Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка
Оценка 4.8

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Оценка 4.8
Документация +1
docx
английский язык
5 кл—7 кл
27.05.2019
Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка
Данная работа посвящена одному из основных аспектов в изучении иностранного языка в средней школе - чтению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место. В реальной жизни чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка Тема:                                                       Выполнила                                                                                     Учитель английского языка                                                                                         Харитонова Евгения Олеговна                                                                г. Ульяновск 2019 Содержание Введение……………………………………………………..…….....…........... 3  1. Чтение как вид речевой деятельности……………………………………...5 2.Функции чтения. Навыки и умения читательской деятельности….…...…8 3. Требования в деятельности учителя при организации контроля…..….…10 4. Формы и приемы контроля чтения…………………………………..…..15 Заключение…………………………………………………………………....23 Список используемой литературы……………………………………...…..25 Введение В последнее время иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь. Хорошее, прочное   знание   иностранного   языка   –   одна   из   составляющих социокультурной, готовой к межнациональному общению личности. В связи с этим   для   каждого   учителя   важным   является   вопрос   о   повышении эффективности обучения, требующий постоянного поиска решений, которые могли   бы   оптимизировать   работу   педагогов   и   учеников.   Эффективность процесса   обучения,   достижения   высоких   результатов   в   усвоении программного материала в общеобразовательной школе во многом зависит от заинтересованности   детей.   Задача   учителя   состоит   в   том,   чтобы сформировать   стойкую   положительную   мотивацию   учащихся   к   изучению иностранного языка, обеспечить условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов и потребностей. Данная   работа   посвящена   одному   из   основных   аспектов   в   изучении иностранного языка в средней школе ­ чтению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного   человека   занимает   значительное   место.   В   реальной   жизни чтение   выступает   как   отдельный,   самостоятельный   вид   коммуникативной деятельности,   мотивом   которой   является   удовлетворение   потребности   в информации, заключенной в тексте. Актуальность  нашего исследования обусловлена тем, что контроль чтения играет   важную   роль   в   процессе   обучения   речевому   общению.   Чтение представляет   собой   одно   из   важнейших   средств   получения   информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку. Объект исследования:  процесс формирования навыков речевого общения у учащихся   среднего   школьного   возраста   через   использование   текстов различной   степени   трудности. Предметом  осуществляемый в условиях социокультурного обучения. исследования   является   процесс   контроля   чтения, Цель  работы   состоит   в   том,   чтобы   доказать   важность   контроля   чтения   в условиях урока иностранного языка. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Уточнить и конкретизировать объект контроля чтения. 2. Определить функции контроля чтения 3. Определить требования к проведению контроля 4. Выбрать   формы   и   приемы   контроля   коммуникативно­познавательной деятельности 5. Определить   трудности   в   деятельности   учителя   при   организации контроля Чтение как вид речевой деятельности В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности.   А   речевая   деятельность   представляет   собой   активный, целенаправленный,   опосредованный   языковой   системой   и   обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения. Следовательно, речь ­ это язык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: аудирование и чтение, говорение и письмо. Чтение   более   тесно   связано   со   аудированием,   так   как   в   обоих   процессах принимается сообщение. Чтение относится к письменным видам общения (как и письмо). Речевая   деятельность,   а   следовательно,   и   чтение   имеет   определенную структуру, предметное содержание, речевые механизмы. Известный методист Л.С. Выготский в структуре речевой деятельности выделяет три уровня: Первый ­ мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. У младшего школьника такие мотивы ­ желание научиться читать, что­то конкретно узнать из книги, понять, о чем в ней говорится, получить удовольствие от чтения. Второй уровень ­ ориентировочно­исследовательский, уровень планирования, внутренней   организации   речевой   деятельности.   В   чтении   этот   уровень реализуется   в   просмотре   текста,   его   заголовка,   определении   темы, установлении   связей,   прогнозировании   содержания.   