Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
05.02.2017
Тип урока: изучение нового материала. Вид урока - проблемныый урок.
Методы:1. По уровню активности познавательной деятельности:
• Объяснительно-иллюстративный метод (объяснение понятий)
• Проблемное изложение изученного материала ( постановка проблемы по ходу урока)
• Эвристический метод (эвристическая беседа)
2.По функциям: Методы устного изложения и активизация познавательной деятельности (демонстрация схем с анимации, таблиц)
• Методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной ситуации)
• Методы проверки и оценки знаний (фронтальный опрос при актуализации знаний)
3. По источникам познания: Словесные методы (объяснение, беседа)
• Наглядный метод (демонстрация мультимедийной презентации)
• Практический метод (анализ различных источников)
урок cx.docx
МБОУ «Могойтинская СОШ имени В.С.Анищенко».
Шоботкина Эржена Баторовна учитель
биологии
Урок на тему в 8 классе: «Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Тип урока: изучение нового материала. Вид урока проблемныый урок.
Методы:1. По уровню активности познавательной деятельности:
Объяснительноиллюстративный метод (объяснение понятий)
Проблемное изложение изученного материала ( постановка проблемы по
ходу урока)
Эвристический метод (эвристическая беседа)
2.По функциям: Методы устного изложения и активизация познавательной деятельности
(демонстрация схем с анимации, таблиц)
Методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной
ситуации)
Методы проверки и оценки знаний (фронтальный опрос при
актуализации знаний)
3. По источникам познания: Словесные методы (объяснение, беседа)
Наглядный метод (демонстрация мультимедийной презентации)
Практический метод (анализ различных источников)
Цель урока: Сформировать понятия «кожа как орган терморегуляции», терморегуляция
саморегулирующийся процесс, «закаливание организма», способствовать формированию
умений оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах.
Задачи урока: Образовательные:
1.Обобщить знания о защите млекопитающих от перегревания и охлаждения.
2.Познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека способами
терморегуляции, ее рефлекторными механизмами
3. Выявить причины, приводящие к перегреву организма ( тепловой и солнечный удары),
рассмотреть меры врачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики
4. Сформировать представление о необходимости закаливания организма.
Развивающие: 1. Продолжить формирование умений:
Связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены
человека, выявлять причинно следственные связи в процессе термрегуляции;
Выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий; Формулировать выводы;
Применять знания в новой ситуации;
Осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями
и новым материалом;
2. Продолжить развитие психических познавательных процессов;
Мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.
Памяти
Всех видов внимания
Воспиятия различных видов информации;
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание возможности влиять на формирование
личного здоровья.
2. Развивать чувство уважения к чужому мнению.
3. Организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процессе поиска
информации при работе с дополнительной литературой, интерентом.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к
уроку.
Этапы урока
Содержание урока
№
слайд
а
Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Организация внимания учащихся.
Здравтсвуйте, ребята! Я надеюсь на нашу плодотворную работу вместе на
сегодняшнем уроке. Сегодня мы продолжаем изучение темы «Кожа человека». И
для начала я вам предлагаю небольшую разминку.
Среди хаоса букв в прмоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их
в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. Посказка: из курса
зоологии вспомните : на какие группы делятся животные по отношению к теплу.
На основании какого признака вы исключили это животное?
Предпологаемый ответ учащихся: лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей. Лишний
заяц ( теплокровное животное, остальные холоднокровные).
Молодцы! Помните изученный материал.
Слай
д1
I.Организаци
онный
Задачи:
подготовка
учащихся к
работе на
уроке. (1 мин)
II.
Актуализаци
я знаний и
умений
учащихся ( 3
мин)
Задачи:
1.Совершенст
вование
Умений
сравнивать
разных
животных по
выбранному
признаку)
2.
Применение
знаний о
различной температуре
тела
животных в
новой учебной
ситуации
Подведение
итогов
данного
этапа урока.
III.
Постановка
темы, цели и
задач урока.
Задачи:
1.Сообщение
темы, цели и
задач.
2. Объяснение
практической
значимости
изучения
нового
материала.
3. Постановка
перед
учащимися
учебной
проблемы.
IV.
Формирован
ие новых
знаний и
умений.
Задачи:
1.
Сформироват
ь понятие
терморегуляц
ия.
2. Развивать
умение
устанавливать
причинно
следственные
Да, действительно, тепло форма энергии , имеющая важное значение для
поддержания живых организмов. Все животные получают тепло из двух источников
( каких?) непосредственно из внешней среды и их питательных веществ,
подвергающихся расщеплению в клетках. Большинство животных
холоднокровные (их активность зависит от температуры окружающей среды).
Птицы и млекопитающие теплокровные, существуют за счет внутренних
источников тепла). Как вы думаете, к какой группе относится человек?. Какова
нормальная температура тела человека? (36,6 градусов). Ее повышение выше 43
градусов и падение ниже 25 градусов смертельны.
Постановка проблемы:
Вспомните, ребята, когда температура человека становится выше 37 градусов?
( при болезни, тепловом ударе…)
Как вы думаете, какова роль кожи в сохранении и поддержании нормальной
температуры тела человека?
