«Роль утренней гимнастики
в сохранении и укреплении здоровья детей»Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннею гимнастику, физкультурные минутки. закаливающие процедуры и др.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов - зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
«Роль утренней гимнастики
в сохранении и укреплении здоровья детей»
Потребность быть здоровым основная потребность человека. Она
обеспечена в обществе конституционным правом. В концепции модернизации
российского образования проблема охраны и укрепления здоровья выделена
как приоритетная. В качестве стратегической цели модернизации образования
определена ориентация на здоровьесберегающие технологии, воспитание
потребности в сохранении и обеспечении здоровья как ценности.
В настоящее время существуют многочисленные данные,
свидетельствующие о наличии неутешительных тенденций в состоянии
здоровья подрастающего поколения. Медицинские обследования показывают,
что уже в дошкольном возрасте около 28 % детей имеют различные патологии
и отклонения в здоровье. Необходимость поиска эффективных путей
оздоровления ребенка приобретает первостепенную социальную значимость,
так как более 50% детского населения воспитывается в дошкольных
образовательных учреждениях. Поэтому, главной задачей ДОУ является
выработка у детей разумного отношения к своему организму, научение вести
здоровый образ жизни с раннего детства.
Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных
учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для
полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
Одной из таких форм являются физкультурнооздоровительные
мероприятия, включающие утреннею гимнастику, физкультурные минутки.
закаливающие процедуры и др.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в
гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических
упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна,
активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают
физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры
головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов зрительного,
слухового, опорнодвигательного, кожного, повышает жизнедеятельность
организма в целом.
Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе
способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к
различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в
комплексы упражнений корригирующего характера способствует
формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя
гимнастика является многосторонним физкультурнооздоровительным
процессом, систематически оздоравливающий детский организм.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое
воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у
детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает
организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать вколлективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также
вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических
упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у
детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает
работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в
области физической культуры.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и
воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой
пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает
эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Таким образом,
перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:
«разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,
разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать
деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма,
стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать
формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать
возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и
потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта
полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду,
способствует четкому выполнению режима дня.
Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна
выполнятся непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в
детских садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с
дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится
до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности
детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации
детского коллектива, переключения внимания детей от свободных,
индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.
Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной
деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать,
попрыгать, успокаиваются, а малоактивные активизируются. Все это создает
ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.
Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при
проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется.
Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня,
приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней
гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно
воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма
ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных
групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическоеповторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются
упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения
плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и
кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические
функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности
организма, повышению его работоспособности.
Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика,
начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями.
Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 12 минут) и
физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий
принцип.
С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом
воздухе на площадке, а в дождливую погоду на террасе. Для закаливания
детей старшего возраста в теплую погоду занимаются в спортивных костюмах
(трусики, майка, тапочки), в прохладную в свитерах, легких куртках, не
стесняющих движений. Дети младшего возраста занимаются гимнастикой в
повседневной одежде.
В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют
физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не
должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо
проветривают и проводят влажную уборку.
Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную,
основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В
первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным
действиям, выработке правильной осанки и подготавливают организм к
выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения
(в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево,
направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в
четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными
шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с
упражнениями,
способствующими укреплению опорнодвигательного
аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением
рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом);
бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Продолжительность вводной части в среднем длится от 1 до 2 минут.
общеразвивающие
Во второй, основной части, ставят задачи укрепления основных мышечных
групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи
выполняют
определенной
последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и
рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему
выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения
для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и
укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует
повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений
упражнения
вкаждого упражнения зависит от возраста детей и их физической
подготовленности.
После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего
возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу.
Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем
заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной
части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы
восстановить пульс и дыхание.
Подбор упражнений, составление комплексов
В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения,
предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения,
не требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастике дети
упражняются в движениях. Но для того чтобы упражнения оказали на ребенка
желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых
движений, их достаточной интенсивности.
Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке,
составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в
течение двух недель в младшей группе и в течение недели в средней, старшей
и подготовительной группах. Если отдельные упражнения комплекса не
приводят к желаемым результатам, оказываются слишком просты,
неинтересны или наскучивают детям, они могут по усмотрению воспитателя
заменяться другими однотипными или усложняться за счет введения новых
исходных положений. Изменение темпа и увеличение количества повторений
упражнений внутри комплекса так же допустимо. Проведение комплексов
необходимо чередовать с пособиями и без пособий. Детям первой и второй
младших групп дают упражнения с флажками, погремушками, кубиками. В
средней группе с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого
размера, палками, круговой веревкой. Дети старшего возраста должны уметь
проделывать упражнения с разными пособиями: с обручами, гимнастическими
палками, мячами разного размера, скакалками, круговой веревкой,
ленточками.
Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к
занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами,
способствует формированию правильной осанки.
Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления
стопы обязательно. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для
утренней гимнастики берется из физкультурных занятий, упражнения
подбираются из числа рекомендованных программой и методическими
пособиями. Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики,
дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.
Таким образом, при подборе общеразвивающих упражнений необходимо
руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть длявсех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности,
темпа; с различными пособиями, ритмичномузыкальным сопровождением, в
различных построениях и обязательно интересными для детей.
Варианты проведения утренней гимнастики
Используются различные формы проведения утренней гимнастики
традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений.
На основании традиционной формы проведения классического комплекса,
утреннюю гимнастику можно разделить на следующие виды:
тематическая (сюжетно – ролевая)
основывается на сюжете сказок, мультфильмов и пр. дети выполняя
упражнения играют роли, например « Колобок – румяный бок »;(видео)
с использованием имитационных упражнений
выполнение имитационных движений какой – либо роли, например:
«Отправляемся в полет и заводим самолет »; (фото)
с использованием стихотворных текстов
движения сопровождаются стишками, потешками, пестушками и т.д.; (видео)
с использованием музыки
подбирается музыкальный материал, который «подсказывает» детям какие
движения или упражнения надо выполнять, н.р. « Птичка », « Храбрый зайчик
оздоровительный бег
проводится на участке в течение 35 минут с постепенным увеличением
расстояния, интенсивности, времени.(фото)
Формы проведения нетрадиционной утренней гимнастики:
игрового характера (две – три подвижные игры)
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей
дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность
воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Активная
двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в
организме, улучшают работу всех органов и систем. Для проведения утренней
гимнастики подбираются игры разные по видам движений ( бег, прыжки,
ходьба, ползание, метание, и др.,), с движениями с разной степенью
интенсивности, хорошо знакомые и особо любимые детьми. (фото)
упражнения на тренажерах
Современные тренажеры и пособия имеют привлекательный вид,
регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной
физической подготовки, что побуждает детей к двигательной активности. В
ходе таких занятий в значительной мере повышается эмоциональный тонус
детей, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое
воображение. Гимнастика проходит по принципу круговой тренировки по 1 –
2 минуты у одного тренажера или пособия, затем переход к другому. После
интенсивных движений предусмотрены паузы для восстановления пульса доисходного состояния, или используется принцип чередование тренажеров и
пособий по силе нагрузке. (иллюстрация)
аэробика
Аэробные возможности являются физиологической основой общей
выносливости и физической работоспособности. Аэробика объединяет в себе
элементы физических упражнений, танцев и музыки. Аэробные нагрузки
отличаются продолжительным характером и низкой интенсивностью.
Благодаря оригинальным танцевальным движениям и упражнениям с
различными снарядами, формируются двигательные навыки и умения,
поддерживаются
положительные эмоции, жизнерадостное настроение,
укрепляется сердечно – сосудистая и дыхательная системы, укрепляется
обмен веществ. (фото)
ритмическая гимнастика
Это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством
которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по
своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку. Ритмическая
гимнастика базируется на арсенале разнообразных движений и упражнений.
Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о
разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах является
для них новым и необычным. Веселая музыка, высокая двигательная
активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают
положительной жизненной энергией. (видео)
самостоятельная гимнастика
проводится по карточкам (фото).
утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий
можно создавать различные полосы препятствий с использованием
разнообразных модулей. (фото)
Вот несколько важнейших правил, которые необходимо учитывать при
проведении утренней гимнастики с детьми:
соблюдение гигиенических условий и время проведения;
наличие трех частей утренней гимнастики;
соответствие ОРУ возрасту детей;
продолжительность утренней гимнастики; (показать таблицу –
приложение № 1)
использование физкультурного инвентаря;
дозировка упражнений;
приемы регулирования дыхания;
совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми
комплекса;
использование музыкального сопровождения;
учитывать самочувствие детей и их настроение.
Приложение № 1.Параметры
Длительность
1я
младшая
45 мин.
2я
младшая
56 мин.
34
4
средняя старшая Подготовительная
68 мин. 810
мин.
56
45
к школе
1012 мин.
68
Количество
упражнений
Дозировка
упражнений
Прыжки
чередовании
ходьбой
Продолжительность
бега без перерыва
в
с
45 раз
45 раз
56 раз
68 раз
810 раз
20 по 2
раза
24 по 2
раза
24 по 34 раза
1015 с.
1520 с.
2025 с.
2530 с.
3040 с.