Как уже говорилось ранее, повторение играют очень большую роль как в развитии долговременной памяти, так и в формировании орфографического навыка.
Повторение пройденного материала, во-первых, предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое и, во-вторых, содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными.
РОЛЬ ПОВТОРЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА
Как уже говорилось ранее, повторение играют очень
большую роль как в развитии долговременной памяти, так и в
формировании орфографического навыка.
Повторение пройденного материала, вопервых,
предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое
и, вовторых, содействует углублению и расширению знаний,
умений и навыков, делая их осознанными и прочными.
Поэтому задача вооружения учащихся действенными
знаниями родного языка, задача формирования у них прочных
орфографических навыков может решаться успешно только при
условии, если учитель в течение учебного года
систематически и умело проводит повторение изученного.
Повторение пройденного материала должно проводиться из
урока в урок.
В свое время Ушинский отмечал, что хороший учитель как
будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а
между тем, быстро движется вперед.
В зависимости от целей и содержания повторение может
быть:
1) повторением в начале учебного года;
2) повторение текущее (ежедневное);
3) тематическое (повторение пройденной темы или целого
раздела);
4) итоговым (повторение материала, пройденного в
течение учебного года).
Каждый из этих видов повторения имеет свою методику,
каждому из них отводится определенное место на уроке или в
системе уроков.Рассмотрим каждое из этих видов повторений в
отдельности.
Повторение в начале учебного года имеет целью
восстановить в памяти учащихся важнейшие сведения по
пройденному материалу.
Каждый учитель должен планировать материала повторения
применительно к своему классу, исходя из состояния знаний,
умений и навыков учащихся. Важно в начале учебного года
восстановить не просто полученные знания, а систему знаний.
Поэтому повторение нужно строить таким образом, чтобы
воспроизводимые явления орфографии осознавались учащимися в
орфографической связи с другими орфографическими явлениями,
как составная часть системы знаний по определенной теме.
Положительную роль в этом отношении играет использование
схем и таблиц, составленных в предшествующем году в
процессе обобщения и систематизации знаний.
Очень важно при организации повторения помнить
следующие требования:
1) не рекомендуется при повторении орфографических
явлений использовать те же методы и приемы, тот же
дидактический материал и тексты, которые имели место
при изучении их. Упражнения, применяемые при
повторении, должны ориентировать на самостоятельное
воспроизведение ранее полученных знаний. Материал
повторения должен быть новым и усложненным;
2) творческим работам учащихся при повторении должно
быть уделено значительно больше внимания, чем при
сообщении новых знаний.
Теоретический материал учащиеся могут выполнять и
закреплять в процессе выполнения разнообразных упражнений.Следующий вид повторения – текущий. Повторение
ежедневное, «беспрестанное», как называл его Ушинский,
имеет целью, вопервых, закрепить материал; вовторых,
тренировать, развивать и закреплять умения и навыки по
орфографии. Систематическое повторение, втретьих, дает
возможность, увидеть проблемы в знаниях учащихся и
устранять эти проблемы, выявляя их причины.
При организации текущего повторения надо помнить
методические требования к нему:
1) очень важно правильно распределять материал
повторения во времени. Недопустимо, повторив какой
либо материал, не возвращаться к нему слишком долго;
2) повторяемый материал должен естественно, свободно
вливаться в содержание урока;
3) при текущем повторении налицо богатые возможности для
осуществления дифференцированного подхода в обучении,
и эти возможности надо максимально использовать.
Текущее повторение дает возможность осуществлять
сопоставление новых знаний с явлениями известными,
устанавливать между ними сходство и различие.
Текущее повторение способствует формированию
орфографических навыков при успешном использовании
различных упражнений (диктанты, изложения, сочинения и так
далее) как на уроке, так и дома.
Тематическим называют повторение, проводимое после
изучения большой темы. Главная его цель – систематизировать
знания, полученные детьми при изучении определенной темы
или раздела. Важно при тематическом повторении использовать
такую форму наглядности, которая дала бы возможностьпредставить полученные по теме сведения в системе, в их
взаимосвязи.
Этой цели отвечают таблицы и схемы. Понимание таблиц
или схем не затруднит детей, если они составляли их
постепенно, в течение всех уроков повторения.
Тематическое повторение – заключительный этап работы
над темой, поэтому тематическое повторение, должно стать
началом итогового повторения.
Итоговым принято называть повторение в конце учебного
года.
Итоговое повторение принести пользу и будет успешным
только при условии, если учитель в течении всего года
уделял серьезное внимание и текущему повторению, и
повторению тематическому. Это не вызывает сомнения, так как
за сравнительно короткое время необходимо, вопервых,
повторить очень большой материал; вовторых, сведения,
полученные учащимися в течении года, привести в систему; в
третьих, остается задача закрепления и тренировки
орфографических умений и навыков учащихся.
Учитель должен в процессе итогового повторения
систематизировать знания учащихся, а также по возможности
ликвидировать пробелы в знаниях.
Итоговое повторение осуществляется в процессе
выполнения различных по содержанию и форме упражнений
(орфографический разбор, списывание, различные виды
диктантов, изложения, сочинения).
Т.О. можно сделать вывод, что различные повторения,
используемые систематически, оказывают решающее влияние на
сохранение учебного материала в памяти, то есть происходит
развитие долговременной памяти. Путем повторения, с помощью
разнообразных орфографических упражнений мы можемспособствовать формированию орфографических навыков у
детей.
Исходя из выше сказанного, мы видим что учитель,
используя орфографические упражнения при повторении,
опирается на длительность сохранения учебного материала в
памяти, тем самым способствует формированию орфографических
навыков у школьников.
Т.О. роль долговременной памяти в развитии
орфографических навыков очень велика. Она способствует их
успешному формированию путем систематического повторения
орфографических упражнений.