Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития. В этой школе должно возникнуть дифференцированное отношение к их способностям, склонностям, интересам, возможностям. Здесь встает вопрос об организации инклюзивных процессов в образовании, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться.
"Роль педагогапсихолога в реализации образовательной программы школы ".
Новые образовательные стандарты, Стандарты второго поколения – эти фразы давно на
слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной и…
пришло время начать применять новое на практике.
С 2011 г. вся система начального образования РФ переходит на образовательные стандарты
второго поколения, а 20102011 г. – это период, когда мы пробовали, разбирались,
апробировали, чтобы во всеоружии встретить инновации.
Не может остаться в стороне от изменений в образовании и психолог, ведь новые
стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации
обновленной роли психолога в школе.
«Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает
новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в
частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это
лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для
детей с особенностями развития. В этой школе должно возникнуть дифференцированное
отношение к их способностям, склонностям, интересам, возможностям. Здесь встает
вопрос об организации инклюзивных процессов в образовании, поэтому функционал
психолога будет кардинально меняться. У него возникает другая зона ответственности:
психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе
обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям».
Доктор психологических наук, профессор, действительный членом РАО, директор
Психологического института РАО, президент Федерации психологов образования России
Виталий Владимирович РУБЦОВ.
В чем может быть наша роль? Какие вопросы ставит новый стандарт перед психологами? –
об этом наш круглый стол.
Конечно, мы не претендуем на изобретение велосипеда – это одна из первых попыток
взглянуть на место, роль, содержание деятельности психолога в реализации новых
стандартов. Тем более, что к настоящему времени нет готовых рецептов действий
психолога!
А быть первопроходцем всегда непросто! Давайте вместе сделаем несколько шагов и
попытаемся понять новую роль!
Новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только
владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных ЗУН, но
способами формирования универсальных учебных действий (УУД), личностных
результатов.
Для этого в помощь учителю и школьной команде разработана программа развития
универсальных учебных действий, готовятся программы мониторинга УУД. Вместе с тем,
проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий
индивидуально применительно к каждой школе и требует включение психолога в процесс
проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые
стандарты.
ВОПРОС: Роль психолога в формировании УУД. Что ждут от психолога в отношении
образовательных стандартов педагоги, администрация, родители? Какова роль психолога вреализации новых стандартов? Проведя некоторое исследование в своей школе я увидела,
что от нас ждут:
Ожидания администрации Ожидания педагогов Ожидания родителей
Оказание психологической поддержки молодым специалистам
Психологическое сопровождение личности младшего школьного возраста
• Отслеживание психического развития детей "группы риска" и социально
психологического развития ученических коллективов.
• Создание условий для реализации возрастных и индивидуальнопсихологических
возможностей учащихся в образовательном процессе.
• Оказание комплексной психологопедагогической помощи учащимся, испытывающим
трудности в обучении и развитии.
• Психологическое обучение и просвещение школьников.
• Коррекционноразвивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.
• Диспетчерская работа.
Администрация ждет от психолога активного участия в разработке программы
формирования универсальных учебных действий, программы формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни и программы коррекционной работы, а также
рекомендаций и предложений по диагностике достижений планируемых результатов.
А также необходимо совместное планирование и внедрение внеклассных мероприятий для
развития регулятивных, личностных и коммуникативных УУД.
И ещё психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ и детей группы риска.
Также администрация ждет, что психолог настроит коллектив на позитив, сформирует
адекватное отношение к новшествам.
Помощь в организации инклюзивного процесса в школе (выстраивание индивидуальных
образовательных траекторий, интеграция, работа с детьми с ООП).
Администрация предполагает активное участие всех членов педагогического коллектива
(включая психолога) в разработке программ обучения детей, внеклассных мероприятий и
т.д.
Консультации по развитию УУД, работа с родителями, помощь с "трудными детьми"
Оказание психологической поддержки учащихся в период сдачи экзаменов.
• Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с
обучением и развитием учащихся младшего школьного возраста.
• Организация психологопедагогического сотрудничества для решения проблем и задач
развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
• Разработка и реализация совместных программ психологопедагогической работы с
учащимися "группы риска" или ученическим коллективом.
• Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.
Педагоги ждут от психолога цикла семинаров по обучению их методам и приемам развития
коммуникативных навыков, сплочения коллектива класса, повышения мотивации и
адресной помощи в отношении конкретных детей, испытывающих проблемы в учебной
деятельности или тревожных, агрессивных, гиперактивных, или учащихся с ОВЗ.А также ждут от психолога помощи в улучшении процесса адаптации первоклассников и
развитии навыков сотрудничества с помощью внедрения совместных профилактических
классных часов.
Педагоги ждут еще, чтобы психолог сказал им, что все у них получится, и что все ресурсы
для перехода на ФГОСы у них есть, и все это не новое, а хорошо забытое старое.
Организация психологического сопровождения педагога в связи с переходом на новые
стандарты (профилактические занятия, с целью снятия напряжения и эмоционального
выгорания, индивидуальное консультирование по личным вопросам).
Проведение серии активных семинаров и практикумов в активных формах, в рамках
которых будут освящены основные приемы и методы работы с младшими школьниками по
развитию УУД. А так же затронуты вопросы организации взаимодействия со школьниками
и родителями в условии введения новых ФГОС. Психологическое просвещение на тему
психологического развития личности младших школьников, особенно о развитии
познавательных коммуникативных и регулятивных навыков.
Педагог может обратиться за психологической поддержкой и вопросам подбора средств,
способов, приемов и т.д., которые позволили бы осуществить эффективное
формирование УУД с учетом индивидуальных особенностей.
Помощь в решении проблем во взаимодействии с детьми, решение конфликтов с
педагогами, решение конфликтов в группе детей
Родители ждут от психолога конкретных рекомендаций для развития их детей, а также
индивидуальной помощи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей их
ребенка. И еще родители ждут, что психолог научит их быть успешными родителями и
покажет, как воспитать успешного человека, и объяснит, что значит научить учиться.
Администрация предполагает активное участие всех членов педагогического коллектива
(включая психолога) в разработке программ обучения детей, внеклассных мероприятий и
т.д