Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Оценка 4.6

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
05.02.2017
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.     Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Тип урока: изучение нового материала. Вид урока - проблемныый урок. Методы:1. По уровню активности познавательной деятельности: • Объяснительно-иллюстративный метод (объяснение понятий) • Проблемное изложение изученного материала ( постановка проблемы по ходу урока) • Эвристический метод (эвристическая беседа) 2.По функциям: Методы устного изложения и активизация познавательной деятельности (демонстрация схем с анимации, таблиц) • Методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной ситуации) • Методы проверки и оценки знаний (фронтальный опрос при актуализации знаний) 3. По источникам познания: Словесные методы (объяснение, беседа) • Наглядный метод (демонстрация мультимедийной презентации) • Практический метод (анализ различных источников)
урок cx.docx
МБОУ «Могойтинская СОШ имени В.С.Анищенко».                                                               Шоботкина Эржена Баторовна ­ учитель биологии Урок на тему в 8 классе: «Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.           Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе». Тип урока: изучение нового материала.  Вид урока ­ проблемныый урок. Методы:1. По уровню активности познавательной деятельности:  Объяснительно­иллюстративный метод (объяснение понятий)  Проблемное изложение изученного материала ( постановка проблемы по  ходу урока)  Эвристический метод  (эвристическая беседа) 2.По функциям:  Методы устного изложения и активизация познавательной деятельности (демонстрация схем с анимации, таблиц)  Методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной ситуации)  Методы   проверки   и   оценки   знаний     (фронтальный   опрос   при актуализации знаний) 3. По источникам познания:  Словесные  методы (объяснение, беседа)  Наглядный метод (демонстрация мультимедийной презентации)  Практический метод (анализ различных  источников) Цель урока: Сформировать понятия «кожа как орган терморегуляции», терморегуляция ­  саморегулирующийся процесс, «закаливание организма», способствовать формированию  умений оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах. Задачи урока: Образовательные:  1.Обобщить знания о защите млекопитающих от перегревания и охлаждения. 2.Познакомить с условиями сохранения постоянной  температуры тела человека способами терморегуляции, ее рефлекторными механизмами 3. Выявить причины, приводящие к перегреву организма ( тепловой и солнечный удары),  рассмотреть меры врачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики 4. Сформировать представление о необходимости закаливания организма. Развивающие:   1. Продолжить формирование умений:  Связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены  человека, выявлять причинно ­ следственные связи в процессе термрегуляции;  Выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий;  Формулировать выводы;  Применять знания в новой ситуации;  Осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями  и новым материалом; 2. Продолжить развитие психических познавательных процессов;  Мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.  Памяти  Всех видов внимания  Воспиятия различных видов информации; Воспитательные: 1. Воспитывать осознание возможности влиять на формирование  личного здоровья. 2. Развивать чувство уважения к чужому мнению. 3. Организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процессе поиска  информации при работе с дополнительной литературой, интерентом. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к  уроку. Этапы урока                              Содержание урока №  слайд а Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация  внимания учащихся.    Здравтсвуйте, ребята! Я надеюсь на нашу плодотворную работу вместе на  сегодняшнем уроке. Сегодня мы продолжаем изучение темы «Кожа человека». И  для начала я вам предлагаю небольшую разминку. Среди хаоса букв в прмоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. Посказка: из курса  зоологии вспомните : на какие группы делятся животные по отношению к теплу. На основании какого признака вы исключили это животное? Предпологаемый ответ учащихся: лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей. Лишний  ­ заяц ( теплокровное животное, остальные­ холоднокровные). Молодцы! Помните изученный материал. Слай д1 I.Организаци онный Задачи:  подготовка  учащихся к  работе на  уроке. (1 мин) II.  Актуализаци я знаний и  умений  учащихся ( 3  мин) Задачи:  1.Совершенст вование Умений  сравнивать  разных  животных по  выбранному  признаку) 2.  Применение  знаний о  различной температуре  тела  животных в  новой учебной ситуации Подведение  итогов  данного  этапа урока. III.  Постановка    темы, цели и  задач урока. Задачи: 1.Сообщение  темы, цели и  задач. 2. Объяснение практической  значимости  изучения  нового  материала. 3. Постановка перед  учащимися  учебной  проблемы. IV.  Формирован ие новых  знаний и  умений. Задачи: 1.  Сформироват ь понятие  терморегуляц ия. 2. Развивать  умение  устанавливать причинно­ следственные  Да, действительно, тепло ­ форма энергии , имеющая важное значение для  поддержания живых организмов. Все животные получают тепло из двух источников  ( каких?)­ непосредственно из внешней среды и их питательных веществ,  подвергающихся расщеплению в клетках. Большинство животных ­  холоднокровные (их активность зависит от температуры окружающей среды).  