Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция
Оценка 4.7

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература
9 кл
23.04.2017
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция
На уроке учащиеся знакомятся с исторической обстановкой, в которую создавался роман. Учитель ставит задачу показать трагедию поколения 30-х годов 19 века, раскрыть смысл названия романа, тему и идею произведения, прививать интерес к роману, к творчеству М.Ю. Лермонтова, к изучению литературы.Конспект урока литературы в 9 классе
герой нашего времени открытый урок.docx
Ярушина Н.А. Тема урока.  Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция Цели:   дать характеристику эпохе, в которую создавался роман;   показать трагедию поколения 30­х годов 19 века;   раскрыть смысл заглавия, тему, идею романа;   прививать интерес к изучению литературных произведений. Оборудование: мультимедийная установка, презентация PowerPoint 1. Контроль домашнего задания Ход урока На прошлом уроке мы с вами говорили о стихотворении Лермонтова «Дума», которое стало итогом размышления поэта в лирике о своем поколении.  Выразительное чтение отрывка – 1 ученик. Логическим продолжением этого стихотворения стал роман «Герой нашего времени». 2. Работа над новым материалом 1) Объявление темы и постановка цели урока. Сегодня мы начнем разговор о романе Лермонтова «Герой нашего времени». Познакомимся   с   историей   создания,   рассмотрим   композицию,   жанр произведения и систему рассказчиков. 2) История создания романа (3 слайд) Единственный   завершенный   роман   Лермонтова   имеет   достаточно   сложную историю создания. Известно, что ему предшествовали другие опыты писателя в прозе. Еще до отъезда на Кавказ М.Ю. Лермонтов   начинает работать над романом «Княгиня Лиговская» из жизни петербургского общества.  В   1836   году   Лермонтов,   по   примеру   Пушкина,   который   показал   своего современника ­ Евгения Онегина ­ на фоне петербургской жизни 1820­х годов, задумал написать роман, в котором он бы изобразил своего современника ­ гвардейского   офицера   Печорина   на   широком   фоне   столичной   жизни.  Но в 1837 году за стихотворение "Смерть поэта" Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ, а после ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу.  Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьих станицах на Ярушина Н.А. Тереке,   проехал   вдоль   линии   боевых   действий;   в   городке   Тамани,   на побережье   Черного   моря,   его   хотели   утопить   контрабандисты,   которые заподозрили   в   нем   сыскного.   С   побережья   Черного   моря   Лермонтов отправился в Грузию, и на обратном пути, в Ставрополе, он встретился с сосланными   декабристами.   Встречи   с   новыми   людьми,   новые   впечатления вдохновили его на создание живых образов своих современников.     1837 – 1840 гг. – время написания романа.  4 слайд                   Дата публикации  Осенью 1837 г. была написана «Тамань», а в 1840 г. – напечатана. 1839 г. – «Бэла» 1839 г. – «Фаталист» В апреле 1840 г. Опубликовано сочинение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего  времени», тогда же впервые появилась повесть «Максим Максимыч». 5 слайд   Тамань (Таманская) станица Темрюкского района Краснодарского края, порт на берегу Таманского залива Керченского  пролива. (БСЭ)   Фаталист – человек, склонный к фатализму.   Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире                      заранее предопределено таинственной силой, роком.    Фатальный – 1. Предопределенный роком; загадочно­непонятный                             2. Роковой, трагический по своей сути, по результатам. Слайд  6                    Смысл названия Героем   своего   романа   Лермонтов   сделал   человека   незаурядного. Первоначально   роман   был   назван   «Один   из   героев   нашего   времени».   Оно связано   с   появлением   в   1836   году   романа   Мюссе.   Точный   перевод   – «Исповедь   одного   из   детей   века».   Но   вскоре   оно   было   отброшено,   и закрепился другой вариант: «Герой нашего времени». Это название предложил редактор   и   издатель   журнала   «Отечественные   записки»   Краевский   в   1841 году.   Какого «нашего» времени?  Времени Лермонтова, 30­х годов 19 века.  Ребята, а кого называют героем, какого человека? Слайд 7               выбрать нужный вариант Ярушина Н.А. Слайд 8 Без   понимания   того,   каким   же   было   поколение   Лермонтова   и   его   героя, невозможно полное  осмысление романа.  Это  была  эпоха идейного кризиса передовой   дворянской   интеллигенции.   Он   связан   с   поражением   восстания декабристов и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни. Подавляющее   большинство   образованных,   мыслящих   людей   30­х   годов   не сумели или не успели обрести ясной цели. Главный   герой   романа   –   Г.А.   Печорин   –   типический   характер последекабристской   эпохи.   И   судьбой   своей,   страданиями,   и   сомнениями своими,   и   всем   складом   своего   внутреннего   мира   он   действительно принадлежит тому времени.  Слайд 9                   Историческая справка 14   декабря   1825   г.   –   последняя   в   истории   России   попытка   гвардейского дворцового   переворота.   Состоялся   на   Сенатской   площади   в   Санкт   – Петербурге. Большое количество участников – 3 тысячи солдат. В результате мятежа   погибли   1 271   человек.   Многих   руководителей   восстания приговорили к ссылке, а Каховского, Рылеева, Пестеля, Бестужева – Рюмина, Муравьева   –   Апостола   суд   вместо   мучительной   смертной   казни четвертованием приговорил повесить. Приговор был приведен в исполнении 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.  