«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»
Оценка 4.9

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
5 кл—11 кл
02.10.2017
«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»
Работа по созданию дружного классного коллектива начинается с всестороннего изучения личности каждого обучающегося. Обращаю особое внимание на общительность ребёнка, темперамент, желание участвовать в коллективных творческих делах, в которых проявляются наиболее яркие черты характера. Выявляю интересы, склонности, способности, любимые игры, вовлекаю в кружки и секции. Лучше узнать друг друга нам помогают туристические походы. Нигде так ярко, как в походе, не проявляются лучшие человеческие качества: доброта, сопереживание, забота, взаимопомощь и взаимопонимание. С учётом возрастных особенностей школьников мною планируется целая система туристических мероприятий.
роль туристической раб..doc
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение   Новосельская средняя общеобразовательная школа «Роль туристической работы в формировании классного коллектива» Рассчитана на детей 12 – 16 лет Срок реализации 5­7лет (с 5 по 11 класс)                                Выполнила:                              Сафонова Нина Николаевна                               учитель химии и биологии и                       классный руководитель 9 класса  с. Новосёлки   1 2013г. Коллектив представляет собой некоторую группу людей, находящихся в  непосредственном взаимодействии, объединённую совместной деятельностью и  общением.  Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо  построить жизнь так, что бы каждый человек  чувствовал необходимость и  нужность другого. Коллектив оказывает огромное влияние и на формирование  личности. В общей работе развиваются у детей общечеловеческие ценные  качества: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания. В  требованиях предъявляемых коллективом заложен могучий фактор  нравственного совершенствования личности. На мой взгляд, именно, развитию  самосознания личности должно уделяться особое внимание в период обучения в  школе. Школьник  должен расти ответственным человеком, признающим, что  его успехи в жизни закладываются уже сейчас. Основой для развития   самосознания служат идеи гуманистического воспитания, а средством –  туристическая работа, в центре внимания которых стоит личность, стремящаяся к реализации  своих способностей, открытая для восприятия нового опыта,  способная на осознанный и ответственный выбор в разных жизненных ситуациях. Работа по созданию дружного классного коллектива начинается с всестороннего изучения личности каждого обучающегося. Обращаю особое внимание на  общительность ребёнка, темперамент, желание участвовать в коллективно  творческих  делах, наиболее яркие черты характера. Выявляю интересы,  склонности, способности, любимые игры, участие  в кружках и секциях. Лучше  узнать друг друга нам помогают  туристические походы.         Ни где, как в  походе проявляются лучшие  человеческие качества: доброта, сопереживание,  забота, взаимопомощь и взаимопонимание. С учётом возрастных особенностей  школьников, мною планируется целая система туристических мероприятий. На  2 каждом этапе работы  своя  задача, подчинённые  единой цели: формирование  дружного, сплочённого классного коллектива, в котором каждый школьник  может реализовать себя как личность.  Китайская мудрость гласит: скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.  Дай мне сделать самому, и я научусь. Туристические походы учат, прежде всего, быть человеком отзывчивым, внимательным, заботливым и добрым.   1 этап «Знакомство». Осуществляется в период обучения школьников в 5, 6  классах. Основной  задачей на этом этапе является: способствовать созданию  специальных ситуаций побуждающих детей к определённому типу поведения.  Проводимая туристическая работа сводится к близкому знакомству детей друг  с другом и классным руководителем. Туристические походы  непродолжительные, но вырабатывают самые простые и  необходимые  навыки  поведения в природе: умение выбрать место для отдыха, знакомство и освоение  походного снаряжения, соблюдение чистоты территории и сохранение красоты  природы. Именно на этом этапе каждый определяется со своей ролью  в  коллективной деятельности и несёт за неё ответственность. Большую часть  организационной работы провожу сама, как  классный руководитель:  распределяю  походный инвентарь, определяю список необходимых продуктов,  организую игры. Каждый ребёнок в зависимости от природных данных находит  себе занятие по душе. Наблюдая за их поведением, игрой, общением узнаю их  характер, склонности, ненавязчиво корректирую их поведение, создавая всё  новые и новые ситуации. Туристическое снаряжение и прежде всего палатку,  пятиклассники в торжественной обстановке получают  от предыдущих  выпускников. «Возраст»  самой первой палатки 26 лет  и она в хорошем рабочем состоянии, детям очень важно, точно также торжественно  передать её своей  будущей смене. 3 2 этап «Самоорганизация», период обучения в 7, 8 классе. Задача на этом  этапе: сформировать общность настроений и переживаний, чувства гордости за  свой класс. Походы более продолжительные, требующие обустройства места  отдыха. Учимся ставить палатку, готовим место для костра и сбора мусора,  составляем меню, выпускаем походную газету. Вклад  классного руководителя,  как организатора уменьшается, возрастает роль самих школьников. Они   предлагают маршрут по своим любимым местам, предлагают программу отдыха, берут на себя обязанности по организации игр, следят за костром,  поддерживают  чистоту и порядок.  