Роман Достоевского "Преступление и наказание. В Петербурге Достоевского или лик мира сего"

  • ppt
  • 18.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала преступление и наказание Петербург Достоевского.ppt

«ЛИК МИРА СЕГО»

( По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» )

Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но – силен, бес! А. Фадеев

Дом Раскольникова

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал в С[толярном]м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К[окушкину]ну мосту…»

Современный адрес: Гражданская улица, дом 19;
угол Столярного переулка

Кокушкин мост и Столярный переулок ( вид со стороны Садовой улицы )

Столярный переулок и Кокушкин мост отмечены не только в романе Достоевского, но и в произведениях Гоголя ( в доме Зверкова, в Столярной улице у Кокушкина моста, герой «Записок сумасшедшего» Поприщин похищает переписку собачек ) и Лермонтова ( здесь же, в Столярном переулке у Кокушкина моста, поселяется Лугин, герой повести «Штосс» )

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился.»

Каков городской пейзаж?

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…»

Летний Петербург

«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников…»
«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.»
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…»
«В этом саду была одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика – кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай…»


В чьем восприятии дается городской пейзаж?

«Чувство глубокого омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека…»

Бывший Николаевский мост через Неву ( ныне мост Лейтенанта Шмидта )

«…Случалось Раскольникову, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»

Садовая улица Ограда Юсупова ( Юсуповского ) сада, мимо которого проходит Раскольников на убийство

«Занимали его в это мгновение даже какие-то посторонние мысли, только всё ненадолго. Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях…»

«Петербургские углы»

Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицу, входите в «жилища» героев романа?

Каморка Раскольникова

«Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик.»

Дом старухи процентщицы Современный адрес: набережная канала Грибоедова, дом 104; Средняя Подъяческая улица, дом 15

«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел Раскольников к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в –ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.»

Квартира старухи процентщицы

«Небольшая комната…с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками… Мебель, вся очень старая из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола…туалета с зеркальцем в простенке, стульев…да…картинок в желтых рамках…В углу перед образом горела лампада. Все было очень чисто…все блестело.»

Комната Мармеладовых

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый…Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная…В комнате было душно…»

Дом Сони Мармеладовой ( слева ) Современный адрес: набережная канала Грибоедова, дом 73, угол Казначейской улицы

«Когда Соня вышла на канаву, они очутились вдвоем на тротуаре…Дойдя до своего дома, Соня повернула в ворота…Войдя во двор, она взяла вправо, в угол, где была лестница в её квартиру.»

Комната Сони

«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его при слабом освещении и разглядеть нельзя было хорошенько; другой угол был уже слишком безобразно тупой…почти совсем не было мебели…Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая: даже у кровати не было занавесок.»

Делаем вывод

Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

ПЕЙЗАЖИ

СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

ИНТЕРЬЕРЫ
(«ПЕТЕРБУРГСКИЕ УГЛЫ»)

Петербург – «город,
в котором невозможно быть.»

Домашнее задание

Перечитать следующие главы романа «Преступление и наказание»:
часть I, главы 2-4 (размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери), 6 (разговор студента с офицером в распивочной).
Подумать над вопросами:
Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?
Как вы их можете объяснить?