Роль родителей в процессе социализации школьников
Оценка 5

Роль родителей в процессе социализации школьников

Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +1
7 кл—9 кл
09.06.2017
Роль родителей в процессе социализации школьников
В статье представлен опыт работы по реализации регионального проекта «Школа неравнодушных родителей». Он включает в себя занятия с родителями, как минимум, раз в месяц. Выбран самый критичный возраст учеников- 14-15 лет, период, когда еще есть возможность наладить взаимопонимание. Проводя занятия с родителями, педагоги показывают, как стоит правильно общаться.
О. А. Поддубная.docx
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы) Поддубная Оксана Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «Лицей21» г.Первоуральска Свердловской области Самый   важный   институт   социализации   –   семья:   по   образу   моделей отношений   между   родителями,   ребенок   выстраивает   собственную   стратегию поведения   с   партнером.   То   же   самое   касается   и   взаимоотношений   в   паре родитель – ребенок. Сейчас назрел определенный кризис: в связи с расширением медиа­пространства     появилась   другая   манера   общения.   Социальные   сети, интернет­сообщества,   форум   –   эти   способы   коммуникации   плюс   плюрализм вариантов построения взаимоотношений дают сбой в восприятии традиционной модели.   Она   непонятна   и   неудобна   для   воспроизведения,   поэтому     ребенку понятно – модель  несовершенна и зачем  же ее копировать? Факторами,   усложняющими   построение   диалога   между   родителями   и детьми,   являются:   ускорение   биологического   развития   –   акселерация   и инфантильность   молодого   поколения.   Вследствие   затянутого   периода   учебы самосознание,   которое   40­50   лет   назад   развивалось     к   17­19   годам,   сейчас формируется к 23­25 годам. Современные педагоги должны взять это на вооружение. Поэтому школа как институт отчасти должна взять на себя функции семьи, главные из которых –   взаимопонимание   и   поддержка.   Точнее,   школа   старается   помочь   семье наладить   конструктивный   диалог   между   родителями   и   детьми:   учитель   как специалист   объяснит   родителям,   почему     ребенок   растет   именно   таким.   А точнее – «не таким, как я и поступает не так, как я в его возрасте». Детям педагог   не   только   разъясняет,   что   именно   требуют   от   него   родители,   но   и почему они требуют это и именно в такой форме. Родитель должен постараться понять, как мыслит его ребенок, а ребенок, как­ родитель. Для   этого   в     лицее     №21   г.Первоуральска   реализуется   региональный проект   «Школа   неравнодушных   родителей».   Он   включает   в   себя   занятия   с родителями,   как   минимум,   раз   в   месяц.   Выбран   самый   критичный   возраст учеников­   14­15   лет,   период,   когда   еще   есть   возможность   наладить взаимопонимание.   Проводя   занятия   с   родителями,   педагоги   показывают,   как стоит правильно общаться. Программа   –   это   несколько   больших   проблемных   блоков,   которые помогают   постепенно  проработать  «острые  углы» во   взаимоотношениях.  Как правило,   это   те   ситуации,   которые   заканчиваются   конфликтом   или   же, наоборот, остаются вытесненными на второй план. Чтобы начать их обсуждать совместно – через триалог ­ цепочку родитель – педагог – ребенок, для начала стоит   выяснить,   как   стороны   воспринимают   друг   друга.   И   где,   собственно, противоречия. Программа   состоит   из   практической   и   теоретической     части:   сначала материал   по   определенной   проблеме   представляется   в   виде   лекции   с использованием   мультимедийных   средств,   затем   начинаются   практические занятия – тренинги, семинары . Основной   целью   программы   является   нахождение   ключевых   точек взаимопонимания   между   родителями   и   детьми.   С   ускорением   технического процесса   и   изменениями   условий   социальной   среды   основы   советской педагогической школы постепенно теряют свою актуальность. Поэтому стоит воспользоваться  методиками, на которых и основывается проект:             информирование; проблемное обсуждение; продуктивный диалог; обмен опытом; совместная деятельность; соуправление; коллективная организаторская деятельность; коллективная творческая деятельность; индивидуальная деятельность родителей; исследования; анализ результатов диагностики; стимулирование   родителей   за   индивидуальное   воспитание   и совместную работу со школой. Рассмотрим основные этапы реализации проекта. I этап.  Диагностика Для   начала     школьникам   предложили   написать   сочинения   на   тему     « Понимают ли меня мои родители?»     В итоге было сдано 48     работ. Учителя проанализировали работы  и составили статистику. Взаимопонимание полное 48% Взаимопонимание  по некоторым  вопросам 25% Отсутствие  взаимопонимани я Безразличие к  интересам друг  друга 15% 12% Также  социально­психологической службой лицея было принято решение  проанализировать детско­родительские отношения и  в начальной школе. Для  этого была разработана анкета, содержащая 12 вопросов, затрагивающих сферы  взаимодействия родителей и детей. Данная анкета преследовала следующие цели: а)   выявление   мотивов   конфликтных   ситуаций   между   родителями   и детьми; б) выяснение наиболее распространённых форм взаимодействия родителей и детей в конфликтных ситуациях; в) выявление наиболее распространённых форм воздействия на ребёнка с учётом ситуативных особенностей. Предлагались вопросы, связанные ­ с представлением о круге общения ребёнка; ­ с контролем ребёнка со стороны семьи; ­ с обращением ребёнка к родителям за советом или помощью; ­ с совместными занятиями; ­ с конфликтными ситуациями в общении с