Птицы и млекопитающие ­  теплокровные, существуют за счет внутренних  источников тепла). Как вы думаете, к какой группе относится человек?. Какова  нормальная температура тела человека? (36,6 градусов). Ее повышение выше 43  градусов и падение ниже 25 градусов смертельны. Постановка проблемы: Вспомните, ребята, когда температура человека становится выше 37 градусов?  ( при болезни, тепловом ударе…) Как вы думаете, какова роль кожи в сохранении и поддержании нормальной  температуры тела человека? Так, вот, ссегодня на уроке мы должны найти ответ на этот вопрос. Запишем число и тему урока: «Роль кожи в терморегуляции организма.  Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах». Слай д 2 Давайте попробуем разобраться, как поддерживается постоянная температура 36,6  С в организме людей. Рассмотим ситуацию: В теле человека за 1 час образуется стоько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1л. ледяной воды. И если бы тело было непроницаемо для тепла футляром, то уже  через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 С часов через 40  достигла бы точки кипения воды. И все же температура тела не меняется. Как вы  думаете, почему? А, вот, интересно, почему наша температура тела остается  постоянной? В организме человека происходит какие­ то процессы. Предпологаемый ответ: Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла  организмом, т.е. мы каким­ то образом делимся теплом с окружающей средой. Таким образом, терморегуляция складывается из находящихся в равновесии  процессов образования тепла и его отдачи. Сейчас мы попробуем объяснить  механизм образования и отдачи тепла. Поработаем со схемой. Задание №1. Проанализируйте и объясните схему. Карто чка  №1  слайд 3 связи в  процессе  терморегуляц ии 3. Раскрыть  механизмы  термрегуляци и  4. Развитие  умений  применять  новые  понятия к уже известным  процессам. Беседа по схеме. Перед вами таблица. Когда принимаете горячую пищу в  организме становится тепло. А еще когда? (Когда бегаем, работу выполняем  физическую). Мы отдаем тепло. А как мы отдаем? Прием пищи Мышечная работа           ≤     Отдача тепла    ≥ Вот, ребята вы убедились в том, что терморегуляция зависит от внешних и  внутренних факторов. Мы выяснили один из факторов терморегуляции. А значит, есть еще другие факторы. Например, рассмотрим прием пищи. Почему  при приеме горячей пищи повышается температура? (Кровь согревается, обмен  веществ происходит) А посредством чего происходит обмен веществ? (за счет крови) Так, давайте выясним, а что же происходит с кровеносными сосудами при разных  температурах? Для этого я вам предлагаю заполнить таблицу. Задание №2. Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными  соудами». Ессли вы затрудняетесь, обратитесь к учебнику стр.168. Температура Температура  кожи Кровеносные  сосуды кожи Теплоотдача уменьшается окружающей  среды низкая высокая Интенсивность теплоотдачи  из организма  определяется разностью температур  уменьшается увеличивается увеличивается суживаются расширяются поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких  кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены через них протекает большое  крови, наревшейся внутри организма ­ кожа нагревается и теплоотдача  увеличивается. Когда сосуды  суживается , через них протекает меньше крови,  температура кожи понижается и телоотдача с ее поверхности уменьшается.  Сужение сосудов происходит при сокращении мышечных волокон их стенок.  Волокна сокращается под влинием сигналов их центральной нервной системы. А  она в свою очередь реагирет на сигналы температурных рецепторов кожи. Вывод: В зависимости от температуры окружающей среды происходит изменения  температуры кожи. А теперь ребята, давайте отдохнем! Валеологическая пауза ( музыка) Раз поднялись, подтянулись Два нагнулись, разогнулись Карто чка  №2 Слай д 4 Карт очка  №3  слайд 5 Карт очка  №4  слайд 6 Три хлопка в ладоши, на ччетыре руки шире, Пять руками помахали, шесть­ тихонько сели. Задание №3 А еще какие условия благоприятвуют теплорегуляции? Правильно  подобранная одежда по сезонам года в зависимости от температуры окружающей  среды и по качеству. Вывод: Сухой воздух не препятствует потоотделению и снижает температуру  тела. Мы с вами разобрали очень сложную задачу. Проведем простой опыт: возьмите стеклянные палочки, окуните их в воду и  прикосните их к к коже руки, что вы почувствовали? (холод) Какк вы это объясните? Вывод: Опыт демонстрирует испарение пота, которое способствует  охлаждению организма. А вот ситуация из повседневной жизни: Задание №4 Проблемная ситуация из повседневной жизни. Летом в солнечный день  Маша долго играла с подругами на пляже. Когда она  вернулась домой, то у нее  поднялась температура, почувствовала головную  боль и сильно хотела пить. Бабушка  подумала, что внучка простудилась,  напоила чаем, укутала в одеяло. Но Маше не становилось лучше. Врач,  прибывший по вызову почему­ то наругал бабушку за ее действия. Как вы  думаете, почему? ­ Что произошло с девочкой? (получила солнечный удар) ­ в чем была не права бабушка? (неправильно оказала первую помощь) ­ Какие меры надо предпринимать при тепловом и солнечном ударах? Вывод: Повышение температуры тела зависит от температуры окружающей  среды, и мы должны знать правила оказания первой помощи при тепловом и  солнечном ударах. ­А сейчас, ребята, поработаем в группах и решим биологические задачи. Задание №5 Решите биологические задачи. ( задания по группам) 1 группа: Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек,  трезвый или пьяный быстрее замерзнет на морозе? Теплая кровь нагревает  кожу. Благодаря тепловым рецепторам возникает чувство тепла. Сосуды  Карт очка  №5  слайд 7 глубоких слоев кожи расшерены и человек теряет последнее тепло. Расширение или сужение сосудов создает ощущение тепла. Отдача избытка тепла  происходит сосуды кожи, в которыхможет вместиться 30% всей крови  организма. 