Ученик   рассматривает структуру текста и пытается предугадать события. Третий уровень ­ исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку   текста,   используя   различные   действия:   размечает   текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям. Результатом работы с текстом становится его понимание. Итак, предмет речевой деятельности ­ мысль, а результат ­ ее понимание. Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют разные виды чтения [Береговская Э.М]: 1.   Изучающее   чтение   предполагает   детальное   знакомство   с   содержанием текста   и   стремление   подробно   получить   информацию.   Оно   требует стопроцентного понимания читаемого текста. 2. Поисковое чтение предполагает найти ответ на какой­либо вопрос. 3.   Просмотровое   (ознакомительное)   чтение   предполагает   знакомство   с содержанием текста в целом, не вникая в детали. Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в основной школе. В начальной школе ученики осваивают чтение изучающее, хотя необходимо дать представление и о других видах чтения. Необходимо учитывать и функции чтения: ­   познавательную,   которая   реализуется   в   процессе   получения   информации (читаю, чтобы знать); ­   регулятивную,   которая   направлена   на   управление   практической деятельностью (читаю, чтобы уметь); ­ ценностноориентационную, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека (читаю, чтобы наслаждаться). Итак, нам важно сформировать изучающее чтение в двух формах ­ вслух и молча   (про   себя).   Чтение   вслух   предназначено   для   слушателей,   т.   е.   это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе. В   школьном   обучении   оно   способствует   орфоэпической   грамотности, формированию навыков восприятия. Кроме того данный вид чтения позволяет учителю   проверить   правильность   и   беглость   чтения   при   организации фронтальной работы класса. Чтение про себя ­ это чтение глазами, без внешних речедвижений. Наличие шевеления   губами   не   является   чтением   про   себя.   Чтение   про   себя   также необходимый   компонент   в   обучении   чтению,   потому   что   правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтения имеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя. Чтение про себя развивается постепенно, начиная с 3 класса, и только к концу 4   класса   должно   быть   хорошо   и   качественно   сформировано.   Переход   от чтения вслух к чтению про себя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения,   который   является   следующей   ступенью   к   формированию   этого сложного навыка. Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения. В настоящее время решается проблема обучения чтению от чтения про себя к чтению вслух. Исследования педагога­практика Береговской Э.М доказали, что   скорость   чтения   и   понимания   при   чтении   про   себя   у   учащихся, оканчивающих начальные классы, незначительно превышала результаты при чтении вслух (20­40 слов), а у быстро читающих вслух детей она достигала 200­250 слов в минуту. Овладение основами техники чтения молча должно происходить параллельно с   обучением   чтению   вслух.   При   этом   соотношение   этих   форм   должно постепенно изменяться в пользу первого (молча). На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению вслух, с которым чтение молча должно чередоваться (70 и 30%). На последующих этапах   обучения   удельный   вес   чтения   про   себя   будет   увеличиваться.   (В среднем звене его доля должна составлять 90­ 95 %). Итак,  детям   важно   и   нужно   читать   вслух,   так   как   овладение   этим   видом речевой деятельности   позволяет развивать грамотность учащихся. Учитель имеет   возможность   контролировать   слухо­произносительные   и   ритмико­ интонвционные навыки. Функции чтения Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие,   интерпретацию   (истолкование)   и   оценку   художественного произведения   как   искусства   слова,   то   есть   по   законам   этого   искусства.   Овладению   этой   компетенцией   уделяется   особое  внимание.  В  основе   этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя)   и,   главное,   его   литературно­творческое   развитие   (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини­произведения разных жанров и т.д.). Система проверочных и контрольных заданий позволяет не только оценить базовые знания, умения и навыки учащихся по предмету, но и определить уровни   сформированности   их   учебно­познавательной   и   читательской деятельности,   а   кроме   того,   представить   динамику   развития   творческих способностей и значимых психологических качеств личности (воля, эмоции, самосознание, отношение к другим людям и миру, ценностные ориентации и т.д.). В   целом   система   контроля   и   оценки   уровня   знаний   и   умений   учащихся реализует следующие функции [Миронов П.