Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств подростков.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Иконка файла материала Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств подростков.doc
Роль   семейных   отношений   в   формировании   коммуникативных   качеств подростков. Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от   общества,   в   котором   он   живет,   от   системы   отношений   в   которые   он включается.   По   словам   К.  Маркса,   общество  "не   состоит   из   индивидов,  а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг   к   другу".   Природа   межличностных   отношений   сложна.   В   них проявляются   как   сугубо   индивидуальные   качества   личности   –   её эмоциональные   и   волевые   свойства,   интеллектуальные   возможности,   так   и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения   самых   разнообразных   по   форме,   содержанию,   ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу,   в   различного   рода   формальных   и   неформальных   объединениях,   ­ индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Анализ социальной ситуации развития позволяет   раскрыть   содержание   межличностных   отношений   в   детских группах.   В   детских   и   подростковых   группах   могут   быть   выделены функционально   –   ролевые,   эмоционально   –   оценочные   и   личностно   – смысловые отношения между сверстниками. В  последнее  время, с  притоком новых социальных  взглядов,  когда  многое меняется   и   нажитое   за   последние   десятилетия   переходит   в   небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали   нам   больше,   позволяли   бы   более   продуктивно   работать   в   новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более  демократичному  укладу жизни требует  от  нас пересмотра  многих аспектов окружающей нас действительности. В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем   и   оказать   реальную   помощь   в   которой   нуждается   практика современной общеобразовательной школы.Цель   работы:   изучить   влияние   статусного   положения   ребенка   в   группе   на формирование уровня его самооценки. В данной работе нами решались следующие задачи: 1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме. 2) Рассмотреть формы организации общения в подростковой среде. 3) На основе анализа источников построить схему исследования  межличностных отношений и самооценки детей подросткового возраста. 4) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие  подтвердить или опровергнуть гипотезу. Гипотеза: чем выше статус ребёнка в группе, тем выше его самооценка Предмет исследования: межличностные отношения в коллективе подростков. Объект исследования:Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств подростков. Мы хотим кратко рассмотреть влияние семейных отношений в  формировании коммуникативных качеств подростка.  Одной из самых главных особенностей подросткового возраста ­ смена авторитетов и перестройка взаимоотношений со взрослыми.           Ребенок принимает различие двух миров ­ детского и взрослого ­ и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где­то "посередине", и эта промежуточность положения   определяет   многие   свойства   их   психологии,   включая   и самосознание.            Французскими  психологами (Б. Заззо, 1969) был поведён опрос детей от   5   до   14   лет,   на   предмет   того,   считают   ли   они   себя   "маленькими", "большими" или "средними" (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция   самих   эталонов   "роста".  Дошкольники   часто   сравнивают   себя   с младшими и потому утверждают, что они "большие".  Школьный   возраст   дает   ребенку   готовый   количественный   эталон сравнения   ­   переход   из   класса   в   класс;   большинство   детей   считают   себя "средними", с отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" ­ значит становиться взрослым. Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, чувство взрослости считают   главным   новообразованием   подросткового   возраста,   но   попытка сравнения   себя   со   взрослыми   и   ориентация   на   их   ценности   показывает ребенку   его   несамостоятельность.   Однако   он   не   считает   такое   положение нормальным,   стремясь   его   преодолеть.   Отсюда   противоречивость   чувствавзрослости ­ подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. В дальнейшем нами будет рассмотрены способы, которыми дети пытаются показать или доказать себе свою взрослость. Главной потребностью переходного возраста как раз и является это «достижение» взрослости и освобождение от опеки и правил родителей.  Из всех факторов социализации самым важным и влиятельным была и остается родительская  семья как первичная ячейка общества, влияние семьи ребёнок   испытывает   с   самого   раннего   возраста,   когда   он   наиболее восприимчив.   Семейные   условия,   включая   социальное   положение,   род занятий,   материальный   уровень   и   уровень   образования   родителей,   в значительной   мере   предопределяют   жизненный   путь   ребенка.   Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. По   данным   ленинградского   социолога   Э.   К.   Васильевой   (1975),   у родителей   с   высшим   образованием   доля   детей   с   высокой   успеваемостью (средний   балл   выше   4)   втрое   выше,   чем   в   группе   семей   с   образованием родителей   ниже   семи   классов.   