения». Такой специалист способен планировать
работу и достигать не только ближайшие, но и перспективные цели, чутко
реагировать на изменения вкусов, интересов студентов, сохраняет
приверженность общечеловеческим ценностям и этическим идеалам.
Настоящий педагог продуктивно сотрудничает с людьми, имеющими другие
взгляды и убеждения.
Немаловажным аспектом сопряжения учебных и воспитательных задач в
контексте образовательной политики является и проблема социально
психологического комфорта в студенческой среде. Будет ли студент
овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена
высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как
выстраиваются отношения внутри учебных коллективов, между студентами и
преподавательским корпусом, между студенчеством и администрацией вуза.
Только совокупное действие таких условий и средств воспитания, как
создание благоприятной образовательной среды, влияние личности
воспитателя и его деятельности, личностное и социальноролевое общение,
активная творческая деятельность студентов, соотнесенная с особенностями
их социальновозрастного периода развития, может дать положительный
эффект.
Содержание работы и обязанности куратора академической группы
должны формироваться на основе профессиональной, духовнонравственной и
культурнотворческой направленности обучения и воспитания, индивидуального подхода, демократического и гуманистического стиля
общения. В обязанности куратора, особенно в 12х курсов, может входить:
изучение и анализ социологических и психологических данных о
способностей и
определение уровня воспитанности,
студентах,
индивидуальных особенностей;
планирование программы воспитательных мероприятий,
формирование организаторских умений и навыков студентов, помощь
студентам в избрании старосты группы, а также представителей
студенческого коллектива в факультетские и вузовские органы студенческого
самоуправления (в студенческие профсоюзные, спортивные, научно
исследовательские, творческие и другие общественные организации);
изучение социальнопсихологического климата в студенческой
группе, выявление и анализ причин возникновения той или иной ситуации,
создание условий для стимулирования комфортности, взаимопомощи и
сотрудничества в учебной группе;
обеспечение воспитательной деятельности посредством участия в
групповых, факультетских и вузовских воспитательных мероприятиях и т.п.
В заключение можно отметить, что сегодня следует серьезно задуматься
о формировании специальной структуры управления воспитательной
внеаудиторной работой в вузе, которая бы взяла под свой контроль
разработку планов и новых технологий воспитательной деятельности, работу
кураторов, организацию культурного досуга студентов, привлечение
студенчества к соуправлению, оказание помощи студентам и выпускникам в
трудоустройстве.
Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования
Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования
Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования
Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования
Роль и основные задачи куратора в системе высшего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.