И.]:  социальную (позволяет   установить   соответствие   личных   достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей   с   направлениями   и   критериями   оценивания   успехов   в учении,   опираясь   на   результаты   проверки,   учесть   все   факторы, влияющие  на   учебно­познавательный   процесс   и  уровень   обученности ученика,   чтобы   наметить   перспективу   развития   его   индивидуальных возможностей);  воспитательную (учитель   отслеживает   динамику   продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не   только   контролирующую,   но   и   обучающую   роль;   вовлечение учащихся   в   оценочную   деятельность   снимает   у   них   страх   и тревожность,   побуждая   к   решению   задач   различных   видов   и   поиску ответов даже на сложные вопросы);  образовательную (учитель   определяет   уровень   усвоения   материала, анализирует   успехи   и   просчеты,  вносит   коррективы   в   содержание   и планирование   учебного   материала;   каждый   ученик,   зная   результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);  эмоционально­развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат – радость, огорчение, безразличие – может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание   учиться.   Чтобы   контроль   и   оценка   стали   стимулом   к учению, необходимы установка на успех для каждого ученика, учет его индивидуальных   особенностей,   доброжелательное   и   объективное отношение   учителя   и   одноклассников   при   оценивании   результатов работ);  формирующую   самоорганизацию   и   самоуправление деятельности (учащиеся   приобретают   навыки   самоконтроля   и самооценки, умение видеть свои ошибки и исправлять их, принимать и понимать   оценку   учителя;   учитель,   анализируя   ошибки   учащихся, может увидеть недостатки в организации процесса обучения и выбрать способы устранения недочетов Таким   образом,   система  контроля   и   оценки   уровня   знаний   и   умений учащихся позволяет реализовать определенные функции, а также контроль является обязательной частью учебного процесса. Требования в деятельности учителя при организации контроля В   широком   смысле   контроль   означает   проверку   чего­либо.   Контроль рассматривается как принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся   системой.   Контроль   за   учебной   деятельностью,   как утверждает  Гальскова   Н.Д.,   учащихся   обеспечивает   внешнюю   обратную связь   (контроль,   выполняемый   учителем)   и   внутреннюю   обратную   связь (самоконтроль учащегося).   Обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов и форм организации,   руководства   и   управления   учебно­познавательной деятельностью учащихся. Контроль является составной частью, компонентом процесса   обучения,   органически   связанным   с   изучением   программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков умений. Планомерное осуществление контроля чтения позволяет учителю привести в и     систему усвоенный школьниками за определенный период материал, выявить успехи в получении новых знаний в процессе чтения, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках у отдельных учащихся и у всего класса в целом, определить качество усвоения пройденного. Объективный анализ результатов контроля   за   чтением   учащихся   служит   для   учителя   основой   определения состояния   учебно­воспитательной   работы   и   мер,   необходимых   для   ее совершенствования.   Контроль,   осуществляемый   учителем,   в   сочетании   с самоконтролем дает возможность каждому ученику видеть результаты учения и   принимать   меры   к   устранению   обнаруженных   недостатков. Контроль   имеет   важное   образовательное   и   развивающее   значение, способствуя   всестороннему   изучению   школьников   учителем,   расширению, углублению   и   совершенствованию   знаний,   умений   и   навыков,   развитию познавательных   интересов   учащихся.   Каждый   ученик,   активно   участвуя   в процессе контроля, не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы своих товарищей, вносит в них коррективы, выполняет дополнительную работу над недостаточно усвоенным материалом. Основным  в  организации  контроля  является  обеспечение  органичного вхождения  его  во  все  поры  процесса  обучения, т. е. придание  контролю следящего  характера.  Только  в  этом  случае  будут  реализованы свойственные  контролю  коммуникативно – обучающие  возможности. Отсюда  вытекают  следующие  требования, которыми  следует неукоснительно   руководствоваться   при   проведении   контроля [Гальскова Н.Д]: 1) Контроль  должен  носить  регулярный  характер. 2) Контроль  должен  охватывать  максимальное  количество  учащихся  за единицу  времени.  Поэтому  в  каждом  отдельном  случае  он  не  должен занимать  много  времени. 