С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать уже с дошкольного возраста.
Роль воспитателя в формировании у детей навыков поведения
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему
взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и
приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки
поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному
делу, товарищество, нужно начинать уже с дошкольного возраста.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе
повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе,
овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают
регулировать отношения с окружающими.
Эту же работу продолжает и педагог, когда дети приходят в первый
класс. Уделяется большое внимание формированию их поведения на уроках,
в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой
деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые
таит в себе повседневная жизнь.
Появляется возможность упражнять детей в хорошем поведении
многократно, и это способствует выработки привычек так как школьный путь
долог и интересен.
Каждый день дети здороваются и прощаются, прибирают рабочие места, моют
руки перед едой, одеваются на прогулку в ГПД и раздеваются. Ежедневно
ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех
этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками
и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе
сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, педагог использует
и утренний приход в школу и встречи в течение дня с врачом, директором,
учителями, поварами и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку
осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот
день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную
привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или
«Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и
доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и
приветливо, другие только после, напоминая, третьи ни только не
здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай
приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше
разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться.
Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.
Например: Сережа входит в класс и сразу направляется к своей парте.
Педагог напоминает мальчику, что сначала нужно поздороваться. Ребенок
отвечает: «Я уже здоровался там…» и рукой показывает на дверь. Это
свидетельствует, что мальчик не понимает, почему при входе надо
приветствовать друг друга. Педагог объясняет Сереже, что, здороваясь, людижелают друг другу хорошего здоровья и настроения. Только в единстве
моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного
воспитания школьников. Важен также пример взрослых сотрудников школы
и родителей их приветливость и доброжелательность при встречах
передаются детям.
Любой из моментов своего рода «режима дня» в школе содержит
огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени,
когда дети находятся в гардеробе. Там дети остаются очень долго, но они
постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих
взаимоотношениях складывается свой микроклимат,
происходит
«автоматизация» норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной
комнате педагог может использовать, чтобы поупражнять детей в
доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать,
приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться.
Нередко во время одевания можно увидеть, как дети в первом классе
просят помощи, у учителя, а ведь можно научить детей вежливо обращаться
за помощью к сверстникам. Почему дети порой не хотят обращаться за
помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят выглядеть перед
ними беспомощными; не желают получить отказ; услышать на просьбу
грубость и т.д. Педагог должен использовать каждую ситуацию в
повседневной и бытовой деятельности, чтобы на практике показать детям, что
и товарищ может застегнуть пуговицы, развязать шарфик и т.д., только надо
его об этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость,
отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу. «Если товарищу
трудно, помоги ему», «Если тебе трудно обратись за помощью» вот
правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Педагог на конкретных примерах объясняет детям необходимость и
целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети
начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам
становиться для них нормой поведения.
Перед учителем стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к
вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Малыша
учат вешать одежду, складывать вещи. Часто можно видеть, как дети в
младших классах старательно складывают кофточки, штанишки…, а в
средних классах небрежно заталкивают свои вещи в сумки.
Учитель вводит правило: «Каждой вещи свое место» и строго
контролирует его выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог
может показывать детям, как важно и необходимо соблюдать это правило:
когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться,
и они лучше сохраняются.Создание культурных привычек начинается с воспитания аккуратности
и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с
некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может
помогать в уборке комнаты.
Культура еды, умение культурно принимать пищу один из первых
навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно
вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и
одежды во время еды всё это можно воспитывать только путём постоянного
наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.
С ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь и привычку к
труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за
ребенка того, что он может сделать сам».
Делая чтолибо за ребенка, взрослые думают, что они помогают
ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных
навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют
детям проявления самостоятельности.
Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для
школьника. Поэтому роль взрослого, как «социального проводника» очень
важна и ответственна. Задача взрослого определить, чему, как и когда учить
ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла
безболезненно.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как
оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического
воздействия.
Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно
проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка
будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его
необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным
качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения
соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое, в
свою очередь, формирует социальные чувства. Эти чувства придают
процессу формирования личностнозначимую окраску и потому влияют на
прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической
реализации в поступках, в поведении. Поступки и поведение в свою очередь
берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и
подтвердить прочность формируемого качества.Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется
всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного)
качества личности.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается
в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый
компонент механизма важен и не может быть ни исключён, ни заменён другим.
Что, например, произойдёт, если мы решим формировать доброту как
нравственное качество личности и станем воспитывать у ребёнка лишь
представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное
отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не
создадим условия для проявления доброты?
При этом действие механизма нравственного воспитания носит и
гибкий характер: то есть последовательность компонентов может
изменяться в зависимости от особенностей качества (от его сложности и. т. п.)
и от возраста детей. Понятно, что опираться на понимание и осознание
важности формирования того или иного качества личности у ребёнка
младшего дошкольного возраста, конечно, нельзя. Но значит ли это, что ещё
не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет! Надо изменять
последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования
эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной
основой для последующего усвоения знаний. [
В данной работе я рассматриваю проблемы нравственного воспитания
школьников.
Рассмотрим внеурочные формы организации обучения, которые дают
возможность школьникам посредством свободно избранной духовно
творческой,
развлекательной деятельности
глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать творчество, тем самым,
повышая уровень нравственного воспитания.
физкультурноспортивной,