Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – одна из важных задач развития детей. От ее решения зависит успешность образовательного процесса, не только музыкального, но и общего эстетического.
Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.
Общие требования к занятиям:
На музыкальное занятие НЕЛЬЗЯ приносить какие-либо игрушки.
Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
В время занятия желательно не покидать зал, чтобы непропустить какой-либо материал.
Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр,петь песни и т д.
Следить за правильным выполнением детьми движений.
Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать музыку, т.к. у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
Наблюдать за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Садиться на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
Структура занятия:
Вход в зал.
Музыкально-ритмические упражнения.
Слушание музыки.
Пение.
Игра на музыкальных инструментах.
Танец.
Игра.
Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках.
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального
руководителя – одна из важных задач развития детей. От ее решения зависит
успешность образовательного процесса, не только музыкального, но и общего
эстетического.
Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все
задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь
воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на
занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном
занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном
занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что
вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни,
задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как
повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс,
который необходимо контролировать.
Общие требования к занятиям:
1. На музыкальное занятие НЕЛЬЗЯ приносить какиелибо игрушки.
2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя
мальчика и девочку.
3. На занятие следует приходить за 23 минуты до начала, чтобы
построиться и настроить детей на занятие.
4. В время занятия желательно не покидать зал, чтобы непропустить
какойлибо материал.
5. Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр,петь
песни и т д.
6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не
включать музыку, т.к. у детей нарушается слуховое восприятие и
сосредоточенность.
8. Наблюдать за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
9. Садиться на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости,
движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
10.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на
занятии.
11. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и
режимных моментов.
Структура занятия:
1. Вход в зал.
2. Музыкальноритмические упражнения.
3. Слушание музыки.
4. Пение.
5. Игра на музыкальных инструментах.6. Танец.
7. Игра.
Конечно, все зависит от возраста детей, от их музыкальной
подготовленности. Чем младше возраст, тем активней должен быть
воспитатель. Надо оказывать помощь каждому ребенку. При проведении
музыкальных занятий воспитатель следит за тем, чтобы дети не отвлекались,
были внимательны, за выполнением детьми упражнений и иных заданий.
Когда дети заходят в зал, как правило, они встаю в круг. Мы
здороваемся, выполняем музыкальноритмические упражнения. И затем дети
друг за другом проходят на стулья.
Слушание музыки. Воспитатель личным примером воспитывает у детей
умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает
заинтересованность.
Оказывать помощь
музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого
методического материала.
Следит за дисциплиной.
Распевание, пение. Воспитатель не участвует только в распевании.
Разучивая новую песню, поет с детьми, показывая правильную артикуляцию.
Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства
мимической и пантомимической выразительности. При совершенствовании
разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах». Не поет с детьми при
самостоятельном эмоциональновыразительном пении (исключение – пение с
детьми раннего и младшего возраста). Закрепляет песни в группе.
При игре на музыкальных инструментах. В младших группах педагог
помогает раздать инструменты и показывает вместе с муз. Руководителем как
на них играть. В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно берут и
складывают обратно инструменты.
Музыкальноритмические движения и игры. Воспитатель участвует в
показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение –
упражнения на развитие творческой активности детей). Принимает
непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В
старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют
самостоятельно. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во
время танца, упражнения, игры. Разъясняет и контролирует выполнение
условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время
ее проведения. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
Элементы танца необходимо закреплять в группе. Так же проигрывать
игры.
Общие требования к праздникам и развлечениям.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная
работа всего коллектива. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого
своя роль, свои обязанности. Успешное проведение праздника зависит от
совместной организованной работы педагогов.Итак:
1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы
не определены в сценарии праздника.
2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную
атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты,
включить соответствующую музыку и т.д.
3. Воспитателям необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь,
встречать детей в приподнятом настроении.
4. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное
произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
5. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
6. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить,
нужно просто сказать им об этом.
7. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не
боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
8. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения
вместе с ними.
9. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и
организованно выйти из зала.
10. Воспитателям – помогать расставлять и убирать после своего утренника
стулья и все атрибуты.
Хотелось бы остановиться на роли ведущего. Ведущий выполняет
самую главную роль всего мероприятия. Он руководит всем утренником,
объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям
происходящее действие, является связующим звеном между зрителем и
исполнителями. Ведущий должен быть весел, находчив, отзывчив. Должен
знать содержание утренника, какое действие происходит, когда и какой
персонаж выходит и т.д.. Должен уметь своей игрой своим настроением
побуждать к игре детей, подбадривать их, заряжать энергией. Конечно,
обязательно поддержать ребенка или персонажа, если тот растерялся,
постараться подсказать ему, сглаживая заминку.