3)   Объём     контролируемого     материала     должен     быть   небольшим,     но достаточно глубоким, чтобы  по  степени  его  усвоения/неусвоения, владения/невладения   им   учащимися   можно   было   судить, приобрели   ли они необходимые  навыки  и  умения. 4) Так  как  обучение  и  контроль  органично  связаны, то  при  проведении контроля  следует  отталкиваться  от  конкретных  задач  урока. Так как контроль является одной из важнейших частей учебного процесса, требования   к   его   проведению   должны   быть   реализованы.   Без   проведения бесполезным. контроля учебный процесс будет         Контроль   в   процессе   обучения   характеризуется   также   большим воспитательным   значением,   так   как   он   повышает   ответственность   за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует   у   них   положительные   нравственные   качества   и коллективистические   отношения,   создает   здоровое   общественное   мнение. Комплексное   использование   всех   функций   контроля   за   учебной деятельностью учащихся в конечном счете направлено на повышение качества   обучения Теорией   и   практикой   обучения   установлены   следующие   педагогические школьников. воспитания и       требования   к   организации   контроля   за   учебной   деятельностью   учащихся Колкер]:  [Я.М.   1. Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за   работой   каждого   ученика,   за   его   личной   учебной   деятельностью,   не допускающий   подмены   результатов   учения   отдельных   учащихся   итогами   и   наоборот. работы   коллектива (группы   или   класса),   2.   Систематичность,   регулярность   проведения   контроля   на   всех   этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся. 3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей   и   воспитывающей   функций   контроля,   повышение   интереса результатам. учащихся проведению его и к           4. Всесторонность, заключающаяся в том, что контроль дол жен охватывать все   разделы   учебной   программы,   обеспечивать   проверку   теоретических знаний,   интеллектуальных   и   практических   умений   и   навыков   учащихся. 5. Объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные   оценочные   суждения   и   выводы   учителя,   основанные   на недостаточном   изучении   школьников   или   предвзятом   отношении   его   к них. некоторым из     6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого   учебного   предмета   и   отдельных   его   разделов,   а   также индивидуальные качества учащихся, требующий применения в соответствии с этими   особенностями   различной   методики   проведения   контроля   и учителя. педагогического 7.   Единство   требований   учителей,   осуществляющих   контроль   за   учебной такта     классе. работой Таким образом, соблюдение указанных требований обеспечивает надежность учащихся данном в         контроля   и   выполнение   им   своих   задач   в   процессе   обучения. Содержание контроля определяется дидактическими задачами на различных этапах   обучения,   спецификой   учебных   предметов,   уровнем   подготовки   и развития   учащихся.   Очень   важно,   чтобы   контроль,   как   это   нередко наблюдается в практике работы школ не сводился исключительно к проверке знаний учащихся путем простого воспроизведения полученной школьниками от   учителя   или   из   учебников   информации.   В   процессе   контроля   большое значение имеет комплексная проверка всей учебной деятельности ученика, в том   числе   динамики   его   общего   развития,   формирования   общеучебных   и специальных   умений   и   навыков,   активности,   познавательных   интересов, творческих   способностей. Учитель­практик Лисовская Л.И.  выделяет следующие этапы организации текстом: работы над     1. Завести читательский дневник, где указываются автор произведения, его чтения.  название, техники замеры       2. Проверять понимание прочитанного текста при замерах техники чтения, используя следующие варианты заданий: ребёнок должен ответить на вопросы взрослого после чтения текста, сам составить вопросы, придумать название прочитанного   текста,   сформулировать   главную   мысль,   пересказать   текст.  3. При проверке техники чтения считать целыми словами предлоги и союзы.  4. Читать ежедневно не менее 20 – 30 минут, 5 минут тренинг по технике чтения, т.е. читать один и тот же текст несколько раз, каждый раз отмечая, сколько   слов   прочитано   за   минуту,   стремясь   приблизиться   к   норме.  5.   Рекомендуются   тексты   известных   писателей   таких,   как   Оскар   Уайлд, Бернард   Шоу,   К.Дойл,   С.Моэм,   О.Генри,   А.Кристи,   А.Кронин   и   многих М.К.] других. [Колкова   В   результате   этой   работы   снимается   трудность   в   чтении,   страх   и неуверенность   учащихся.   Они   приобретают   любовь   к   чтению,   эта   работа соединяет   детей   и   родителей.   