Так, вот, ссегодня на уроке мы должны найти ответ на этот вопрос.
Запишем число и тему урока: «Роль кожи в терморегуляции организма.
Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах».
Слай
д 2
Давайте попробуем разобраться, как поддерживается постоянная температура 36,6
С в организме людей.
Рассмотим ситуацию:
В теле человека за 1 час образуется стоько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить
1л. ледяной воды. И если бы тело было непроницаемо для тепла футляром, то уже
через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 С часов через 40
достигла бы точки кипения воды. И все же температура тела не меняется. Как вы
думаете, почему? А, вот, интересно, почему наша температура тела остается
постоянной? В организме человека происходит какие то процессы.
Предпологаемый ответ:
Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла
организмом, т.е. мы каким то образом делимся теплом с окружающей средой.
Таким образом, терморегуляция складывается из находящихся в равновесии
процессов образования тепла и его отдачи. Сейчас мы попробуем объяснить
механизм образования и отдачи тепла. Поработаем со схемой.
Задание №1. Проанализируйте и объясните схему.
Карто
чка
№1
слайд
3 связи в
процессе
терморегуляц
ии
3. Раскрыть
механизмы
термрегуляци
и
4. Развитие
умений
применять
новые
понятия к уже
известным
процессам.
Беседа по схеме. Перед вами таблица. Когда принимаете горячую пищу в
организме становится тепло. А еще когда? (Когда бегаем, работу выполняем
физическую). Мы отдаем тепло. А как мы отдаем?
Прием пищи
Мышечная работа ≤ Отдача тепла ≥
Вот, ребята вы убедились в том, что терморегуляция зависит от внешних и
внутренних факторов. Мы выяснили один из факторов терморегуляции.
А значит, есть еще другие факторы. Например, рассмотрим прием пищи. Почему
при приеме горячей пищи повышается температура? (Кровь согревается, обмен
веществ происходит)
А посредством чего происходит обмен веществ? (за счет крови)
Так, давайте выясним, а что же происходит с кровеносными сосудами при разных
температурах?
Для этого я вам предлагаю заполнить таблицу.
Задание №2. Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными
соудами».
Ессли вы затрудняетесь, обратитесь к учебнику стр.168.
Температура
Температура
кожи
Кровеносные
сосуды кожи
Теплоотдача
уменьшается
окружающей
среды
низкая
высокая
Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур
уменьшается
увеличивается увеличивается
суживаются
расширяются
поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких
кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены через них протекает большое
крови, наревшейся внутри организма кожа нагревается и теплоотдача
увеличивается. Когда сосуды суживается , через них протекает меньше крови,
температура кожи понижается и телоотдача с ее поверхности уменьшается.
Сужение сосудов происходит при сокращении мышечных волокон их стенок.
Волокна сокращается под влинием сигналов их центральной нервной системы. А
она в свою очередь реагирет на сигналы температурных рецепторов кожи.
Вывод: В зависимости от температуры окружающей среды происходит изменения
температуры кожи.
А теперь ребята, давайте отдохнем!
Валеологическая пауза ( музыка)
Раз поднялись, подтянулись
Два нагнулись, разогнулись
Карто
чка
№2
Слай
д 4
Карт
очка
№3
слайд
5
Карт
очка
№4
слайд
6 Три хлопка в ладоши, на ччетыре руки шире,
Пять руками помахали, шесть тихонько сели.
Задание №3 А еще какие условия благоприятвуют теплорегуляции? Правильно
подобранная одежда по сезонам года в зависимости от температуры окружающей
среды и по качеству.
Вывод: Сухой воздух не препятствует потоотделению и снижает температуру
тела. Мы с вами разобрали очень сложную задачу.
Проведем простой опыт: возьмите стеклянные палочки, окуните их в воду и
прикосните их к к коже руки, что вы почувствовали? (холод)
Какк вы это объясните?
Вывод: Опыт демонстрирует испарение пота, которое способствует
охлаждению организма.
А вот ситуация из повседневной жизни:
Задание №4 Проблемная ситуация из повседневной жизни.
Летом в солнечный день Маша долго играла с подругами на пляже. Когда она
вернулась домой, то у нее поднялась температура, почувствовала головную
боль и сильно хотела пить. Бабушка подумала, что внучка простудилась,
напоила чаем, укутала в одеяло. Но Маше не становилось лучше. Врач,
прибывший по вызову почему то наругал бабушку за ее действия. Как вы
думаете, почему?
Что произошло с девочкой? (получила солнечный удар)
в чем была не права бабушка? (неправильно оказала первую помощь)
Какие меры надо предпринимать при тепловом и солнечном ударах?
Вывод: Повышение температуры тела зависит от температуры окружающей
среды, и мы должны знать правила оказания первой помощи при тепловом и
солнечном ударах.
А сейчас, ребята, поработаем в группах и решим биологические задачи.
