Задачи курса природоведения вскрывают две органически пере¬плетающиеся стороны педагогического процесса – обучение и воспи¬тание. Учитель должен иметь в виду, что выработка материалистиче¬ских убеждений возможна тогда, когда изучение фактов действитель¬ности связано с обобщениями, а закономерности природы раскрыты на основе фактического материала. Данный курс, как сказано выше, формирует у учащихся понятия об элементах живой и неживой природы, сообщая но¬вые признаки и свойства природных объектов и явлений, раскрывая их простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, постепенно подво¬дя к убеждению о единстве природы и ее непрерывном изменении. Так, например, уже в 1 классе ребенок учится распознавать некоторые деревья – березу, дуб, ель – по размеру, форме кроны, цвету ствола, форме листьев.
Роль курса природоведения в младших классах
Задачи курса природоведения вскрывают две органически переплетающиеся стороны
педагогического процесса – обучение и воспитание. Учитель должен иметь в виду, что
выработка материалистических убеждений возможна тогда, когда изучение фактов
действительности связано с обобщениями, а закономерности природы раскрыты на основе
фактического материала. Данный курс, как сказано выше, формирует у учащихся понятия
об элементах живой и неживой природы, сообщая новые признаки и свойства природных
объектов и явлений, раскрывая их простейшие взаимосвязи и взаимозависимости,
постепенно подводя к убеждению о единстве природы и ее непрерывном изменении. Так,
например, уже в 1 классе ребенок учится распознавать некоторые деревья – березу, дуб,
ель – по размеру, форме кроны, цвету ствола, форме листьев. Во 2 классе дети узнают об
отличии дерева от кустарника, о делении деревьев на лиственные и хвойные. Дети узнают и
запоминают части дерева. В 3 классе учащиеся знакомятся с картинами природы в нашей
стране, узнают, что группа деревьев составляет лес, что в состав лесной полосы входят
тайга (хвойный лес), смешанный и лиственный лес. Таким образом, вновь расширяется
понятие о лесе, о хвойных, широколиственных и мелколиственных деревьях. В 4 классе
дети знакомятся с лесом как средой обитания определенных растений и животных, с
комплексом природных условий: температура воздуха и почвы, влажность, освещенность и
т.п.
Формирование основных понятий курса природоведения предусматривает организацию
систематических и целенаправленных наблюдений детьми на уроке и самостоятельных
наблюдений в природе. Путем сравнения и обобщения результатов наблюдений дети
устанавливают причинные связи между явлениями в природе – между направлением ветра
и изменениями погоды. В процессе наблюдений дети учатся выявлять существенные
признаки и свойства объектов и явлении природы. Так, на основе опытов, изучения
материала коллекций учащиеся узнают свойства угля и нефти, воды и воздуха, учатся
различать минералы, определять плодородие почв и т. д.
Богатейший фактический материал для этого курса в младших классах дает
краеведческая работа: наблюдения с последующей схематической фиксацией сезонных
изменении в живой и неживой природе родного края; знакомство с разнообразием природы
– полезными ископаемыми, почвами, растительностью и животным миром; сбор коллекций,
гербариев местной флоры; изучение деятельности населения по охране, использованию и
преобразованию природы в своей местности.
Учитель так должен направлять познание детьми природы, чтобы у них развивалась и
крепла любовь к природе и забота о сохранении ее богатств. Непосредственное общение с
природой и ее элементами на экскурсиях, во время практических занятий способствует
эстетическому воспитанию учащихся. Звездное небо, весенний лес, снегопад, ледоход,
красиво цветущие комнатные или луговые растения, художественное оформление
биологического кабинета и уроков о родной природе – все это воспитывает у детей
чувство любви к природе, а сочетание познания с живым чувством содействует развитию
устойчивого познавательного интереса к природе. Курс природоведения предусматривает
приобретение детьми практических умений (наблюдение за температурой воздуха по
термометру, направление ветра по флюгеру, фиксация основные явлений погоды с
помощью условных знаков, ориентирование на местности по солнцу и по компасу и т.п.).
Выработка практических умений способствует развитию коллективизма и трудовому
воспитанию школьников. Знания учащихся о природе становятся более осмысленными,
когда очевидна их значимость и возможность применить на практике. Учащиеся
знакомятся с разнообразием трудовой деятельности населения – со способами добычи ииспользования полезных ископаемых, выведением и хозяйственным использованием
растений и животных, с достижениями науки в освоении космического пространства, в
покорении воздушного океана, в использовании энергетических ресурсов, в процессе всех
отраслей народного хозяйства страны. Такие осмысленные знания способствуют развитию
чувства гордости за Родину, являются основой патриотического воспитания.
Все выше сказанное необходимо для детей как подготовка к обучению географии,
естествознанию и других предметов, связанных с природой, в старших классах.
Что касается умственно отсталых детей, то они не способны, в отличие от нормально
развивающихся детей, в полной мере усвоить выше описанный материал (Глава 2 и 2.1.),
так как имеют место различные расстройства и недоразвитие высших психических
функций, а также задержка в развитии многих важных процессов, некоторые из которых
никогда не достигнут нормы в развитии. Но об этом будет написано далее.