ребёнком; ­ с методами поощрения; ­ с обязанностями ребёнка по дому; ­   с   личностными   качествами   ребёнка,   вызывающими   беспокойство родителей. Анкеты   для   заполнения   были   предложены   родителям   социально­ психологической службой лицея на родительских собраниях в конце 2014/2015 учебного года. В  заполнении   анкет   приняли   участие   родители  10  классов,  всего   было сдано и затем обработано 182 анкеты. По полученным ответам от родителей сложилась следующая картина:   контролируют   каждый   шаг   36%;   предоставляют   свободу действий 14%; подключают родительский контроль, когда это необходимо 50%; 76%       родителей   находят   время   для   совместных   занятий   с ребёнком, среди наиболее предпочитаемых: ­ чтение (38%); ­ игры (36%); ­ прогулки (36%); ­ выполнение уроков (24%); ­   в   единичных   случаях   были   названы:   экскурсии,   посещение   театра, просмотр    кинофильмов, занятия спортом, рисование.  конфликтные   ситуации   в   отношениях   с   детьми   возникают редко у 20%, иногда у 65%, часто у 15%; чаще   всего   причинами   возникновения   недопонимания,   по   мнению родителей, являются: ­ выполнение уроков (19%); ­ нарушение дисциплины, непослушание, упрямство (16%); ­ низкая самооценка ребёнка; ­ бытовые вопросы (наведение порядка  в своих вещах, помощь по дому и т.п.) (24%); ­ планирование дел; ­ компьютерные игры (22%); ­ враньё; для разрешения конфликтных ситуаций родители чаще всего применяют: ­   обсуждения,   уговоры,   беседы,   объяснения,   установление договорённостей, совместное рассмотрение сложившейся ситуации.  83   %   родителей   искренне   признались,   что   используют наказания в воспитании ребёнка, 10% родителей обходятся без наказания; наиболее действенными мерами родители считают: ­ запреты на любимые занятия (29 %); ­ ограничение свободы ребёнка (12%); ­ игнорирование (6%) ­ убеждения (2%);  У родителей вызывают беспокойство следующие личностные качества детей: ­ ранимость, заниженная самооценка, нерешительность (18%); ­ невнимательность, несобранность, забывчивость (12%); ­ упрямство (4%); ­ лень (3%); ­ раздражительность, вспыльчивость, излишняя эмоциональность (7%). IIэтап. Работа психологов с родителями Чтобы   довести   статистические   данные     сначала профессиональные     психологи   прочитали   лекцию   о   современной   детской психологии. Для этого были приглашены специалисты психологического центра г.Екатеринбурга «Белый слон».  Затем  вниманию родителей  были предложены отрывки из сочинений. Каждый  получил отдельный комментарий специалиста о том, какая проблема содержится во взаимоотношениях и как ее решать.   до   родителей,   III этап. Мониторинг результатов По определенным методикам    (анкетирование, индивидуальные  беседы) отслеживаются   положительные   изменения   взаимоотношений   в   семьях обучающихся лицея.(Приложение №2). Работа с родителями в рамках проекта ведется недолго – всего два года, однако даже за этот короткий срок появились  положительные результаты: 1. Родители  расширяют свой спектр способов взаимодействия с ребёнком (совместных увлечений и хобби, доступных и увлекательных для ребёнка;   в большей  степени   выслушивают     и  принимают     мнение  ребёнка   по   вопросам, касающимся непосредственно его). 2.Способы взаимодействия с ребёнком в спорных ситуациях   становятся   не   только   устные более   эффективны,   поскольку   представляют   собой   высказывания, которые  носят авторитарный характер. 3.Ребенок   в   семье   становится   более   открытым,   уверенным   в   себе,   что помогает ему в процессе социализации. После   обработки   и   систематизирования   данных   анкетирования   общие выводы   были   предложены   классным   руководителям.   На   основе   этих   данных были   внесены   изменения   в   план   мероприятий   социально­психологической службы   по   профилактике   детско­родительских   отношений   и   социализации ребёнка   в   обществе.   Данные   были   представлены   на   родительских   собраниях родителям учащихся и восприняты ими   с интересом, что повлекло за собой обсуждение   и   заинтересованность   к   вопросу   планируемых   встреч   родителей детей и социально­психологической службы лицея. В 2016 ­ 2017 учебном  году в план совместных мероприятий социально­ психологической службы рекомендовано   включить организацию и проведение совместных детско­родительских тренингов: ­ по   расширению способов положительного взаимодействия в семье; ­ по дополнению имеющихся у родителей знаний об особенностях развития детей  разных возрастных групп; ­ о развитии внимания, памяти, восприятия, творческих способностей. Список литературы 1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи.­ Ярославль,2003 –  320 с . 2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5­11 классы. ­ М, 2004.­ 320 с. 3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптативной школы ­ М.,  2001.­ 215 с. 4. [Электронный ресурс] / URL:  http://www.wslon.ru/169 (Дата обращения 28.06.2013) 5. [Электронный ресурс] / URL:  http://nsportal.ru/nachalnaya­ shkola/vospitatelnaya­rabota/metodika (Дата обращения 27.06.2013)

Роль родителей в процессе социализации школьников

Роль родителей в процессе социализации школьников

Роль родителей в процессе социализации школьников

Роль родителей в процессе социализации школьников

Роль родителей в процессе социализации школьников

Роль родителей в процессе социализации школьников

Роль родителей в процессе социализации школьников

Роль родителей в процессе социализации школьников

Роль родителей в процессе социализации школьников

Роль родителей в процессе социализации школьников

Роль родителей в процессе социализации школьников

Роль родителей в процессе социализации школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017