«Роль утренней гимнастики в сохранении и укреплении здоровья детей

  • Лекции
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Роль утренней гимнастики в сохранении и укреплении здоровья детей»Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннею гимнастику, физкультурные минутки. закаливающие процедуры и др. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов - зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Иконка файла материала гимнастика.doc
«Роль утренней гимнастики  в сохранении и укреплении здоровья детей» Потребность   быть   здоровым   ­   основная   потребность   человека.   Она обеспечена в обществе конституционным правом. В концепции модернизации российского образования проблема охраны и укрепления здоровья выделена как приоритетная. В качестве стратегической цели модернизации образования определена   ориентация   на   здоровьесберегающие   технологии,   воспитание потребности в сохранении и обеспечении здоровья как ценности. В   настоящее   время   существуют   многочисленные   данные, свидетельствующие   о   наличии   неутешительных   тенденций   в   состоянии здоровья подрастающего поколения. Медицинские обследования показывают, что уже в дошкольном возрасте около 28 % детей имеют различные патологии и   отклонения   в   здоровье.   Необходимость   поиска   эффективных   путей оздоровления ребенка приобретает первостепенную социальную значимость, так   как   более   50%   детского   населения   воспитывается   в   дошкольных образовательных   учреждениях.   Поэтому,   главной   задачей   ДОУ   является выработка у детей разумного отношения к своему организму, научение вести здоровый образ жизни с раннего детства. Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Одной   из   таких   форм   являются   физкультурно­оздоровительные мероприятия,   включающие   утреннею   гимнастику,   физкультурные   минутки. закаливающие процедуры и др.  Ежедневное   проведение   утренней   гимнастики   в   определенное   время   в гигиенической   обстановке,   правильно   подобранные   комплексы   физических упражнений,   растормаживают   нервную   систему   детей   после   сна, активизируют   деятельность   всех   внутренних   органов   и   систем,   повышают физиологические   процессы   обмена,   увеличивают   возбудимость   коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов ­ зрительного, слухового,   опорно­двигательного,   кожного,   повышает   жизнедеятельность организма в целом. Регулярное   проведение   физических   упражнений   на   свежем   воздухе способствует   закаливанию   детского   организма,   вырабатывает   стойкость   к различным   неблагоприятным   воздействиям   окружающей   среды.  Введение   в комплексы   упражнений   корригирующего   характера   способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика   является   многосторонним   физкультурно­оздоровительным процессом, систематически оздоравливающий детский организм. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное   значение.   Систематическое   ее   проведение   воспитывает   у детей   привычку   ежедневно   делать   физические   упражнения,   приучает организованно   начинать   свой   трудовой   день,   согласованно   действовать   вколлективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры. Утренняя   гимнастика   является   ценным   средством   оздоровления   и воспитания   детей.   У   систематически   занимающихся   утренней   гимнастикой пропадает   сонливое   состояние,   появляется   чувство   бодрости,   наступает эмоциональный   подъем,   повышается   работоспособность.   Таким   образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить»   организм   ребенка,   настроить   его   на   действенный   лад, разносторонне,  но   умеренно   влиять   на   мышечную   систему,  активизировать деятельность   сердечной,   дыхательной   и   других   функций   организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию   правильной   осанки,   хорошей   походки,   предупреждать возникновение плоскостопия.  Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня. Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполнятся непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских   садах   имеющих   ночные   группы.   В   дошкольных   учреждениях   с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до   завтрака   после   уже   достаточно   активной,   разнообразной   деятельности детей.  В  данных  условиях  гимнастика  преследует  еще  и цели организации детского   коллектива,   переключения   внимания   детей   от   свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие   одновременной   совместной   умеренной   двигательной деятельности   более   возбужденные   дети,   которые   успели   уже   побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные ­ активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким   образом,   воспитательное   значение   утренней   гимнастики   при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она   становится   неотъемлемым   организующим   моментом   в   режиме   дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп   мышц   (плечевого   пояса,   туловища,   ног   и   др.).   Систематическоеповторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения   для   профилактики   нарушения   осанки   и   предупреждения плоскостопия.   Бег   и   прыжки   еще   более   усиливают   дыхание   и кровообращение,   сердечную   деятельность   и   другие   физиологические функции.   Все   это   благоприятствует   нормальной   жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.         Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку   утренняя   гимнастика   не   продолжительна   (5   ­   12   минут)   и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.  С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду ­ на террасе. Для закаливания детей старшего возраста в теплую погоду занимаются в спортивных костюмах (трусики, майка, тапочки), в прохладную ­ в свитерах, легких куртках, не стесняющих движений. Дети младшего возраста занимаются гимнастикой в повседневной одежде. В   зимнее   время   для   проведения   утренней   гимнастики   используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна   превышать   16   градусов   С.   Перед   занятиями   помещение   хорошо проветривают и проводят влажную уборку. Утреннюю   гимнастику   условно   подразделяют   на   три   части:   вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям,   выработке   правильной   осанки   и   подготавливают   организм   к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо,   кругом);   перестроения   из   одной   колоны   в   две,   из   двух   колон   в четыре,   в   круг,   несколько   кругов,   смыкания   и   размыкания   приставными шагами   в   сторону;   непродолжительную   ходьбу,   чередующуюся   с упражнениями,   способствующими   укреплению   опорно­двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег   друг   за   другом   и   врассыпную   или   в   сочетании   с   прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длится от 1 до 2 минут.    общеразвивающие Во второй, основной части, ставят задачи укрепления основных мышечных групп,   формирования   правильной   осанки.   Для   решения   данной   задачи выполняют определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук,   которые   способствуют   расширению   грудной   клетки,   хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления   свода   стопы.   После   упражнений   с  большой   нагрузкой   следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений упражнения     вкаждого   упражнения   зависит   от   возраста   детей   и   их   физической подготовленности.  После   выполнения   всех   обще   развивающих   упражнений   дети   младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети   старшего   возраста   выполняют   прыжки   в   сочетании   с   бегом,   затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части   гимнастики   проводится   ходьба   или   малоподвижная   игра,   чтобы восстановить пульс и дыхание.  Подбор упражнений, составление комплексов В  содержание   утренней   гимнастики   вводятся,  как   правило,   упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастике дети упражняются в движениях. Но для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое   влияние,   важно   добиваться   четкости,   точности   выполняемых движений, их достаточной интенсивности.  Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель в младшей группе и в течение недели в средней, старшей и   подготовительной   группах.   Если   отдельные   упражнения   комплекса   не приводят   к   желаемым   результатам,   оказываются   слишком   просты, неинтересны или наскучивают детям, они могут по усмотрению воспитателя заменяться другими однотипными или усложняться за счет введения новых исходных положений. Изменение темпа и увеличение количества повторений упражнений   внутри   комплекса   так   же   допустимо.  Проведение   комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий. Детям первой и второй младших групп дают упражнения с флажками, погремушками, кубиками. В средней   группе   ­   с   флажками,   кубиками,   ленточками,   обручами   малого размера, палками, круговой веревкой. Дети старшего возраста должны уметь проделывать упражнения с разными пособиями: с обручами, гимнастическими палками,   мячами   разного   размера,   скакалками,   круговой   веревкой, ленточками. Выполнение   упражнений   с   пособиями   повышает   у   детей   интерес   к занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки.  Включение   упражнений   для   формирования   осанки   детей   и   укрепления стопы   обязательно.   Обычно   комплекс   общеразвивающих   упражнений   для утренней   гимнастики   берется   из   физкультурных   занятий,   упражнения подбираются   из   числа   рекомендованных   программой   и   методическими пособиями. Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.  Таким   образом,   при   подборе   общеразвивающих   упражнений   необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть длявсех   групп   мышц,   из   разных   исходных   положений,   разной   интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично­музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.  