Социальная работа — это один из социальных институтов, цель которого заключается в достижении устойчивого динамичного развития общества посредством повышения эффективности функционирования каждой личности, в первую очередь дезадаптированной, социально незащищенной. При этом благо отдельного человека выступает основой достижения блага общества. Признание человека наивысшим звеном иерархии ценностей мира и рассмотрение общества в перспективе возможностей для свободного творческого совершенствования индивидуально-личностного начала - основополагающая установка гуманистического мировоззрения. Отсюда - фундаментальным основанием духовно-нравственного измерения и ориентиром социальной работы является гуманизм.
Роль моральных ценностей в социальной работе
Е.В. Кузнецова
Россия вступила в третье тысячелетие, преодолев последствия
экономического и политического кризиса конца XX века. Повысился престиж
страны на международной арене, укрепляется система государственного
правления. Однако, наряду с этими успехами продолжает существовать
недопустимая бедность россиян и углубляется расслоение российского
общества. Сегодня основными задачами российского государства, всех
социальных институтов общества становится достижение социальной
справедливости и повышение качества жизни населения до уровня мировых
социальных стандартов.
Социальная работа — это один из социальных институтов, цель
которого заключается в достижении устойчивого динамичного развития
общества посредством повышения эффективности функционирования каждой
личности, в первую очередь дезадаптированной, социально незащищенной.
При этом благо отдельного человека выступает основой достижения блага
общества. Признание человека наивысшим звеном иерархии ценностей мира и
рассмотрение общества в перспективе возможностей для свободного
творческого совершенствования индивидуальноличностного начала
основополагающая установка гуманистического мировоззрения. Отсюда
фундаментальным основанием духовнонравственного измерения и
ориентиром социальной работы является гуманизм.
Неоднократные нарушения прав человека, в том числе и права на жизнь,
поставили под сомнение вопрос о жизнеспособности гуманизма и
гуманистических ценностей. Вступление человеческой цивилизации в
эпоху постмодерна не только не сняло имеющиеся противоречия, но и создалоновые вызовы, такие как несоответствие наличия возможностей для общения
и социальная разобщенность, следствие которой — одиночество.
Сегодня фокус обеспечения профессии в обществе нередко смещается в
поле конкурентной борьбы за социальноэкономическое выживание.
Представители всех «помогающих» профессий испытывают влияние новых
ценностных ориентаций. Однако, в сфере социальной работы ситуация
приобретает особую напряженность. Слабая социальная защищенность
социальных работников и непрестижность этой профессии приводят к тому,
что, несмотря на большое количество ВУЗов социальной направленности, в
стране ощущается острая нехватка квалифицированного персонала.
Следствием этой проблемы является то, что в сферу социальной работы
попадают не просто недостаточно грамотные специалисты, но и «случайные»
люди. Это в значительной мере снижает развивающий потенциал социальной
работы и приводит к недопониманию роли в данном виде профессиональной
деятельности.
Изучение истории социальной работы свидетельствует, что социальная
работа возникла как необходимый социальный институт, призванный не
только оказывать помощь человеку в трудной жизненной ситуации, но и
реализовывать основной принцип гуманизма — относиться к человеку как к
высшей ценности.
Социальная работа, как научная дисциплина и вид профессиональной
деятельности, относительно молодое образование. Зародившись на заре
человечества и претерпев многочисленные трансформации, социальная работа
стала значимым явлением современного мира. Поэтому исторические
выделяются два периода в развитии в развитии социальной работы:
1. формирование нравственных принципов социальной помощи;
2. социальная работа как вид социального партнерства.
Размышления первого периода о мотивах и этических основах оказания
помощи отражают гуманистическую сущность социальной работы, но незатрагивают вопрос о личностнопсихологических особенностях человека,
оказывающего помощь. В работах Аристотеля, Луция Сенеки, Марка
Аврелия, Цицерона социальная помощь, доброжелательность, уважение и
внимание людей друг к другу вне зависимости от социального положения
рассматриваются как проявление человеколюбия и гуманистической
сущности человека.
В христианстве значительное внимание уделялось совершенствованию
внутреннего мира человека. Бескорыстная помощь ближнему рассматривалась
как проявление божественной сущности человека, как его нравственная
обязанность и долг перед Богом. Этические вопросы оказания помощи
фрагментарно освещаются в трудах Афанасия Александрийского, Василия
Великого, Григория, Богослова, Григория, Нисского, Ефрема Сирина, Иоанна
Дамаскина, Иоанна Златоуста.