Задание №5 Решите биологические задачи. ( задания по группам)
1 группа:
Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек,
трезвый или пьяный быстрее замерзнет на морозе? Теплая кровь нагревает
кожу. Благодаря тепловым рецепторам возникает чувство тепла. Сосуды
Карт
очка
№5
слайд
7 глубоких слоев кожи расшерены и человек теряет последнее тепло. Расширение
или сужение сосудов создает ощущение тепла. Отдача избытка тепла
происходит сосуды кожи, в которыхможет вместиться 30% всей крови
организма.
2 группа:
Человек в умеренном климате носит одежду соотвественно погоде. Однако
жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах.
Буряты издавна не снимали свои дэгэлы.
Одежда уменьшает теплоотдачу. Потере тепла препятствует тот слой
неподвижного воздуха, который находится между одеждой и кожей, так как
воздух плохой проводник тепла. Теплоизолирующие свойства одежды тем выше,
чем более мелкоячеистая структура, содержащая воздух. Этим объясняется
хорошие теплоизолирующие свойства шерстяной и меховой одежды. Дайте
объяснение этому явлению (Держит постоянную температуру тела защищает от
перегрева)
3 группа:
Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и
ощущением холода (ознобов). Объясните эти симптомы на основе
представления о механизме терморегуляции (вода испаряется, тело
охлаждается). Озноб это сокращения мышц. При сокращении мышц
сужаются сосуды, нагнетается температура. Это защитное совйство
организма бороться с инфекцией.
Таким образом, теплорегуляция происходит благодаря сосудам кожи,
Подведение
итогов
данного этапа.
V.
Закрепление
и обобщение
полученных
знаний
1. Развивать
умение
применить
потовым железам, нервной системе.
Вывод: Теплорегуляцияэто процесс изменения интенсивности обмена веществ,
посветов кровеносных сосудов кожи и выделения пота, в ходе испарения которого
затрачивается энергия. Это саморегулирующийся процесс, протекающий с
участием нервной системы и зависящий от температуры окружающей среды. В
результате регулируется обмен тепла между организмом и окружающей средой,
просходящий на основе физических законов.
Давайте разберем с вами проблемный вопрос:
Задание №6. Почему некоторые люди, находясь на улице при низкой
температуре быстро замерзают и простуживаются, а другие долгое время
находятся на холоде и не болеют?
Да, действительно закаливание является одним из способов укрепления и
сохранения здоровья.
Закаливание это способность организма быстро реагировать на изменения
окружающей среды : температура, давление и др. факторов)
Слай
д 8
Слай
д
9 знания о
терморегуляц
ии организма
и закаливании
в
практической
жизни.
2.
Сформироват
ь
Понятие о
принципах
закаливания
VI.
Рефлексия
Подведение
итогов урока.
Задачи:
анализ работы
учащихся и
эффективност
и усвоения
учебного
материала.
3 Каков девиз закаливания? Девиз: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»
В качестве средств закаливания используются естественные факторы среды вода,
воздух, солнце в различном сочетании. Чем полезно закаливание лично для вас?
Какой способ закаливания вы выбрали для себя? А, какой посоветуете вашим
друзьям? Объяснить основное правило закаливания: «Осторожно, постепенно и
регулярность!».
А, теперь решаем тест индивидуально, состоящий ииз 6 вопросов. Критерии
оценивания: 6 баллов «5»,
5 баллов«4», 4 3 балла «3», 10 баллов «2».
Тестовые задания:
1. Сужение кровеносных сосудов кожи способствует:
а) сохранию тепла
б) теплоотдаче
в) кровеносные сосууды расширятся
г) побледнение кожи
2. При повышении температуры воздуха:
а) потооделение уменьшается
б) температура тела увеличивается
в) кровеносные сосуды расширяются
г) кровеносные сосуды суживаются
3. Способствуют закаливанию организма:
а) воздушные солнечные ванны
б) употребление лекарств
в) прием сладкой пищи в большом количестве
г) длительное пребывание на солнце
4. Расширение кровеносных сосудов кожи спсособствует:
а) теплоотдаче
б) сохранению тепла
в) побледнению кожи
г) покраснению кожи
5. При понижении температуры воздуха:
а) нет потооделения
б) потооделение увеличивается
в) кровеносные сосуды расширяются
г) кровеносные сосуды суживаются
6. Определить по симптомам, о чем идет речь:
а) головокружение
б) головная боль, помутнение в глазах
в) тепловой и солнечный удар
г) возможна потеря сознания.
Проверка теста: ключи: 1а, 2в, 3а, 4а, 5г, 6 в.
Комментарии оценок по тесту. Ребята, что мы узнали сегодня на уроке нового и
Слай
д 10
Слай
д 11 интересного? Какие выводы можно сделать по данной теме?
Выводы: Кожа предохраняет организм от перегревания и переохлаждения,
поддерживает постоянную температуру тела.
На выбор комментировать домашнее задание.
Стр. 168170 учебника, отвечить на вопросы 14 устно
Составить памятку «Правила закаливанияя из 5 пунктов»
Составить кроссворд по изученной теме
Слай
д 12
VII.
Домашнее
задание .
Задачи:
1. Сообщить
учащимся
домашнее
задание
2. Разъяснить
методику
выполнения.
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.