Приобретение   учащимися   необходимой   для успешного обучения техники чтения даёт определённые гарантии в том, что дети не уйдут из учебной деятельности, и позволят сохранить в среднем звене качественную успеваемость. Формы и приемы контроля чтения В  практике  преподавания  в  настоящее  время  всё  чаще  применяется устная  проверка, и  это  надо  приветствовать.  Контроль  должен проходить  в  том  же  плане, что  и  обучение, поэтому  для  того  чтобы проверить  умения  и  навыки  устной  речи,  следует  применять  устные приёмы  проверки.  Однако  и  понимание  читаемого , хотя  чтение  является умением  в  области  письменной  речи, хорошо  проверять  устным  путём. Это  занимает  меньше  времени, чем  письменная  проверка. Устная  форма  способствует  выработке  быстрой  реакции  на  вопрос , развитию  памяти  учащихся. До  последнего  времени  письменному  контролю  отводилось  большое место  в  системе  проверки.  У  письменной  формы  контроля  имеются некоторые   преимущества.   Во­первых, ею   можно   охватить   одновременно всех учащихся ;   во­вторых,   гораздо   удобнее   обрабатывать   письменные работы , нежели  устные  ответы .  Ошибки  в  письменных  работах  легче квалифицировать  и  анализировать, поскольку  действия  ученика  точно зафиксированы, в  то  время  как  при  устном  ответе  учащиеся  часто говорят  предложение, затем  тут  же  его  исправляют, не  заканчивают  одно предложение  и  начинают  другое  и  т. д. Однако  письменный  контроль  не  может  быть  использован  для  проверки всех  умений, несмотря  на  названные  выше  его  достоинства.  Применяя  в этих   случаях   письменную   проверку, невозможно   проконтролировать   ни произношение     учащихся,   ни     темп     их   речи.     Поэтому     прибегать     к письменной  проверке  рекомендуется  с  целью контроля  умений  и  навыков письма, а  также  для   контроля  умений переводить   научно – популярную литературу  со  словарём. Как  уже  говорилось  выше, различают  контроль  индивидуальный  и фронтальный. Фронтальная  форма – одна  из  основных  организационных  форм  контроля при  обучении.  Она  позволяет  соблюдать  основные  правила  контроля – регулярность   и   максимальный   охват   учащихся   за   единицу   времени. Существенна  при  этом  обращенность  ко  всему  классу, активизирующая деятельность     каждого     ученика.     Это     «дежурная»,   регулярная     форма контроля, которая   может   проводиться   несколько   раз   в   течение   урока. Прежде   всего   её целесообразно   использовать   для   контроля   усвоения языкового материала. В  этом  случае  учащимся  дается открытая  установка. Фронтальный  контроль  может  осуществляться  как  в  устной, так  и  в письменной  форме.  Устная  форма  контроля  преобладает. Однако,  имея  в виду  большие  обучающие  возможности  письма, необходимо  периодически проводить   и   письменный   фронтальный контроль.   Фронтальные   признаки слов,   грамматические     слова,   лишенные     конкретной     семантики,     слабо оседают  в памяти,  их  легко  спутать  между  собой  при  восприятии  на   Именно   регулярный   слух.   лингвистическую бдительность и точность.   письменный     контроль     прививает Для  того  чтобы  органично  включить  фронтальный  контроль в  урок  и ограничить  время  на  его  проведение,  рекомендуется пользоваться тестовыми  приёмами,  расчитанными  на  5­7  минут. Как     следует     оценивать     работу     учащихся     при     таком     контроле? Обращённый   одновременно    ко    всему    классу,    он  предполагает    только короткий,   часто фрагментарный   ответ   каждого   отдельного   ученика,   не всегда     достаточный   для   получения     оценки     в     виде     балла.     Более подходящим     поэтому   является   начисление     очков.     Учитель     сообщает учащимся,     что   определённая     сумма   очков,     полученных     на     двух­трёх уроках  при фронтальной  работе,  даёт право  на  балл. Преимущество     фронтального     контроля     в     том,   что     он     держит     в напряжении весь   коллектив, ученики   знают, что   в   любую   секунду   они   быть   опрошены,   их     внимание   могут   сконцентрированы     вокруг     той   работы,   которая     сосредоточено,   мысли   ведётся.   Поэтому фронтальный     опрос     является,   конечно,   более     совершенной     формой проверки.     Однако     и     ему     присущи     недостатки,     которые     особенно сказываются  в  тех  случаях, когда  требуется  проверить умения  учащихся  в монологической  и  диалогической  устной  речи.  Если учащиеся  научились правильно  и  быстро, с  хорошим  произношением , составлять  предложения  по  подстановочной  таблице, задавать  вопросы, отвечать  на  вопросы, отдавать  распоряжения – это  ещё  не  означает, что они  могут  сделать  связное  сообщение  по  теме  или  вести  между  собой беседу  в  связи  с  заданной  ситуацией.  