РОЛЬ ПОВТОРЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как уже говорилось ранее, повторение играют очень большую роль как в развитии долговременной памяти, так и в формировании орфографического навыка. Повторение пройденного материала, во-первых, предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое и, во-вторых, содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными.
Иконка файла материала РОЛЬ ПОВТОРЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА.doc
РОЛЬ ПОВТОРЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА Как   уже   говорилось   ранее,   повторение   играют   очень большую роль как в развитии долговременной памяти, так и в формировании орфографического навыка. Повторение   пройденного   материала,   во­первых, предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое и,   во­вторых,   содействует   углублению   и   расширению   знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными. Поэтому   задача   вооружения   учащихся   действенными знаниями   родного   языка,   задача   формирования   у   них   прочных орфографических   навыков   может   решаться   успешно   только   при условии,   если   учитель   в   течение   учебного   года систематически и умело проводит повторение изученного. Повторение пройденного материала должно проводиться из урока в урок. В свое время Ушинский отмечал, что хороший учитель как будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а между тем, быстро движется вперед. В   зависимости   от   целей   и   содержания   повторение   может быть: 1) повторением в начале учебного года; 2) повторение текущее (ежедневное); 3) тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела); 4) итоговым   (повторение   материала,   пройденного   в течение учебного года). Каждый   из   этих   видов   повторения   имеет   свою   методику, каждому из них отводится определенное место на уроке или в системе уроков.Рассмотрим   каждое   из   этих   видов   повторений   в отдельности. Повторение   в   начале   учебного   года   имеет   целью восстановить   в   памяти   учащихся   важнейшие   сведения   по пройденному материалу. Каждый учитель должен планировать материала повторения применительно к своему классу, исходя из состояния знаний, умений   и   навыков   учащихся.   Важно   в   начале   учебного   года восстановить не просто полученные знания, а систему знаний. Поэтому   повторение   нужно   строить   таким   образом,   чтобы воспроизводимые явления орфографии осознавались учащимися в орфографической связи с другими орфографическими явлениями, как   составная   часть   системы   знаний   по   определенной   теме. Положительную   роль   в   этом   отношении   играет   использование схем   и   таблиц,   составленных   в   предшествующем   году   в процессе обобщения и систематизации знаний. Очень   важно   при   организации   повторения   помнить следующие требования: 1) не   рекомендуется   при   повторении   орфографических явлений  использовать   те  же   методы  и   приемы,  тот   же дидактический материал и тексты, которые имели место при   изучении   их.   Упражнения,   применяемые   при повторении,   должны   ориентировать   на   самостоятельное воспроизведение   ранее   полученных   знаний.   Материал повторения должен быть новым и усложненным; 2) творческим   работам   учащихся   при   повторении   должно быть   уделено   значительно   больше   внимания,   чем   при сообщении новых знаний. Теоретический   материал   учащиеся   могут   выполнять   и закреплять в процессе выполнения разнообразных упражнений.Следующий   вид   повторения   –   текущий.   Повторение ежедневное,   «беспрестанное»,   как   называл   его   Ушинский, имеет   целью,   во­первых,   закрепить   материал;   во­вторых, тренировать,   развивать   и   закреплять   умения   и   навыки   по орфографии.   Систематическое   повторение,   в­третьих,   дает возможность,   увидеть   проблемы   в   знаниях   учащихся   и устранять эти проблемы, выявляя их причины. При   организации   текущего   повторения   надо   помнить методические требования к нему: 1) очень   важно   правильно   распределять   материал повторения   во   времени.   Недопустимо,   повторив   какой­ либо материал, не возвращаться к нему слишком долго; 2) повторяемый   материал   должен   естественно,   свободно вливаться в содержание урока; 3) при текущем повторении налицо богатые возможности для осуществления дифференцированного подхода в обучении, и эти возможности надо максимально использовать. Текущее   повторение   дает   возможность   осуществлять сопоставление   новых   знаний   с   явлениями   известными, устанавливать между ними сходство и различие. Текущее   повторение   способствует   формированию орфографических   навыков   при   успешном   использовании различных упражнений (диктанты, изложения, сочинения и так далее) как на уроке, так и дома. Тематическим   называют   повторение,   проводимое   после изучения большой темы. Главная его цель – систематизировать знания,   полученные   детьми   при   изучении   определенной   темы или раздела. Важно при тематическом повторении использовать такую   форму   наглядности,   которая   дала   бы   возможностьпредставить   полученные   по   теме   сведения   в   системе,   в   их взаимосвязи. Этой   цели   отвечают   таблицы   и   схемы.   Понимание   таблиц или   схем   не   затруднит   детей,   если   они   составляли   их постепенно, в течение всех уроков повторения. Тематическое   повторение   –   заключительный   этап   работы над   темой,   поэтому   тематическое   повторение,   должно   стать началом итогового повторения. Итоговым   принято   называть   повторение   в   конце   учебного года. Итоговое   повторение   принести   пользу   и   будет   успешным только   при   условии,   если   учитель   в   течении   всего   года уделял   серьезное   внимание   и   текущему   повторению,   и повторению тематическому. Это не вызывает сомнения, так как за   сравнительно   короткое   время   необходимо,   во­первых, повторить   очень   большой   материал;   во­вторых,   сведения, полученные учащимися в течении года, привести в систему; в­ третьих,   остается   задача   закрепления   и   тренировки орфографических умений и навыков учащихся. Учитель   должен   в   процессе   итогового   повторения систематизировать   знания   учащихся,   а   также   по   возможности ликвидировать пробелы в знаниях. Итоговое   повторение   осуществляется   в   процессе выполнения   различных   по   содержанию   и   форме   упражнений (орфографический   разбор,   списывание,   различные   виды диктантов, изложения, сочинения). Т.О.   можно   сделать   вывод,   что   различные   повторения, используемые   систематически,   оказывают   решающее   влияние   на сохранение учебного материала в памяти, то есть происходит развитие долговременной памяти. Путем повторения, с помощью разнообразных   орфографических   упражнений   мы   можемспособствовать   формированию   орфографических   навыков   у детей. Исходя   из   выше   сказанного,   мы   видим   что   учитель, используя   орфографические   упражнения   при   повторении, опирается   на   длительность   сохранения   учебного   материала   в памяти, тем самым способствует формированию орфографических навыков у школьников. Т.О.   роль   долговременной   памяти   в   развитии орфографических   навыков   очень   велика.   Она   способствует   их успешному   формированию   путем   систематического   повторения орфографических упражнений.