Эта   тенденция   сохраняется   и   в   старших классах, хотя дети уже имеют навык самостоятельной работы. Следующий важный фактор – это атмосфера семейных отношений.  Неблагоприятные   семейные   условия   характерны   для   подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное   влияние   на   личность   подростка   оказывает   стиль   его взаимоотношений   с   родителями,   который   лишь   отчасти   обусловлен   их социальным положением. Родители влияют на своих детей посредством нескольких механизмов. Во­первых, подкрепление: поощрение поступков ребёнка, которые родители читают правильными и наказание в противном случае. Родители внедряют всознание   ребенка   определенную   систему   норм,   соблюдение   которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во­вторых,   идентификация:   подражание   своим   родителям,   стремясь   стать такими как они. В­третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь   на   его   проблемы,   родители   тем   самым   формируют   его самосознание и коммуникативные качества. Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному» взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимопомощи: например, в семье, где оба родителя хорошо ведут своё хозяйство, ребёнок может и не выработать подобных навыков, хотя у него перед глазами хороший образец. Семья не нуждается   в   проявлении   этих   качеств   и   не   требует   от   ребёнка   этого; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, чья свобода резко ограничена, как правило вырабатывает повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы  ни из свойств его родителей  (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания  (Д. Баумринд, 1975).                 Вместе   с   тем   весьма   важны   эмоциональный   тон   семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля  и дисциплины.  Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой   стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения  (родительская любовь), а на другом   ­   далекие,   холодные   и   враждебные.   В   первом   случае   основными средствами   воспитания   являются   внимание   и   поощрение,   во   втором   ­ строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребёнок, который в детстве был лишён родительской любви и внимания  вырастает   с  низкой  самооценкой  и недоверчивостью  к  людям.Изучение   юношей   и   взрослых,   страдающих   психофизиологическими   и   невротическими   расстройствами, психосоматическими   нарушениями, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все   эти   явления   значительно   чаще   наблюдаются   у   тех,   кому   в   детстве недоставало   родительского   внимания   и   тепла.   Недоброжелательность   или невнимание   со   стороны   родителей   вызывает   неосознанную   взаимную враждебность  у  детей.  Эта  враждебность  может  проявляться как  явно,  по   Безотчетная, отношению   к   самим   родителям,   так   и   скрытно. немотивированная   жестокость,   проявляемая   некоторыми   подростками   и юношами   по   отношению   к   посторонним   людям,   не   сделавшим   им   ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная   агрессия   направляется   внутрь,   она   дает   низкое   самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д. Таким   образом,   вырастает   индивид,   как   правило   потерянный   для общества,   его   недоверчивость   может   подкрепляться   фобиями,   если   же психика достаточно сильна, то в ответную реакцию на стрессы проявляется пограничная   шизофрения   (отсутствие   основных   или   же   всех   чувств   и эмоций) . Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в   связи   с   определенным   типом   контроля   и   дисциплины,   направленных   на   Разные   способы формирование   соответствующих   черт   родительского контроля также можно представить   в виде шкалы, на одном характера. полюсе   которой   высокая   активность,   самостоятельность   и   инициатива ребенка,   а   на   другом   ­   пассивность,   зависимость,   слепое   послушание   (Г. Элдер, 1971) . За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное   направление   внутрисемейной   коммуникации:   в   одних   случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других ­ от ребенка к родителям.Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную   самостоятельность,   в   других     (например,   в   финансовых)   ­   право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один   и   тот   же   стиль   дисциплины:   отцы,   как   правило,   воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными,   чем матери,  так   что   общий   семейный   стиль   в  известной   мере   компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут   и подрывать влияние друг друга. Наилучшие   взаимоотношения   старшеклассников   с   родителями складываются   обычно   тогда, демократического стиля воспитания.    когда   родители   придерживаются Этот   стиль   в   наибольшей   степени   способствует   воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно  и вместе с тем   гибко   и   рационально:   родитель   всегда   объясняет   мотивы   своих требований   и   поощряет   их   обсуждение   подростком;   власть   используется  лишь   в   меру   необходимости;   в   ребенке   цениться   как   послушание,   так   и независимость;   родитель   устанавливает   правила   и   твердо   проводит   их   в жизнь,   но   не   считает   себя   непогрешимым; он   прислушивается   к   мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.