Наряду со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции в селе выполняют и среда непосредственной жизнедеятельности человека, существующие нормы, обычаи и традиции, семья и родители, деятельность, в которую включается ребенок, средства массовой информации, литература и искусство, учреждения культуры.
Сложность современного мира и возрастающие противоречия, характеризующие современную молодежь, делают невозможным решение воспитательных задач рамками одной семьи или одной школы.
Формирование гармонично развитой личности возможно лишь в условиях взаимодействия всех компонентов культурно-образовательной среды, и в первую очередь – совместной деятельности школы и учреждений культуры.
Сельская среда представляет собой особый «мир», связанный глубокими историческими корнями с прошлым своей земли, с хозяйственными, культурными, трудовыми традициями народов, проживающих на ней. Сельские жители, коренное население России, и сегодня являются носителями исторической памяти, социального трудового опыта предшествующих поколений, общинного мировосприятия.
На сегодняшний день школа наделена рядом функций не только образовательного характера, но и социального, культурного плана.
Активным центром взаимодействия, общедоступным центром общения учащихся в нашем селе является сельский дом культуры. На базе СДК и совместно с СДК проходят различные мероприятия: просмотр фильмов, День матери, Осенний бал, выпускной вечер, мероприятия летнего оздоровительного лагеря, День защиты детей, новогодние утренники, День Победы (рис.1).
Рис. 1
Праздничный концерт, посвященный 72-й годовщине Победы
«Они ушли недолюбив…»
Для учащихся МКОУ Бирюченской ООШ на базе СДК проводятся кружки: танцевальный, сольное пение и др. Учащиеся школы активно участвуют в концертных программах СДК для населения, в районных конкурсах, организованных отделом по образованию, культуре, молодежи и спорта.
Тесное сотрудничество налажено с сельской библиотекой. Педагоги, учащиеся и родители частые гости библиотечных внеклассных мероприятий интеллектуального, экологического, духовного, патриотического, этического характера. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, выставках, предложенных сотрудником библиотеки. Сотрудничество школы с СДК, библиотекой, музеями позволяет организовать внеурочную деятельность, образовательный и воспитательный процесс учащихся с 1 по 9 класс, привлечь к участию родителей.
Данная система совместных действий школы с учреждениями культуры учитывает влияние социальной среды, условия жизни, поэтому ожидаются следующие результаты:
1. Творческое развитие личности ребенка.
2. Развитие социально-ценностных форм организации досуга учащихся. Снижение уровня правонарушений.
3. Повышение коммуникативной культуры учащихся.
Учащиеся школы часто принимают участие в краеведческих конференциях, смотрах, конкурсах разных уровней. Для успешной исследовательской работы необходим различный материал, который они могут найти в сельской библиотеке.
На базе школы создан музей «Родная глубинка», где часто учителя и учащиеся проводят уроки, внеклассные мероприятия, экскурсии для жителей и гостей. Учащиеся школы используют материалы, экспонаты для исследовательской работы, для спектаклей, внеклассных мероприятий.
Ребята часто посещают местные музеи: Таловский краеведческий музей, Чигольский краеведческий музей, дом-музей М.Е. Пятницкого в с. Александровка, которые способствуют воспитанию подрастающего поколения, любви к «малой» родине, воспитанию патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
2016 году учащиеся нашей школы под руководством Рындиной Инны Владимировны приняли активное участие в организации Всероссийского фестиваля народной песни, музыки и танца "На родине М.Е.Пятницкого". Приезжие коллективы в музее М.Е.Пятницкого песнями и потехами встречала детвора из Александровской и Бирюченской школ (рис. 2).
Рис. 2 «На родине М.Е. Пятницкого»
Сельская школа, как и библиотека, и сельский дом культуры, музеи может и должна направить и разнообразить свои усилия, для того, чтобы решить многие задачи, связанные с проблемой воспитания гармонично развитой личности.
Таким образом, эффективность социокультурной, внеучебной деятельности школы пропорционально зависит от обогащения ее продуктивными формами сотрудничества школы и социально-культурными учреждениями села и района.
Список литература:
2. Гулялова Н.С. Воспитать гражданина. // Учебное пособие: Учебно-методическое пособие. Арзамас: АГПИ, 2005.
3. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов / М.П. Гурьянова. – Минск: Амалфея, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.