Варианты проведения утренней гимнастики Используются   различные   формы   проведения   утренней   гимнастики   ­ традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений. На основании традиционной формы проведения классического комплекса, утреннюю гимнастику можно разделить на следующие виды:       тематическая (сюжетно – ролевая)    основывается   на   сюжете   сказок,   мультфильмов   и   пр.   дети   выполняя упражнения играют роли, например « Колобок – румяный бок »;(видео)       с использованием имитационных упражнений   выполнение   имитационных   движений   какой   –   либо   роли,   например: «Отправляемся в полет и заводим самолет »; (фото)       с использованием стихотворных текстов  движения сопровождаются стишками, потешками, пестушками и т.д.; (видео)       с использованием музыки  подбирается музыкальный материал, который   «подсказывает» детям какие движения или упражнения надо выполнять, н.р. « Птичка », « Храбрый зайчик       оздоровительный бег  проводится   на   участке   в   течение   3­5   минут   с   постепенным   увеличением расстояния, интенсивности, времени.(фото) Формы проведения  нетрадиционной утренней гимнастики:       игрового характера (две – три подвижные игры)  Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного   возраста.   Характерная   ее   особенность   –   комплексность воздействия   на   организм   и   на   все   стороны   личности   ребенка.     Активная двигательная   деятельность   игрового   характера   и   вызываемые   ею положительные   эмоции   усиливают   все   физиологические   процессы   в организме, улучшают работу всех органов и систем. Для проведения утренней гимнастики   подбираются   игры   разные   по   видам   движений   (   бег,   прыжки, ходьба,   ползание,   метание,   и   др.,),   с   движениями   с   разной   степенью интенсивности,  хорошо знакомые и особо любимые детьми. (фото)       упражнения на тренажерах  Современные   тренажеры   и   пособия   имеют   привлекательный   вид, регулируются,   что   позволяет   использовать   их   в   работе   с   детьми   разной физической подготовки, что побуждает детей к двигательной активности. В ходе таких занятий в значительной мере повышается эмоциональный тонус детей, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое воображение.  Гимнастика проходит по принципу круговой тренировки по 1 – 2  минуты у одного тренажера или пособия, затем переход к другому. После интенсивных движений предусмотрены паузы для восстановления пульса доисходного состояния, или используется принцип чередование тренажеров и пособий по силе нагрузке. (иллюстрация)       аэробика   Аэробные   возможности   являются   физиологической   основой   общей выносливости и физической работоспособности. Аэробика объединяет в себе элементы   физических   упражнений,   танцев   и   музыки.   Аэробные   нагрузки отличаются   продолжительным   характером   и   низкой   интенсивностью. Благодаря   оригинальным   танцевальным   движениям   и   упражнениям   с различными   снарядами,   формируются   двигательные   навыки   и   умения, поддерживаются     положительные   эмоции,   жизнерадостное   настроение, укрепляется   сердечно   –   сосудистая   и   дыхательная   системы,   укрепляется обмен веществ. (фото)       ритмическая гимнастика Это   гимнастика   с   оздоровительной   направленностью,   основным   средством которой   являются   комплексы   гимнастических   упражнений,   различные   по своему  характеру,   выполняемые   под   ритмичную   музыку.   Ритмическая гимнастика базируется на арсенале разнообразных движений и упражнений. Занимаясь   ритмической   гимнастикой,   дети   получают   представление   о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах является для   них   новым   и   необычным.   Веселая   музыка,   высокая   двигательная активность   детей   создают   радостное,   приподнятое   настроение,   заряжают положительной жизненной энергией. (видео)    самостоятельная гимнастика  проводится по карточкам (фото).       утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий можно   создавать   различные   полосы   препятствий   с   использованием разнообразных модулей. (фото) Вот несколько важнейших правил, которые необходимо учитывать при проведении утренней гимнастики с детьми:  соблюдение гигиенических условий и время проведения;  наличие трех частей утренней гимнастики;  соответствие ОРУ возрасту детей;  продолжительность   утренней   гимнастики;   (показать   таблицу   – приложение № 1)  использование физкультурного инвентаря;  дозировка упражнений;  приемы регулирования дыхания;  совершенствование   ОРУ   на   второй   неделе   освоения   детьми комплекса;  использование музыкального сопровождения;  учитывать самочувствие детей и их настроение. Приложение № 1.Параметры  Длительность  1­я­ младшая 4­5 мин. 2­я младшая 5­6 мин. 3­4 4 средняя старшая Подготовительная 6­8 мин. 8­10 мин. 5­6 4­5 к школе 10­12 мин. 6­8 Количество упражнений Дозировка упражнений Прыжки чередовании ходьбой Продолжительность бега без перерыва   в с   4­5 раз 4­5 раз 5­6 раз 6­8 раз  8­10 раз 20   по   2 раза 24   по   2 раза 24 по 3­4 раза 10­15 с. 15­20 с. 20­25 с. 25­30 с. 30­40 с.

Посмотрите также