Роль педагога-психолога в реализации образовательной программы школы

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития. В этой школе должно возникнуть дифференцированное отношение к их способностям, склонностям, интересам, возможностям. Здесь встает вопрос об организации инклюзивных процессов в образовании, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться.
Иконка файла материала Роль педагога-психолога.doc
"Роль педагога­психолога в реализации образовательной программы школы ".  Новые образовательные стандарты, Стандарты второго поколения – эти фразы давно на  слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной и… пришло время начать применять новое на практике.  С 2011 г. вся система начального образования РФ переходит на образовательные стандарты второго поколения, а 2010­2011 г. – это период, когда мы пробовали, разбирались,  апробировали, чтобы во всеоружии встретить инновации.  Не может остаться в стороне от изменений в образовании и психолог, ведь новые  стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации  обновленной роли психолога в школе.  «Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает  новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в  частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это  лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для  детей с особенностями развития. В этой школе должно возникнуть дифференцированное  отношение к их способностям, склонностям, интересам, возможностям. Здесь встает  вопрос об организации инклюзивных процессов в образовании, поэтому функционал  психолога будет кардинально меняться. У него возникает другая зона ответственности:  психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе  обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям».   Доктор психологических наук, профессор, действительный членом РАО, директор  Психологического института РАО, президент Федерации психологов образования России  Виталий Владимирович РУБЦОВ.   В чем может быть наша роль? Какие вопросы ставит новый стандарт перед психологами? – об этом наш круглый стол.  Конечно, мы не претендуем на изобретение велосипеда – это одна из первых попыток  взглянуть на место, роль, содержание деятельности психолога в реализации новых  стандартов. Тем более, что к настоящему времени нет готовых рецептов действий  психолога!  А быть первопроходцем всегда непросто! Давайте вместе сделаем несколько шагов и  попытаемся понять новую роль! Новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только  владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных ЗУН, но ­  способами формирования универсальных учебных действий (УУД), личностных  результатов.  Для этого в помощь учителю и школьной команде разработана программа развития  универсальных учебных действий, готовятся программы мониторинга УУД. Вместе с тем,  проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий  индивидуально применительно к каждой школе и требует включение психолога в процесс  проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые  стандарты.  ВОПРОС: Роль психолога в формировании УУД. Что ждут от психолога в отношении  образовательных стандартов педагоги, администрация, родители? Какова роль психолога вреализации новых стандартов? Проведя некоторое исследование в своей школе я увидела,  что от нас ждут: Ожидания администрации Ожидания педагогов Ожидания родителей  Оказание психологической поддержки молодым специалистам Психологическое сопровождение личности младшего школьного возраста  • Отслеживание психического развития детей "группы риска" и социально­ психологического развития ученических коллективов. • Создание условий для реализации возрастных и индивидуально­психологических  возможностей учащихся в образовательном процессе.  • Оказание комплексной психолого­педагогической помощи учащимся, испытывающим  трудности в обучении и развитии. • Психологическое обучение и просвещение школьников. • Коррекционно­развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися. • Диспетчерская работа.  Администрация ждет от психолога активного участия в разработке программы  формирования универсальных учебных действий, программы формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни и программы коррекционной работы, а также  ­рекомендаций и предложений по диагностике достижений планируемых результатов. А также необходимо совместное планирование и внедрение внеклассных мероприятий для  развития регулятивных, личностных и коммуникативных УУД.  И ещё психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ и детей группы риска.  Также администрация ждет, что психолог настроит коллектив на позитив, сформирует  адекватное отношение к новшествам.  Помощь в организации инклюзивного процесса в школе (выстраивание индивидуальных  образовательных траекторий, интеграция, работа с детьми с ООП).  Администрация предполагает активное участие всех членов педагогического коллектива  (включая психолога) в разработке программ обучения детей, внеклассных мероприятий и  т.д.  Консультации по развитию УУД, работа с родителями, помощь с "трудными детьми" Оказание психологической поддержки учащихся в период сдачи экзаменов. • Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с  обучением и развитием учащихся младшего школьного возраста. • Организация психолого­педагогического сотрудничества для решения проблем и задач  развития отдельных учащихся и ученических коллективов. • Разработка и реализация совместных программ психолого­педагогической работы с  учащимися "группы риска" или ученическим коллективом. • Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.  Педагоги ждут от психолога цикла семинаров по обучению их методам и приемам развития коммуникативных навыков, сплочения коллектива класса, повышения мотивации и  адресной помощи в отношении конкретных детей, испытывающих проблемы в учебной  деятельности или тревожных, агрессивных, гиперактивных, или учащихся с ОВЗ.А также ждут от психолога помощи в улучшении процесса адаптации первоклассников и  развитии навыков сотрудничества с помощью внедрения совместных профилактических  классных часов.  Педагоги ждут еще, чтобы психолог сказал им, что все у них получится, и что все ресурсы  для перехода на ФГОСы у них есть, и все это не новое, а хорошо забытое старое. Организация психологического сопровождения педагога в связи с переходом на новые  стандарты (профилактические занятия, с целью снятия напряжения и эмоционального  выгорания, индивидуальное консультирование по личным вопросам).  Проведение серии активных семинаров и практикумов в активных формах, в рамках  которых будут освящены основные приемы и методы работы с младшими школьниками по  развитию УУД. А так же затронуты вопросы организации взаимодействия со школьниками  и родителями в условии введения новых ФГОС. Психологическое просвещение на тему  психологического развития личности младших школьников, особенно о развитии  познавательных коммуникативных и регулятивных навыков.  Педагог может обратиться за психологической поддержкой и вопросам подбора средств,  способов, приемов и т.д., которые позволили бы осуществить эффективное  формирование УУД с учетом индивидуальных особенностей. Помощь в решении проблем во взаимодействии с детьми, решение конфликтов с  педагогами, решение конфликтов в группе детей  Родители ждут от психолога конкретных рекомендаций для развития их детей, а также  ­индивидуальной помощи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей их  ребенка. И еще родители ждут, что психолог научит их быть успешными родителями и  покажет, как воспитать успешного человека, и объяснит, что значит научить учиться.  Администрация предполагает активное участие всех членов педагогического коллектива  (включая психолога) в разработке программ обучения детей, внеклассных мероприятий и  т.д