Для  того чтобы  проверить эти  умения,  необходим  индивидуальный  контроль, при  котором  можно было  бы  вызвать  одного  ученика  (в  случае  проверки  монологической устной  речи)  или  двух  учеников  (в  случае  проверки  умений диалогической  речи)  и  прослушать  их  высказывания  или  беседу. Наряду  с  фронтальной  формой  контроля  следует  регулярно осуществлять индивидуальный  контроль. Обучение     иностранному     языку     предполагает     создание   условий, мотивирующих   выражение   индивидуального  уровня   своих     мыслей,     и   объективизацию понимания  авторской мысли.  И  индивидуальный  контроль  также  должен быть направлен   на  выявление  умения  решать  коммуникативные  задачи, вытекающие  из  индивидуального  постижения действительности. Важно,  чтобы  индивидуальный  контроль  органично  входил  в созданную  на уроке  атмосферу  общения,  поэтому  его  следует осуществлять  в  скрытой для  учащихся  форме. При  индивидуальном  контроле  недопустимо,  чтобы  несколько  учеников выходили   к   доске   и   произносили   один   и   тот же   заученный текст. Учащимся  должно  быть известно,  что  «право на ответ»  имеет  только  тот, кто  скажет  что­то своё. Индивидуальный     контроль     при     чтении     также   следует   включать     в коммуникативную  деятельность,  когда понимание  текста является  лишь  отправным  моментом  для  решения  задач  более  широкого плана:  использовать  информацию, содержащуюся  в  тексте,  в  высказывании по  теме,  сделать иллюстрации  к  тексту,  написать  реферат,  рецензию  и т. д. В основном индивидуальный    контроль   в общеобразовательной    школе осуществляется     устно   и     сопровождается     оценкой     в     виде     балла     с обязательным   комментарием   учителя,     касающимся     в     первую     очередь содержательной   стороны   речи.   В процессе   индивидуального   контроля происходит   общение   «преподаватель               ученик» и   оно   имеет   место только  в  учебных  условиях.  При  этом роли  партнёров  фиксированы  и неравноправны.     Преподаватель     управляет   общением     и     деятельностью обучаемого.     Подобное     зависимое     положение   ученика     и     статусное неравенство  не  способствуют  свободе  общения,  приводят  к  скованности, боязни , снижает  мотивацию.  При  контроле это  усугубляется  ожиданием оценки  и  отрицательно  сказывается  на  его результатах. Ещё  одним  существенным  недостатком  индивидуального контроля     является     вынужденная     пассивность     класса     в     течение значительной  части  урока. Даже  в  настоящее  время, когда  ученики  по  4­5  минут  пересказывают текст, делают  сообщения  по  теме, участвуют  в  диалогах  и  т. п.,  и даже  в  тех  случаях, когда  учителю  удаётся  спросить  таким  образом  10 и  более  учащихся, часть  класса  остаётся  не  охваченной  работой.  Те же  школьники, которые  уже  успели  высказаться, также  в  течение ближайших  20  минут  оказываются  не  вовлечёнными  в  активную  работу. Таким  образом, получается,  что  даже  небольшой   по  времени индивидуальный  контроль  приводит, с  одной  стороны, к  относительной пассивности  всего  коллектива, с  другой  стороны, выступающий  имеет возможность  практиковаться  на  уроке  в  связной  устной  речи  не  более 3­4  минут. В настоящее  время  на  уроках  широко  используется   парная работа  – режим,  увеличивающий  время  активной  деятельности учащихся; он применяется  для  взаимной  тренировки  учащихся  в усвоении  языкового материала. Отдельного  понятия  « контроль  рабочей  пары »  в  методике преподавания  не  существует  но  его  можно  рассматривать  как  одну  из организационных  форм  контроля.  Эта  форма  контроля  может  носить  как скрытый,  так  и  открытый характер. При     парной   работе     могут     решаться     и   коммуникативные     задачи (диалогическая   речь).     В   этом     случае   контроль     приобретает     скрытый характер.  Учащиеся,  получившие роли,  репетируют  их,  затем  выступают перед   классом.   Учитель прислушивается   к   работе   каждой   пары.   Он наблюдает  за  ходом  работы большинства  пар,  присоединяясь  к  ним  как   собеседник,  одна – две  пары выступают  затем  перед классом. В  результате  оценки  в  баллах выставляются     почти     всем   ученикам.     Общение     «ученик               ученик» происходит   намного     более     комфортно     и     естественно.     Общающиеся   , находясь     в     равном   положении,  чувствуют     себя     раскованно   ,     каждый стремится     реализовать   своё     коммуникативное     намерение     наилучшим образом.  Часто  возникает атмосфера  соревнования, желание  проявить  себя с  наилучшей  стороны, что стимулирует  речевую  активность  общающихся. Следовательно, и  при контроле  партнёром   ученика  должен  быть  другой ученик.   Таким  образом   лучшим  видом  контроля будет  комбинированный контроль,  при  котором  не  более  10  минут  урока  будет  уделяться проверке  умений  монологической  устной    речи, т. е. индивидуальному  контролю, а  остальная  часть  урока  будет  посвящена фронтальной  работе.  