Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств
подростков.
Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве
от общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он
включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а
выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся
друг к другу". Природа межличностных отношений сложна. В них
проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её
эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и
усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные
отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям,
структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском
кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях,
индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить
себя в системе отношений с другими. Анализ социальной ситуации развития
позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских
группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены
функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно –
смысловые отношения между сверстниками.
В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое
меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие
необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы
давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой
сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти
к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих
аспектов окружающей нас действительности.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных
проблем и оказать реальную помощь в которой нуждается практика
современной общеобразовательной школы.Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на
формирование уровня его самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2) Рассмотреть формы организации общения в подростковой среде.
3) На основе анализа источников построить схему исследования
межличностных отношений и самооценки детей подросткового возраста.
4) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие
подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Гипотеза: чем выше статус ребёнка в группе, тем выше его самооценка
Предмет исследования: межличностные отношения в коллективе подростков.
Объект исследования:Роль семейных отношений в формировании
коммуникативных качеств подростков.
Мы хотим кратко рассмотреть влияние семейных отношений в
формировании коммуникативных качеств подростка.
Одной из самых главных особенностей подросткового возраста смена
авторитетов и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
Ребенок принимает различие двух миров детского и взрослого и то,
что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой
разумеющееся. Подростки стоят гдето "посередине", и эта промежуточность
положения определяет многие свойства их психологии, включая и
самосознание.
Французскими психологами (Б. Заззо, 1969) был поведён опрос детей
от 5 до 14 лет, на предмет того, считают ли они себя "маленькими",
"большими" или "средними" (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась
эволюция самих эталонов "роста". Дошкольники часто сравнивают себя с
младшими и потому утверждают, что они "большие".
Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон
сравнения переход из класса в класс; большинство детей считают себя
"средними", с отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до
12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый,
"расти" значит становиться взрослым.
Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, чувство взрослости
считают главным новообразованием подросткового возраста, но попытка
сравнения себя со взрослыми и ориентация на их ценности показывает
ребенку его несамостоятельность. Однако он не считает такое положение
нормальным, стремясь его преодолеть. Отсюда противоречивость чувствавзрослости подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что
уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
В дальнейшем нами будет рассмотрены способы, которыми дети пытаются
показать или доказать себе свою взрослость.
Главной потребностью переходного возраста как раз и является это
«достижение» взрослости и освобождение от опеки и правил родителей.
Из всех факторов социализации самым важным и влиятельным была и
остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние семьи
ребёнок испытывает с самого раннего возраста, когда он наиболее
восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род
занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на
ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого
воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у
родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью
(средний балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием
родителей ниже семи классов. Эта тенденция сохраняется и в старших
классах, хотя дети уже имеют навык самостоятельной работы.
Следующий важный фактор – это атмосфера семейных отношений.
Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего
большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их
социальным положением.
Родители влияют на своих детей посредством нескольких механизмов.
Вопервых, подкрепление: поощрение поступков ребёнка, которые родители
читают правильными и наказание в противном случае. Родители внедряют всознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых
постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Вовторых, идентификация: подражание своим родителям, стремясь стать
такими как они. Втретьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко
откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его
самосознание и коммуникативные качества.
Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»
взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может
быть нейтрализован встречной ролевой взаимопомощи: например, в семье, где
оба родителя хорошо ведут своё хозяйство, ребёнок может и не выработать
подобных навыков, хотя у него перед глазами хороший образец. Семья не
нуждается в проявлении этих качеств и не требует от ребёнка этого;
напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя
старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия:
юноша, чья свобода резко ограничена, как правило вырабатывает повышенную
тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.
Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни
из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно
взятых методов воспитания (Д. Баумринд, 1975).
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных
взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на
другом далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором
строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества
первого подхода. Ребёнок, который в детстве был лишён родительской любви
и внимания вырастает с низкой самооценкой и недоверчивостью к людям.Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и
невротическими расстройствами,
психосоматическими нарушениями,
трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что
все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве
недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или
невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную
враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по
Безотчетная,
отношению к самим родителям,
так и скрытно.
немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и
юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего
плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта
бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение,
чувства вины, тревоги и т.д.
Таким образом, вырастает индивид, как правило потерянный для
общества, его недоверчивость может подкрепляться фобиями, если же
психика достаточно сильна, то в ответную реакцию на стрессы проявляется
пограничная шизофрения (отсутствие основных или же всех чувств и
эмоций) .
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а
в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на
Разные способы
формирование соответствующих черт
родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном
характера.
полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива
ребенка, а на другом пассивность, зависимость, слепое послушание (Г.
Элдер, 1971) .
За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и
разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях
коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей
к ребенку, в других от ребенка к родителям.Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют
в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти
полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) право
решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют
один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются
юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем
матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный.
Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг
друга.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями
складываются обычно тогда,
демократического стиля воспитания.
когда
родители придерживаются
Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с
тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих
требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется
лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и
независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в
жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям
ребенка, но не исходит только из его желаний.