Перемены  в поведении детей хорошо  заметны: замкнутые становятся общительнее и раскованнее, рассеянные  собраннее и внимательней  те, что раньше предпочитали созерцать, вносят свой  весомый вклад в общее дело. Туристическая подготовка сплачивает классный  коллектив и помогает в достижении успехов в спорте, в учёбе. Роль классного  руководителя, на этом этапе развития классного коллектива, сдерживать  подростковый максимализм, стремление к успеху любой ценой и научить  уважать другие классные коллективы, радоваться их успехам, стремиться к  улучшению своего результата. 3 этап «Самореализация» приходится на 9 класс. Задача этапа: создать условия  для самореализации личности, для проявления умений ставить цели,  планировать пути их достижения, принимать решения и анализировать  результат. Научить ребят ценить друг друга, видеть в каждом неповторимую  индивидуальность, способствовать её развитию – одна из самых сложных задач  классного руководителя. Вот здесь и наступает пора дальних, продолжительных, с ночёвкой  походов.  Дети  не только сами самостоятельно справляются со  всеми  походными обязанностями, но и проявляют смекалку, фантазию.  Разрабатывают сценарии посвящения в команду туристов, готовят походные  грамоты по всевозможным номинациям, разрабатывают законы  для классного  коллектива…  И не было ещё ни одного  подростка кого бы ночь проведённая у  4 костра, дружные песни, встреча рассвета оставили   равнодушным. Уже на этом  этапе мы дружны, сплочены – мы коллектив единомышленников.  Переход на старшую ступень обучения приводит нас на следующий этап  формирования коллектива  «Самосовершенствование». Задачей классного  руководителя становится: направить работу классного коллектива на пользу  школы, села, общественности. Туристический поход совмещается с общественно полезным делом – обустройство родника, оборудование места отдыха для  туристов, очистка леса от бытового мусора, обучение друзей  туристическим  азам. Часто на этом этапе к нам присоединяются не только друзья,  принимающие наши правила отдыха, но и родители. Заряда  бодрости, энергии,  эмоций  хватает надолго. Сейчас мы  не просто  дружный коллектив, мы одна   большая и крепкая семья. Свои  туристические навыки ­ планировать  деятельность, проявлять инициативу, самостоятельность, творчество, брать на  себя ответственность они переносят и на учебную деятельность  и организацию  досуга. Благодаря  инициативе  моих выпускников,   в школе появились новые   школьные традиции:  на последнем звонке девочки одеты в школьную форму и  белые фартуки; выпускники всем классом учатся танцевать школьный вальс;  после выпускного вечера отправляться в ночной поход – встречать рассвет.   После окончания школы выпускники продолжают поддерживать тёплые и   дружеские отношения. Друзья – одноклассники,  школьных туристических  походов,   помнятся  долго, а  о школьной жизни остаётся много приятных  воспоминаний.   При разработке и создании  методики формирования классного коллектива  я  опиралась на работы доктора педагогических наук Н. Е. Щурковой, которая  утверждает, что только деятельность, приносящая высокое  морально  нравственное удовлетворение, становится фактором развития. Создать  5 ситуацию успеха, вызвать ощущение успеха – эти задачи «с успехом» решаются  в результате совместной нашей с детьми походной  деятельности. Воспитать настоящего человека с высокими нравственными и гражданскими  качествами можно на основе коллективного творческого воспитания.  Туристическая работа  сплачивает классного руководителя с детьми и  родителями, родителей и детей, делает их отношения более доверительными и  открытыми. Участие школьников в походах способствует их социализации.  Наиболее яркие, значимые походы запоминаются и помнятся именно как  совместная деятельность, где у детей общая цель, общие заботы, общие радости, они ощущают себя единым коллективом, где каждый чувствует свою  ответственность за  всё происходящее.   За 30 лет работы  классным руководителем представленная форма работы, по  формированию классного коллектива, отработана достаточно хорошо и не  подводила ни разу. Можно было бы более подробно рассказать  о том, как мы  готовимся к походам, как  организуем  досуговую деятельность,  какие и куда  проводим походы. Но суть ни в этом! Каждый педагог сумеет сам разработать  эти моменты под свой классный коллектив. Суть моей работы ­ в организации   совместной деятельности, совместной на всех этапах, начиная от целеполагания  и заканчивая ожидаемым результатом. А результат нашей с детьми работы на  лицо: из 11выпускников  2008 года  двое окончили школу с золотой медалью и  один с серебряной. До этого, последняя золотая медаль вручалась выпускнику  1957 года! Семеро  студентов, из этого выпуска, заканчивают учёбу в ВУЗах,  остальные уже работают после окончания техникумов и училищ. Среди  сегодняшних  девятиклассников двое претендентов на аттестат особого образца. Дети не только успешны в учёбе, но  добры и  отзывчивы, активны и  самостоятельны, неравнодушны к чужой беде и всегда готовы прийти на  помощь. Школьники  осознают себя не просто как класс,  а как классный  6 коллектив, как людей, которых судьба свела ни на школьный период времени, а  на всю жизнь. Не ленитесь! Ходите в походы и тогда, вы не познаете  разочарований от свой деятельности, в качестве классного руководителя.                                                            Литература: 1.Степанова Е. Н. «Классному руководителю о воспитательной системе класса»  М., 2000г. 2.Поляков С.Д. «Воспитательные технологии» М., 2002г. 3.Созовов В. П. «Организация воспитательной работы в классе» М., 2001г. 4.Щуркова Н. Е. «Слагаемые успеха» М., 2004г. 5.Ясницкая В. Р. «Три кита» М., 2002г. 7

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»

«Роль туристической работы в формировании классного коллектива»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2017