Данная разработка урока рассчитана на учащихся 7 класса с углубленным изучением русского языка. На уроке в качестве дидактического материала используется статья из учебника литературы по теме "Древнерусская литература", текст из "Повести о Петре и Февронии". В конце занятия школьники в рамках подготовки к ОГЭ пишут сочинение-рассуждение 15.1.
Служебные слова.docx
1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку
Роль служебных слов в речи
2. Игра «Лингвистический калейдоскоп» (работа парами)
1) Таблица
2) Орфография
3) Пунктуация
4) Деепричастие
5) Причастие
6) Местоимение
7) Архаизмы
8) Текст
9) Д.С. Лихачев
10)
11)
12)
13)
1
Орфоэпия
Рассуждение
Лингвист
Служебные части речи
Последнее словосочетание служебные части речи
– именно об этих словах сегодня на уроке и пойдет речь.
3. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока
4. Постановка задач урока: Ребята, а как вы думаете, что мы сегодня должны
узнать/повторить об этих словах?
какие слова относятся к с ч р?
какова их роль в тексте?
правописание?
постановка знаков препинания?
5. Итак, начинаем работу. Перед вами пустые ячейки таблицы. За ее пределами –
информация, которую нужно систематизировать и распределить по ячейкам.
Обратите внимание, информации меньше, чем ячеек, значит, некоторые ячейки
вам придется заполнить самостоятельно. Приступаем. В вашем распоряжении
несколько минут.
Заполните таблицу, используя данные, размещенные ниже.
1) Предлог
2) Обозначение сочинительной и подчинительной связи между словами и
предложениями
3) Специфических морфологических и морфемных признаков нет 4) Союз
5) Морфемные и морфологические признаки
6) Не являются членами предложения, но всегда входят в их состав
7) Частица
8) Обозначение подчинительной связи между знаменательными словами
9) Общее грамматическое значение
10)
11)
12)
Не являются членами предложения, но могут входить в их состав
Служебные части речи
Синтаксическая функция
Проверка. Обобщение
2
6. Употребление частиц, союзов, предлогов вызывает определенные трудности с
точки зрения орфографии и пунктуации. Давайте вспомним те правила, которые
нам уже известны.
Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
(Не )читал
(Не )читая
(Не)прочитанная повесть
(Не )прочитанная вчера повесть
Повесть (не )прочитана
(Не) (с ) (кем )поделиться впечатлением
***
Героям древнерусской литературы свойственны и скромность и смирение и
милосердие.
Они княжили в Муроме и после смерти их причислили к лику святых.
В эпоху Средневековья эту повесть переписывали и перечитывали и передавали
друг другу потому что простая история героев подавала пример праведной
жизни.
7. Как вам известно, в церковнославянском языке, на котором, кстати, и была
написана обсуждаемая нами повесть, многие предметы назывались иначе.
Сегодня такие названия в лингвистике принято относить к кому явлению
лексики? (архаизмы) давайте посмотрим, понимаете ли вы значение такого рода
слов.
Итак, у нас физкультминутка, для этого мы с вами встаем и выполняем
предложенные задания:
1) Поднимаем вверх десницу
2) Поднимаем вверх шуйцу
3) Потянули вслед за ними вверх выю 4) Опускаем десницу на правое рамо
5) Опускаем шуйцу на левое рамо
6) Выполнили круговые движения вперед и назад
7) Встряхнули шуйцей и десницей
8) Закрыли очи веждами и поморгали.
8. Садимся и продолжаем работу.
9. Помним, что в устной части ОГЭ первое задание – чтение текста вслух.
Прочитайте текст вслух, включив в него слова Д.С. Лихачева.
У вас есть 2 минуты для подготовки.
3
Итак, ваше время пошло.
Есть ли возможность допустить орфоэпическую ошибку?
Сергеевич
Дмитрий
Лихачёв писал: «Чувство значительности
происходящего не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в
литературе. Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном
единстве, ощущал своё место в этом мире. Большой мир и малый,
Вселенная и человек! Всё взаимосвязано, всё значительно, всё напоминает
человеку о смысле его существования, о значительности в нём судьбы
человека. В этом мире всё полно сокровенного смысла».
1.Древнерусскую литературу — произведения, написанные на церковнославянском
языке, — сегодня приходится читать в переводе. 2.Но за трудно понятными поначалу
строчками встаёт нечто важное, что может пригодиться нам и сегодня, чувства и
мысли, которые оставили нам наши предки.
3.Человек Древней Руси видел мир не так, как мы. 5.Его сознание было глубоко
религиозным. 6.Для него сквозь каждодневную земную жизнь просвечивало
Божественное начало, сквозь бытовое проступало великое, сквозь временное —
вечное.********
7. Древнерусская литература и стремилась передать этот сокровенный смысл. 8. В
её основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его способность
победить зло.
9.Древнерусская литература рисовала любовь идеальную. 10.Суженый — человек,
с которым суждено вступить в брак, — предназначен Богом и судьбой. 11.Он
единственный, его надо сначала заслужить, встретить, и с ним нельзя вовек
расставаться. 12. Муж и жена должны быть преданы друг другу, вести благочестивый
образ жизни, творить добрые дела для людей. 13. Таковы супруги Пётр и Феврония,
герои первой древнерусской повести о любви.
Чтение текста Работа с первым абзацем: найдите все служебные части речи, докажите свою
позицию.
10.На ОГЭ вам предстоит писать сочинениерассуждение на основе прочитанного
текста . Какова его структура?
Один из вариантов сочинения – это сочинение на лингвистическую тему по
предложенному высказыванию.
Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл высказывания
Александра Матвеевича Пешковского: «У каждой служебной части речи свои
достоинства».
4
1 ряд – работает над первым абзацем
2 ряд – над аргументами
3 ряд пишет заключение
Для работы вы можете использовать 148 параграф учебника
Обсуждение
Итоги. Итак, что мы вспомнили на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание
Выучить параграф, написать сочинение/или выполнить № 932
Роль служебных слов в речи
Роль служебных слов в речи
Роль служебных слов в речи
Роль служебных слов в речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.