Роль воспитателя в формировании у детей навыков поведения

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать уже с дошкольного возраста.
Иконка файла материала Роль воспитателя в формировании у детей навыков поведения.doc
Роль воспитателя в формировании у детей навыков поведения С   самого   раннего   детства   ребенок   вступает   в   сложную   систему взаимоотношений   с   окружающими   людьми   (дома,   в   дет/саду   и   т.д.)   и приобретает   опыт   общественного   поведения.  Формировать   у   детей   навыки поведения,   воспитывать   сознательно,   активное   отношение   к   порученному делу, товарищество, нужно начинать уже с дошкольного возраста. В   детском   саду   для   этого   немало   возможностей.   В   процессе повседневного   общения   со   сверстниками   дети   учатся   жить   в   коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Эту же работу продолжает   и педагог, когда дети приходят в первый класс. Уделяется  большое внимание формированию их поведения на уроках, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь. Появляется   возможность   упражнять   детей   в   хорошем   поведении многократно, и это способствует выработки привычек так как школьный путь долог и интересен. Каждый день дети здороваются и прощаются, прибирают рабочие места, моют руки перед едой, одеваются на прогулку в ГПД и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится  аккуратно вешать  одежду, ставить обувь  т.д.  Во  всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.  Приучая детей здороваться со своими товарищами, педагог использует и утренний приход в школу и встречи в течение дня с врачом, директором, учителями,   поварами   и   т.д.   Многократные   упражнения   помогают   ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе   утро»,   ведь   внешняя   форма   вежливости   выражает   уважение   и доброжелательное   отношение   к   окружающим.   Одни   здороваются   охотно   и приветливо,   другие   ­   только   после,   напоминая,   третьи   ­   ни   только   не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости   рассматривать   как   факт   появления   невежливости.   Лучше разобраться,   почему   ребенок   не   поздоровался,   и   помочь   ему   справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.  Например: Сережа входит в класс и сразу направляется к своей парте. Педагог   напоминает   мальчику,   что   сначала   нужно   поздороваться.   Ребенок отвечает:   «Я   уже   здоровался   там…»   и   рукой   показывает   на   дверь.   Это свидетельствует,   что   мальчик   не   понимает,   почему   при   входе   надо приветствовать друг друга. Педагог объясняет Сереже, что, здороваясь, людижелают   друг   другу   хорошего   здоровья   и   настроения.   Только   в   единстве моральных   знаний   и   поведения   можно   решать   задачи   нравственного воспитания школьников. Важен также пример взрослых ­ сотрудников школы и   родителей   ­   их   приветливость   и   доброжелательность   при   встречах передаются детям.  Любой   из   моментов   своего   рода   «режима   дня»   в   школе   содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в гардеробе. Там дети остаются очень долго, но они постоянно   вступают   во   взаимоотношения   со   сверстниками.   В   этих взаимоотношениях   складывается   свой   микроклимат,   происходит «автоматизация» норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате   педагог   может   использовать,   чтобы   поупражнять   детей   в доброжелательном   отношении   детей   друг   к   другу,   в   умении   уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться. Нередко во время одевания можно увидеть, как дети в первом классе просят помощи, у учителя, а ведь можно научить детей вежливо обращаться за   помощью   к   сверстникам.   Почему   дети   порой   не   хотят   обращаться   за помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят выглядеть перед ними   беспомощными;   не   желают   получить   отказ;   услышать   на   просьбу грубость   и   т.д.   Педагог   должен   использовать   каждую   ситуацию   в повседневной и бытовой деятельности, чтобы на практике показать детям, что и товарищ может застегнуть пуговицы, развязать шарфик и т.д., только надо его об этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу. Взрослые   должны   с   самого   детства   воспитывать   у   детей   чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно ­ обратись за помощью» ­ вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Педагог   на   конкретных   примерах   объясняет   детям   необходимость   и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения. Перед учителем стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Малыша учат   вешать   одежду,   складывать   вещи.   Часто   можно   видеть,   как   дети   в младших   классах   старательно   складывают   кофточки,   штанишки…,   а   в средних классах небрежно заталкивают свои вещи в сумки. Учитель   вводит   правило:  «Каждой   вещи   ­   свое   место»  ­   и   строго контролирует его выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.Создание культурных привычек начинается  с воспитания аккуратности и   чистоплотности.   Уже   с   трёхлетнего   возраста   ребенок   может   сам   с некоторой   помощью   взрослых   одеваться,   застелить   свою   кровать,   может помогать в уборке комнаты.  Культура   еды,   умение   культурно   принимать   пищу   ­   один   из   первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть   руки,   уметь   пользоваться   ложкой,   вилкой,   не   пачкать   скатерти   и одежды во время еды ­ всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.  С ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь и привычку к труду.   Следует   считать   важнейшим   правилом   воспитания:   «Не   делай   за ребенка того, что он может сделать сам». Делая   что­либо   за   ребенка,   взрослые   думают,   что   они   помогают ребенку.   А   на   самом   деле   они   лишь   мешают   выработки   у   него   полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности. Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для школьника. Поэтому  роль  взрослого,  как  «социального  проводника»  очень важна и ответственна. Задача взрослого ­ определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому  миру состоялась  и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.  Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У   ребёнка   должно   появиться   желание   овладеть   нравственным качеством,   то   есть   важно,   чтобы   возникли  мотивы  для   приобретения соответствующего нравственного качества.  Появление мотива влечёт за собой  отношение  к качеству, которое, в свою   очередь,   формирует  социальные   чувства.   Эти   чувства   придают процессу   формирования   личностно­значимую   окраску   и   потому   влияют   на прочность складывающегося качества.  Но   знания   и   чувства   порождают   потребность   в   их   практической реализации ­ в поступках, в поведении. Поступки и поведение в свою очередь берут   на   себя   функцию   обратной   связи,   позволяющей   проверить   и подтвердить прочность формируемого качества.Данный   механизм   имеет  объективный   характер.   Он   проявляется всегда,   при   формировании   любого   (нравственного   или   безнравственного) качества личности.  Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в  отсутствии   принципа   взаимозаменяемости.  Это   значит,   что   каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключён, ни заменён другим. Что,   например,   произойдёт,   если   мы   решим   формировать   доброту   как нравственное   качество   личности   и   станем   воспитывать   у   ребёнка   лишь представления   о   том,   что   такое   доброта?   Или   не   вызовем   положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?  При   этом   действие   механизма   нравственного   воспитания   носит   и гибкий   характер:  то   есть   последовательность   компонентов   может изменяться в зависимости от особенностей качества (от его сложности и. т. п.) и   от   возраста   детей.   Понятно,   что   опираться   на   понимание   и   осознание важности   формирования   того   или   иного   качества   личности   у   ребёнка младшего дошкольного возраста, конечно, нельзя. Но значит ли это, что ещё не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет! Надо изменять последовательность   и  начинать   не   с   сообщения   знаний,  а  с   формирования эмоциональной   базы,   практики   поведения.   Это   послужит   благоприятной основой для последующего усвоения знаний. [ В  данной работе я рассматриваю проблемы нравственного воспитания школьников. Рассмотрим внеурочные формы организации обучения, которые дают возможность   школьникам   посредством   свободно   избранной   духовно­ творческой,   развлекательной   деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать творчество, тем самым, повышая уровень нравственного воспитания.   физкультурно­спортивной,