Причём  учитель  должен  так  организовать  работу класса,  чтобы, проверяя  умения  одного  или  пары  учащихся, привлечь к  активному  участию  в  уроке  всех  остальных  учеников. Оценки   должны  точно  отражать  становление  речевых умений  учащихся  и упрочение   их   языковой   базы. Важным         подвидом   контроля является   задания проверка     Как   правило,   домашние     домашних     заданий.   целесообразнее  всего  давать  в  письменной форме.  Такая  точка  зрения  на домашние  задания  обусловлена  рядом причин.  Прежде  всего, выполнение письменных  упражнений  в  классе нецелесообразно  из­за  того, что  на  них тратится  большое  количество времени. Учащиеся, как  правило, не  умеют самостоятельно  готовить  дома  устные речевые  задания,  даже  если  они искренне  стараются  сделать  это.  Менее ответственные  и  несобранные учащиеся  нередко  полагают, что  приготовить следует  письменное  задание, невыполнение  которого  учитель  может  легко заметить, а  устно они смогут  как­нибудь  ответить  на  уроке  без  особой подготовки. Таким образом, следует давать детям   тексты   для   чтения, знакомство   с содержанием  которых  проверяется  устно  в  классе . Использование  контроля  в  описанных  организационных формах  позволит, как представляется,  осуществить  единство обучения,  контроля  и  общения. Успех  изучения  любой  темы зависит  от  степени усвоения  тех  понятий, терминов,   положений     и     т.   д.,   которые     изучались   на     предшествующих этапах  обучения.  Если  информации  об  этом  у педагога  нет, то  он  лишён возможности  проектирования  и  управления  в учебном  процессе,  выбора оптимального  его  варианта. Учитель­практик   Смирнов   Д.А.  считает,   контроль   чтения   следует проводить у каждого ученика. Причем следует это делать на уроке и ставить в журнал   соответствующую   оценку.   Контроль   проводится   следующими приемами: 1. В том случае когда все учащиеся читают одинаковый текст, учитель проверяет   прочитанное   на   очередном   уроке,   вызывает   учащихся   по очереди к столу и просит читать и переводить. Остальные учащиеся следят   за   чтением   и   переводом.   Если   учащийся   хорошо   читает   и переводит начало отрывка, тогда преподаватель предлагает прочитать и перевести   предложение   из   середины   и   конца,   чтобы   учесть,   весь   ли текст прочитан и понят учеником. В   том   случае,   когда   учащийся   путается   при   переводе   отдельных абзацев, нужно его заставить перечитать и перевести тот же текст. 2. Учащиеся   читали   дома   одинаковый   текст.   Во   время   урока преподаватель   читает   вслух   этот   текст,   у   учащихся   книги   закрыты. Прочтя абзац или два, преподаватель заставляет того или иного ученика передать содержание прочитанного по­русски. Чтобы установить, всё ли понимают и точно ли переводят ученики, учитель читает вторично по предложениям,   а   ученики   переводят.   Этот   вид   учета   позволяет преподавателю уяснить, насколько хорошо и правильно воспринимают учащиеся со слуха прочитанный ими текст. Есть учащиеся, которые, смотря на текст, свободно переводят, а со слуха делают это с трудом, хотя текст ими был уже прочитан ранее. 3. Учащиеся   подают   письменный   перевод   прочитанного   текста, написанный дома. 4. Учитель ставит вопросы к прочитанному тексту на английском языке. Если учащийся добросовестно прочитал текст, он сразу же понимает вопрос.   Сильный   учащийся   дает   ответ   по­английски,   а   слабый   ­   по­ русски.   Примерные   вопросы   к   текстам   можно   найти   во   многих брошюрах. Если нет таковых, учитель заблаговременно составляет эти вопросы   сам.   Когда   проводятся   контроль   прочитанного,   необходимо очень внимательно следить за правильностью и точностью перевода и ни в коем случае не допускать искажения текста. Самостоятельное чтение следует проводить в неразрывной связи с овладением теорией   языка.   Часто   приходится   направлять   внимание   учащихся   на грамматические формы с целью лучшего понимания читаемого: подвергать наиболее   трудные   предложения   синтаксическому   и   морфологическому анализу, расчленять сложные типы предложений на синтаксические группы   раскрывать   значение (группа   подлежащего, идиоматических   выражений.   Работа   над   английским   языком   при   чтении   и   группа   сказуемого), переводе   постоянно   скрывается   с   теорией   родного   языка.   Подчеркивается сходство или различие языковых форм. Организацию самостоятельного чтения нужно проводить систематически, т.е. приучать   учащихся   читать   каждый   день   понемногу.   