Философы эпохи Возрождения (Данте, Петрарка, Фичино, У. Шекспир и
др.) вопрос о социальной помощи, как отдельный, не рассматривали.
Основная тема их размышлений обращенность человека на себя в
целеполагании своей жизнедеятельности, на свой внутренний мир в
на стремление создания
разнообразии нравственных переживаний,
собственного «Я».
В философии конца XVI века появляется новая тема, связанная с
вопросами человеческого взаимодействия и общежития, а именно:
толерантность. Проблема толерантности вначале рассматривалась только в
контексте вопросов веротерпимости государства и официальной' церкви в
отношении иных религиозных культовое. Кастеллион, Я. Беме, М. де
Лопиталь, Б. Спиноза, Дж. Локк, Г.Э. Лессинг и др.) и свободы совести
верующего (М. Лютер, Эразм Роттердамский, Т. Мор). В эпоху Просвещения
толерантность стала рассматриваться как неотъемлемый принцип
человеческих взаимоотношений в различных сторонах жизни. Американские и
французские просветители (Дж. Адаме, Дж. Аллен, Ф.М. Вольтер, Д. Дидро,Т. Джефферсон, Т. Пейн, Ж.Ж. Руссо, Б. Франклин), провозгласив
основополагающими ценностями человеческого общежития свободу,
равенство и братство, обращались к вопросам социальной помощи, как к
средству достижения социальной справедливости и смягчения социальной
напряженности.
В западноевропейской философии Нового Времени взаимоотношения
благотворимого и благотворителя рассматриваются с точки зрения их
правового равенства, а помощь предстает в виде рационально обоснованных
смыслов и задач. Русское просвещение (А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Я.П.
Козельский и др.), испытывая влияние западноевропейского гуманизма,
рассматривает социальную помощь как средство укрепления российской
государственности и способ утверждения достоинства человека, в качестве
патриотам гражданина.
И. Кант, как известно, не создавал специального учения об обществе.
Тем не менее, рассмотрению вопросов человеческих взаимоотношений в его
теории отдано большое место. Для осмысления профессиональноэтических
проблем современной социальной работы важны его рациональноэтическое
обоснование долженствования оказания помощи ближнему и замечания по
поводу культуры поведения благотворящего с точки зрения соответствия
категорическому императиву.
На формирование представлений о социальной помощи и поддержке
значительное влияние оказала школа русского гуманизма: В.И. Вернадский,
H.A. Бердяев, В.Я. Брюсов, С.Н. Булгаков, Г.Р. Державин, B.C. Соловьев,
Ф.И. Тютчев, H.A. Умов, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский. Русская
гуманистическая школа рассматривала социальную помощь как нравственную
обязанность человека по отношению к другим людям и как духовную
потребность стремящейся к самосовершенствованию личности. Объединение
усилий всего человечества, представленного множеством отдельных
личностей, стремящихся к добру и благу для других, предполагалоутверждение таких гуманистических ценностей, как сотрудничество,
коллективизм, милосердие, сострадание, бескорыстие и терпимость.
Новая волна обострения социальных противоречий вызвала острую
необходимость научного осмысления вопросов социальной помощи и
поддержки нуждающихся. В середине XIX века (1848 г.) в Германии
появляется первая научно обоснованная модель социальной защиты
населения, а с конца XIX века начинается второй этап в развитии и
осмыслении социальной работы.
Основоположница теории социальной работы Мэри Ричмонд
разработала четыре принципа взаимоотношений социального работника и
клиента, которые можно охарактеризовать как этические принципы
сотрудничества: симпатизировать клиенту, отдавать ему предпочтение,
поощрять его, строить с ним совместные планы действий. Впоследствии эти
принципы были использованы при подготовке Международного
профессиональноэтического кодекса социальных работников.
В середине XX века появляются новые направления социальной работы
теория общинной работы, теория социального администрирования и
планирования. На их формирование повлияли взгляды М. Вебера, Е.
Гоффмана, Э. Дюркгейма, А. Зандера, Р. Кантера, К. Левина, Р. К. Мертона,
Т. Парсонса, М. П. Фоллет, Дж. Хоуманса. Расширение сферы деятельности
социальных работников предъявляет все более высокие требования к
профессионализму, нравственным и личностнопсихологическим качествам
специалистов. Обсуждение профессиональных, этических и правовых
проблем социальной работы способствует принятию Международного
профессиональноэтического кодекса социальных работников.