2 группа: Человек в умеренном климате носит одежду соотвественно погоде. Однако  жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Буряты издавна не снимали свои дэгэлы.  Одежда уменьшает теплоотдачу. Потере тепла препятствует тот слой  неподвижного воздуха, который находится между одеждой и кожей, так как  воздух­ плохой проводник тепла. Теплоизолирующие свойства одежды тем выше,  чем более мелкоячеистая структура, содержащая воздух. Этим объясняется  хорошие теплоизолирующие свойства шерстяной и меховой одежды. Дайте  объяснение этому явлению (Держит постоянную температуру тела защищает от  перегрева) 3 группа: Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и  ощущением холода (ознобов). Объясните эти симптомы на основе  представления о механизме терморегуляции (вода испаряется, тело  охлаждается). Озноб­ это сокращения мышц. При сокращении мышц  сужаются сосуды, нагнетается температура. Это защитное совйство  организма бороться с инфекцией. Таким образом, теплорегуляция происходит благодаря сосудам кожи,  Подведение  итогов  данного этапа. V.  Закрепление  и обобщение  полученных  знаний 1. Развивать  умение  применить  потовым железам, нервной системе. Вывод: Теплорегуляция­это процесс изменения интенсивности обмена веществ,  посветов кровеносных сосудов кожи и выделения пота, в ходе испарения  которого  затрачивается энергия. Это саморегулирующийся процесс, протекающий с  участием нервной системы и зависящий от температуры окружающей среды. В  результате регулируется обмен тепла между организмом и окружающей средой,  просходящий на основе физических законов. Давайте разберем с вами проблемный вопрос: Задание №6. Почему некоторые люди, находясь на улице при низкой  температуре быстро замерзают и простуживаются, а другие долгое время  находятся на холоде и не болеют? Да, действительно закаливание является одним из способов укрепления и  сохранения здоровья. Закаливание ­ это способность организма быстро реагировать на изменения  окружающей среды : температура, давление и др. факторов) Слай д 8 Слай д 9 знания о  терморегуляц ии организма  и закаливании в  практической  жизни. 2.  Сформироват ь  Понятие о  принципах  закаливания VI.  Рефлексия  Подведение  итогов урока. Задачи:  анализ работы учащихся и  эффективност и усвоения  учебного  материала. 3 Каков девиз закаливания?  Девиз: «Солнце, воздух и вода­ наши лучшие друзья!»  В качестве средств закаливания используются естественные факторы среды ­ вода, воздух, солнце в различном сочетании. Чем полезно закаливание лично для вас?  Какой способ закаливания вы выбрали для себя? А, какой посоветуете вашим  друзьям? Объяснить основное правило закаливания: «Осторожно, постепенно и  регулярность!». А, теперь решаем тест индивидуально, состоящий ииз 6 вопросов. Критерии  оценивания: 6 баллов­ «5», 5 баллов­«4»,  4­ 3 балла­ «3», 1­0 баллов­ «2». Тестовые задания: 1. Сужение кровеносных сосудов кожи способствует: а) сохранию тепла б) теплоотдаче в) кровеносные сосууды расширятся г) побледнение кожи 2. При повышении температуры воздуха: а) потооделение уменьшается б) температура тела увеличивается в) кровеносные сосуды расширяются г) кровеносные сосуды суживаются 3. Способствуют закаливанию организма: а) воздушные солнечные ванны б) употребление лекарств в) прием сладкой пищи в большом количестве г) длительное пребывание на солнце 4. Расширение кровеносных сосудов кожи спсособствует: а) теплоотдаче б) сохранению тепла в) побледнению кожи г) покраснению кожи 5. При понижении температуры воздуха: а) нет потооделения б) потооделение увеличивается в) кровеносные сосуды расширяются г) кровеносные сосуды суживаются 6. Определить по симптомам, о чем идет речь: а) головокружение б) головная боль, помутнение в глазах в)  тепловой и солнечный удар г) возможна потеря сознания. Проверка теста: ключи: 1а, 2в, 3а, 4а, 5г, 6 в. Комментарии оценок по тесту. Ребята, что мы узнали сегодня на уроке нового и  Слай д 10 Слай д 11 интересного? Какие выводы можно сделать по данной теме? Выводы: Кожа предохраняет организм от перегревания и переохлаждения,  поддерживает постоянную температуру тела. На выбор комментировать домашнее  задание. Стр. 168­170 учебника, отвечить на вопросы 1­4 устно ­ Составить памятку «Правила закаливанияя из 5 пунктов» ­ Составить кроссворд по изученной теме Слай д 12 VII.  Домашнее  задание . Задачи: 1. Сообщить  учащимся  домашнее  задание 2. Разъяснить  методику  выполнения.

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.     Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.     Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.     Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.     Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.     Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.     Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.     Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.     Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017