Игра, как вид человеческой деятельности изучалась многими отечественными (Л.С. Выготский и др.) и зарубежными учёными (К. Гросс и др.). Её изучают такие науки как психология, этнография, история культуры, педагогика и другие науки.
Педагогический словарь на сайте Федерации Интернет-образования1 так определяет игру:
«ИГРА - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Для детей и подростков игра, прежде всего, является увлекательным занятием, отходом от рутинных упражнений и привычных учебных текстов.
Ролевая игра предполагает активное общение участников между собой.
В ролевой игре проблемного характера всегда присутствует некий конфликт.
Игры, в основе которых лежит проблемная ситуация - это тип ролевых игр, который выбирается преподавателями при обучении иностранным языкам по нескольким причинам:
1. Ролевая игра проблемной направленности является одной из составляющих проблемного обучения, для которого одной из основных задач и результатов является развитие самостоятельного, продуктивного мышления, направленного на формирование поисковой, творческой деятельности. Процесс мышления лежит в основе проблемного обучения.
2. Ролевые игры проблемного характера соответствуют интеллектуальным и психологическим потребностям учащихся.
3. Ролевые игры проблемного характера повышают социокультурную компетенцию учащихся.
4. Ролевые игры проблемного характера способны повышать информационную компетенцию учащихся.
5. Ролевые игры проблемного характера положительно влияют на учебную мотивацию учащихся.
6. Ролевые игры проблемного характера позволяют создать благоприятный психологический климат для общения и обучения.
7. Ролевые игры проблемного характера позволяют учащимся профильных классов «примерить на себя» ту или иную профессиональную или социальную роль.
К характерным признакам ролевых игр проблемной направленности относятся:
1) обязательное наличие проблемной ситуации;
2) заранее подготовленный сценарий (сюжет) ролевой игры;
3) наличие и распределение ролей (каждый участник ролевой игры получает определенную заданную роль и легенду);
4) наличие общей цели у коллектива;
5) коллективное принятие решений участниками игры;
6) многоальтернативность решений.
Проблемный характер ролевой игры и её специфика обеспечивают необходимость общения, ведения дискуссии.
Словарь по общественным наукам Глоссарий.ру даёт следующее определение термину дискуссия: «Дискуссия – обсуждение некоторого спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели».
Предметная область
Однопрофильная – строится на базе одного учебного профиля.
Многопрофильная – строится либо на стыке, либо затрагивающая несколько учебных дисциплин.
Многопрофильная предметная область позволяет реализовать межпредметные связи, а однопрофильная – углубить знания учащихся в рамках выбранного ими профиля обучения.
Сценарий игры и легенды участников
Реальный – основан на реальных, исторических, литературных событиях; участники представляют исторические личности, литературные персонажи с присущими им чертами.
Вымышленный – основан на вымышленных событиях и ситуациях; участники сами создают образ (возможно, основываясь на характеристиках, предложенных создателем игры).
Фантастический (сказочный) – участники могут получать роли, например, неодушевлённых предметов, пришельцев из космоса и т.п.
Данный типологический признак является определяющим. Он влияет на выбор технических средств реализации учебного процесса и на создание легенды игры.
Степень свободы участников в игре
Жестко определенная модель – роли игроков представлены детально. Раскрывается «фон» ситуации. Свободная модель – роли не ограничивают фантазию игроков. Нет определенных заранее моделей поведения.
Признак влияет на способ организации работы слушателей: выбор технических средств реализации учебного процесса, методику представления материалов.
Тип взаимоотношений
Статусные – роли партнеров различаются по статусу, положению в обществе и т.п. Партнерские – роли имеют одинаковый статус.
Признак влияет на отбор материала и выбор легенды игры, определяет состав игроков.
Тип координации
Явное руководство – существует некто, кто напрямую руководит игрой, может изменить её ход и т.д. (например, Мастер, Высшая сила и т.п.).Скрытое руководство – существует активный участник игры, который не обнаруживает своей руководящей роли, например, Консультант, Гуру, виртуальный участник
Условно-свободная игра – свобода игроков ограничивается существующими правилами, целями игры.
Данный признак позволяет определить необходимый состав группы, количество персонажей, влияет на выбор технических средств реализации учебного процесса, на методику осуществления руководства и контроля работы слушателей.
При организации и проведении ролевых игр проблемной направленности могут возникнуть трудности.
Первой причиной того, что учащимся бывает трудно работать, является неадекватный выбор темы игры. При разработке материала для ролевых игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Второй причиной может оказаться неадекватный подбор ролей. При распределении ролей внутри группы нужно учитывать психологические особенности, привычные модели поведения.
Третьей причиной, мешающей эффективной работе, часто является недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений для ведения дискуссии. К моменту проведения ролевой игры учащиеся уже должны обладать достаточным арсеналом языковых и речевых средств выражения своих мыслей.
Четвёртой проблемой, существенно затрудняющей работу, часто оказывается неадекватно подобранный тип взаимоотношений между учащимися. Работу в рамках ролевой игры в таком случае облегчают детально прописанные легенды героев, с указанием их интересов, предпочтений, взаимоотношений с другими членами группы и т.п.
Пятой причиной затруднений в работе отсутствие опыта подобной работы. Начинать использование рассматриваемой технологии нужно, выбирая игры, не несущие в себе сложной проблемы.
Шестая причина неудачной работы связана с нехваткой информации у учащихся. При подготовке необходимо тщательно продумать вопрос о том, какими средствами учащимся предстоит решать проблему и обеспечить их материалами, которые могут им понадобиться в работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.