Роль курса природоведения в младших классах

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи курса природоведения вскрывают две органически пере¬плетающиеся стороны педагогического процесса – обучение и воспи¬тание. Учитель должен иметь в виду, что выработка материалистиче¬ских убеждений возможна тогда, когда изучение фактов действитель¬ности связано с обобщениями, а закономерности природы раскрыты на основе фактического материала. Данный курс, как сказано выше, формирует у учащихся понятия об элементах живой и неживой природы, сообщая но¬вые признаки и свойства природных объектов и явлений, раскрывая их простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, постепенно подво¬дя к убеждению о единстве природы и ее непрерывном изменении. Так, например, уже в 1 классе ребенок учится распознавать некоторые деревья – березу, дуб, ель – по размеру, форме кроны, цвету ствола, форме листьев.
Иконка файла материала Роль курса природоведения в младших классах.doc
Роль курса природоведения в младших классах Задачи курса природоведения вскрывают две органически переплетающиеся стороны педагогического процесса  –  обучение и воспитание. Учитель должен иметь в виду, что выработка   материалистических   убеждений   возможна   тогда,   когда   изучение   фактов действительности связано с обобщениями, а закономерности природы раскрыты на основе фактического материала. Данный курс, как сказано выше, формирует у учащихся понятия об элементах живой и неживой природы, сообщая новые признаки и свойства природных объектов   и   явлений,   раскрывая   их   простейшие   взаимосвязи   и   взаимозависимости, постепенно подводя к убеждению о единстве природы и ее непрерывном изменении. Так, например, уже в  1  классе ребенок учится распознавать некоторые деревья  –  березу, дуб, ель – по размеру, форме кроны, цвету ствола, форме листьев. Во 2 классе дети узнают об отличии дерева от кустарника, о делении деревьев на лиственные и хвойные. Дети узнают и запоминают части дерева. В 3 классе учащиеся знакомятся с картинами природы в нашей стране, узнают, что группа деревьев составляет лес, что в состав лесной полосы входят тайга (хвойный  лес), смешанный и лиственный лес.  Таким образом, вновь расширяется понятие о лесе, о хвойных, широколиственных и мелколиственных деревьях. В  4  классе дети   знакомятся   с   лесом   как   средой   обитания   определенных   растений   и   животных,   с комплексом природных условий: температура воздуха и почвы, влажность, освещенность и т.п. Формирование основных понятий курса природоведения предусматривает организацию систематических   и   целенаправленных   наблюдений   детьми   на   уроке   и   самостоятельных наблюдений   в   природе.   Путем   сравнения   и   обобщения   результатов   наблюдений   дети устанавливают причинные связи между явлениями в природе – между направлением ветра и   изменениями   погоды.   В   процессе   наблюдений   дети   учатся   выявлять   существенные признаки   и   свойства   объектов   и   явлении   природы.   Так,   на   основе   опытов,   изучения материала  коллекций  учащиеся  узнают  свойства  угля и нефти, воды и воздуха, учатся различать минералы, определять плодородие почв и т. д.  Богатейший   фактический   материал   для   этого   курса   в   младших   классах   дает краеведческая   работа:   наблюдения   с   последующей   схематической   фиксацией   сезонных изменении в живой и неживой природе родного края; знакомство с разнообразием природы – полезными ископаемыми, почвами, растительностью и животным миром; сбор коллекций, гербариев местной флоры; изучение деятельности населения по охране, использованию и преобразованию природы в своей местности. Учитель так должен направлять познание детьми природы, чтобы у них развивалась и крепла любовь к природе и забота о сохранении ее богатств. Непосредственное общение с природой и ее элементами на экскурсиях, во время практических занятий способствует эстетическому   воспитанию   учащихся.   Звездное   небо,   весенний   лес,   снегопад,   ледоход, красиво   цветущие   комнатные   или   луговые   растения,   художественное   оформление биологического   кабинета   и   уроков   о   родной   природе  –  все   это   воспитывает   у   детей чувство любви к природе, а сочетание познания с живым чувством содействует развитию устойчивого познавательного интереса к природе. Курс природоведения предусматривает приобретение   детьми   практических   умений   (наблюдение   за   температурой   воздуха   по термометру,   направление   ветра   по   флюгеру,   фиксация   основные   явлений   погоды   с помощью условных знаков, ориентирование на местности по солнцу и по компасу и т.п.). Выработка   практических   умений   способствует   развитию   коллективизма   и   трудовому воспитанию   школьников.  Знания  учащихся  о  природе   становятся   более   осмысленными, когда   очевидна   их   значимость   и   возможность   применить   на   практике.   Учащиеся знакомятся с разнообразием трудовой деятельности населения  –  со способами добычи ииспользования   полезных   ископаемых,   выведением   и   хозяйственным   использованием растений и животных, с достижениями науки в освоении космического пространства, в покорении воздушного океана, в использовании энергетических ресурсов, в процессе всех отраслей народного хозяйства страны. Такие осмысленные знания способствуют развитию чувства гордости за Родину, являются основой патриотического воспитания. Все   выше   сказанное   необходимо   для   детей   как   подготовка   к   обучению   географии, естествознанию и других предметов, связанных с природой, в старших классах. Что касается умственно отсталых детей, то они не способны, в отличие от нормально развивающихся детей, в полной мере усвоить выше описанный материал (Глава 2 и 2.1.), так   как   имеют   место   различные   расстройства   и   недоразвитие   высших   психических функций, а также задержка в развитии многих важных процессов, некоторые из которых никогда не достигнут нормы в развитии. Но об этом будет написано далее.