Слайд 10                 Полемика вокруг романа После   выхода   в   свет   романа   вокруг   него   разгорелась   жаркая   полемика. Николай I назвал роман «отвратительным».   Охранительная критика   ­ нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов.  Представители консервативной критики считали роман клеветой на русскую действительность, а весь роман – «эпиграммой».  В.   Кюхельбекер:   «все­таки   жаль,   что   Лермонтов   истратил   свой   талант   на изображение такого существа, как его гадкий Печорин».  В.Г.   Белинский   увидел   «богатство   содержания»,   «глубокое   знание человеческого сердца и современного общества».  В.И. Левин   ­ Печорина можно считать первым подлинно художественным положительным героем в русском реалистическом романе. Надеюсь,   я   вас   заинтриговала,   и   вы   обязательно   прочтете   роман,   чтобы сделать свой вывод, дать свою оценку. Ярушина Н.А. Слайд 11                            Отзыв Николая I Какой  же была реакция Лермонтова на споры вокруг романа? В начале 1841 года «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием, в которое     было   введено   еще   одно   предисловие.    Лермонтов   писал:  «Герой нашего   времени,   милостивые   государи   мои,   точно,   портрет,   но   не   одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Тем самым Лермонтов подтверждал реалистическую направленность произведения.  Слайд 12 Немного   теории   литературы.   Вспомните,   пожалуйста,   что   такое   сюжет произведения и фабула.       Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие  или совокупность событий в эпических и   драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю   раскрыть   характеры   героев   и   суть   изображаемых   явлений   в соответствии с  авторским замыслом.  Фабула  (лат.  fabula  –   рассказ)   –   цепь,   череда   событий   в   эпическом   или драматургическом   произведении,   положенная   в   основу   сюжета   в хронологическом порядке. Слайд 13                     Композиция романа  Белинский   говорил:   «…его   нельзя   читать   не   в   том   порядке,   в   каком расположил   его   сам   автор:   иначе   вы   прочтете   2   превосходных   повести   и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать». Слайд 14            Хронология событий «Тамань»:  Петербурга в действующий отряд и останавливается в                   Тамани.  около     1830     года  –   Печорин     направляется     из     Санкт­ «Княжна   Мери»:  10   мая   –   17   июня   1832  –   Печорин   приезжает   из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск;                              после дуэли   с   Грушницким   переведен   в   крепость             под   начальство   Максима Максимыча. «Фаталист»:  декабрь   1832   года  –   Печорин   приезжает   на   две   недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»:  весна 1833 года  – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. Ярушина Н.А. «Максим   Максимыч»:  осень   1837   года  –   Печорин   отправляется   в Персию,   снова   оказывается   на   Кавказе   и   встречается   с   Максимом Максимычем Слайд 15            Чем обусловлен отказ от хронологии?  выбор наиболее значимых эпизодов;  особое внимание психологическим размышлениям,     нежели описанию событий;  необходимость   соотнесения   героя   с   другими   персонажами, появляющимися в определенной последовательности;  выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу);  композиция   подчинена  авторскому   замыслу:  всесторонне   и   глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить             историю его жизни.      Слайд 16             Замысел Лермонтова В предисловии ко второму изданию романа:         Герой Нашего Времени, <…>, точно, портрет, но не одного человека: это портрет,   составленный   из   пороков   всего   нашего   поколения,   в   полном   их развитии.             Но не думайте, <…> чтоб автор этой книги имел когда­нибудь гордую мечту сделаться исправителем  людских пороков.   <…> Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить ­ это уж бог знает!  В предисловии  журналу Печорина:          История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее   и   не   полезнее   истории   целого   народа,   особенно   когда   она   ­ следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.    Слайд 17              Жанр романа     Слайд 18             Система рассказчиков 3. Работа над повестью «Бэла»       Вопросы на восприятие текста:  От чьего имени ведется повествование в повести «Бэла»?  Сколько рассказчиков в повести?  Кому   Максим   Максимыч   рассказывает   историю   о   Бэле   и Печорине?  Почему Печорин украл Бэлу?  Были ли счастливы Печорин и Бэла? Ярушина Н.А.  Кто пострадал из­за поступка Печорина?  Чем закончилась эта история для Бэлы?  Почему Печорин так поступил с ней?       Исповедь Печорина 4. Домашнее   задание:   «Мое   первое   впечатление   о   Печорине»; прочитать повесть «Тамань». Ярушина Н.А.                             Министерство образования Республики Башкортостан МКУ Мечетлинский отдел образования муниципального района Мечетлинский район муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Алегазово Роман М.Ю. Лермонтова Ярушина Н.А. «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция (урок литературы в 9 классе) Соста вила и провела: учитель русс кого языка и литературы Ярушина Надежда Альбертовна 2013

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, композиция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017