Цели урока:
Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.
История романа,
сюжетно-композиционные особенности
Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830). Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва.
Не для житейского волненья .." А. Пушкин» картина Чистякова Юрия
Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. 2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.
Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.
В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это художественный образ. Действие развивается с 1819 по 1825 год.
История романа,
сюжетно-композиционные особенности
Учимся понимать текст
-Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин?
-Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного повесы, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании.
Повеса - человек, ведущий праздный, легкомысленный образ жизни, проводящий время в проказах, бездельник
III
Служив отлично благородно,Долгами жил его отец,Давал три бала ежегодноИ промотался наконец.Судьба Евгения хранила:Сперва Madame за ним ходила,Потом Monsieur ее сменил.Ребенок был резов, но мил.Monsieur l’Abbe, француз убогой,Чтоб не измучилось дитя,Учил его всему шутя,Не докучал моралью строгой,Слегка за шалости бранилИ в Летний сад гулять водил.
IV
Когда же юности мятежнойПришла Евгению пора,Пора надежд и грусти нежной,Monsieur прогнали со двора.Вот мой Онегин на свободе;Острижен по последней моде,Как dandy лондонский одет —И наконец увидел свет.Он по-французски совершенноМог изъясняться и писал;Легко мазурку танцевалИ кланялся непринужденно;Чего ж вам больше? Свет решил,Что он умен и очень мил.
ВОСПИТАНИЕ
(3-4 СТРОФЫ)
ОБРАЗОВАНИЕ
(5 СТРОФА)
V
Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь,Так воспитаньем, слава богу,У нас немудрено блеснуть.Онегин был по мненью многих(Судей решительных и строгих)Ученый малый, но педант:Имел он счастливый талантБез принужденья в разговореКоснуться до всего слегка,С ученым видом знатокаХранить молчанье в важном спореИ возбуждать улыбку дамОгнем нежданных эпиграмм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.