Каждому     учащемуся дается отдельная книга, при этом указывается срок, к которому он должен отчитаться о прочитанном. Наблюдения показывают, что не все учащиеся и не всегда   равномерно   распределяют   по   дням   тот   материал,   какой   им предлагается для чтения. И так можно сделать вывод, что такой прием вызывает у учащихся интерес к чтению,   сравнительно   легко   читают   и   переводят   с   английского   языка   на русский тексты средней трудности с минимальным использованием словаря.   Заключение Таким образом, при обучении иностранному языку могут использоваться как устная, так и письменная  формы   контроля, однако   предпочтение   должно отдаваться устным  формам. В   обучении   языку   и   в   контроле наиболее целесообразны   фронтальные формы  работы, при  проверке  же  умений  в устной речи, чтении  и  письме необходимы  индивидуальные  формы. Индивидуальный  контроль  в  этих  случаях  должен  комбинироваться  с фронтальным.  Устранить  недостатки  индивидуального  контроля  при проверке  устной  речи  помогает  использование  технических  средств. Контроль     будет   осуществляться   на   должном   уровне   только   в   том случае, если  будут  выполнены  такие  требования , как регулярность , всестороннесть, дифференцированность, объективность  и, конечно  же, соблюдение  воспитательного  воздействия  контроля. Методика  преподавания   иностранных  языков  располагает  значительным теоретическим  багажом  и  практическим  опытом  в  организации  контроля. Современные  тенденции  учебных  программ  предполагают  усиление коммуникативного  подхода  к  обучению  иностранным  языкам.  Поэтому теперь  контроль  чаще  рассматривается  под  углом  зрения  направленности внимания   учащихся   на   чисто   контролирующую   или   обучающую   его функцию,   на     смысловую     сторону     речи     или     на     её     «строительный материал». Поэтому     содержание     и     организацию     контроля     речевых     умений рассматривают в  тесном  единстве  с  контролем  их  материальной  основы , т. е. языкового  материала . Такой  ракурс  помогает  учителю  органично  включить  контроль  в  урок, ориентируясь  на  новые  нормы  оценок, а  это  в  свою  очередь  будет способствовать  повышению  эффективности  обучения  иностранному  языку в целом. Проблема  контроля  постоянно  привлекает  к  себе внимание  учителей  и методистов, так  как  в  нём  кроются  разнообразные  и  далеко  не исчерпанные  возможности  воспитывающего  обучения. Список используемой литературы 1. Бабанский   Педагогика./ http://www.detskiysad.ru/ped/ped184.html   Ю.К.   ­   Режим   доступа: 2. Береговская Э.М.  Иностранные языки в школе./ Береговская Э.М.  М.: Просвещение, 1998. – 65с. 3. Вострякова   Н.А.  Иностранные   языки   в   школе./   Вострякова   Н.А.  М.: Просвещение, 2001. –102с. 4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языка./ Гальскова Н.Д. – М.: АРКТИ, 2004.–192с. 5. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. / Гальскова Н.Д. – М.: АРКТИ, 2004.­ 261 с. 6. Гез   Н.И.   Методика   обучения   иностранным   языкам:   методическое пособие./ Н.И. Гез.­ М.: Высшая школа, 2004.­257с. 7. Демьяненко   М.Я.   Основы   общей   методики   обучения   иностранным языкам. / Демьяненко М.Я – М.: Дрофа, 2005.­ 203с. 8. Колкер Я.М.  Практическая методика обучения иностранному языку / Колкер Я.М., Устинова Е.С., Екалиева Т.М.­ М.: Академия, 2006.­ 264с. 9. Колкова   М.К.   Методика   обучения   иностранным   языкам   в   средней школе./ Колкова М.К. ­ Спб.: Каро, 2006.­ 224 с. 10.Клычникова   З.И.   Психологические   основы   обучения   чтению   на иностранном языке. / Клычникова З.И. М.: Дрофа, 1983.­126 с. 11.  Лытаева М.А. Совершенствование умений говорения на основе текста для чтения. /­ Режим доступа: http://rud.exdat.com. 12.Ляховицкий   М.В.   Методика   преподавания   иностранных   языков./­ Режим доступа: http://lib2.znate.ru. 13.Мильруд. Р.П. Методика преподавания английского языка./ Мильруд. Р.П. М.: Дрофа, 2007. – 256 с. 14.Миронов   П.И.  Изучение   иностранных   языков./   Миронов  П.   –   Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/585058/ 15.Пальмер   Р.И.   Методы   обучения   английской   устной   речи./   ­   Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped182.html 16.Подласый И.П. Педагогика./ ­ Режим доступа: http://www.dissercat.com. 17.Радкин   К.А.  Чтение   на   английском   языке/   Радкин   К.А.­   М.:   Дрофа, 2004.­ 241 с. 18.Рахманов И.В. Виды формы и функции контроля в обучении./­ Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/100047/index.html 19.Смирнов   Д.А.   Самостоятельное   чтение   на   иностранном   языке   и   его организация/Смирнов Д.А.­М.:Дрофа, 2001. ­56с. 20.Степанов   М.А.   Организация   контроля   чтения./­Режим   доступа: http://www.stupeni­lyceum.ru. 21.Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка/ Фокина К.В., Тернова Л.Н., Костычев Н.В.­М.: Высшее образование, 2008. ­158 с.

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка

Роль контроля в обучении чтению в условиях урока иностранного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2019