"Романовы и о Романовых в Сибири".
Оценка 5

"Романовы и о Романовых в Сибири".

Оценка 5
Раздаточные материалы
doc
история +1
8 кл—11 кл +1
02.03.2018
"Романовы и о Романовых в Сибири".
За рамками школьного учебника. "Романовы и о Романовых в Сибири". Материалы к урокам истории 1. Медные деньги Алексея Михайловича в Сибири. 2. К легенде о Феодоре Козьмиче. Факты и домыслы о пребывании Александра I в Сибири. 3. К истории формирования легенды о Константине (Тара, 1826 г) 4. Наследник российского престола Николай II на Оби и Иртыше. 5. “Про старца Григория и семью царскую” (сибирский сказ). Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов.
За рамками школьного учебника.doc
За рамками школьного учебника. "Романовы и о Романовых в Сибири". Материалы к урокам  истории  СОДЕРЖАНИЕ 1. Медные деньги Алексея Михайловича в Сибири. 2. К легенде о Феодоре Козьмиче. Факты и домыслы о пребывании Александра I в Сибири. 3. К истории формирования легенды о Константине (Тара, 1826 г)  4. Наследник российского престола Николай II на Оби и Иртыше. 5. “Про старца Григория и семью царскую” (сибирский сказ). Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по  размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были  связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые  факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую  полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по  тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для  уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов. Материалы, собранные в данном пособии, неоднородны, так пункты №2 и № 3 содержат информацию  о легендах, пункты №1 и №4 – достоверные исторические факты, а пункт №5 ­ вольная  интерпретация роли Григория Распутина в судьбе семьи Романовых в России. Включенные в пособие материалы могут быть использованы в процессе изучения истории России с 6­ го по 11­й класс. На основе этих источников вполне возможно организовать нестандартное изучение  одной из тем курса отечественной истории XVII ­ начала XX вв. (Время правления царей династии  Романовых). Уместны эти материалы для создания специального (элективного) курса, рассчитанного  на 10­16 часов. Ближайшими следствиями Смутного времени стали новые политические понятия. Рядом с  государевой волей не раз проявляла себя другая политическая сила­ воля народа. Мысль о государе­ хозяине осложнялась идеей государя­ избранника народа. Романовы сумели уберечь государство от  распада, доказали способности Московского государства к исторической жизни и развитию,  реформировали его в империю и ушли сами с исторической арены, исчезла с современных карт мира  Российская империя. Одной из ярких и важных страниц истории нашего государства является  присоединение и освоение обширного сибирского края. Все события, происходившие в европейской  части страны, находили свой отклик и по­своему интерпретировались за Уралом. Летом 2006  исполнилось 88 лет с того дня, как в подвальном помещении дома инженера Ипатьева был расстрелян  вместе семьёй последний русский царь Николай II.В память об этом трагическом юбилее, я составила  подборку материалов, затрагивающих точки соприкосновения действий представителей династии  Романовых с жизнью сибирского края. В своей работе я использовала материалы Сибиро­Уральского  исторического конгресса, состоявшегося в городе Тобольске, публикации журнала “Югра”. Для  анализа документов применяются познавательные задания с целью формирования образов людей­ участников исторических событий, нестандартные творческие задания, задания на формулирование  теоретических выводов. Хотя документы весьма различны по содержанию, в них прослеживается  наивная вера в доброго царя­батюшку, необыкновенное уважение к аскетизму и подвижничеству.  Даже краткое изложение разноречивых фактов, сведений о взаимопроникновении, взаимовлиянии  двух разновеликих частей Российской империи в рамках небольшого пособия, разумеется,  невозможно. Автор­составитель поставил перед собой иную задачу ­ дать ученикам некоторые факты, так или иначе объединяющие, связывающие деятельность царей с событиями в Сибири. Анализируя  содержание текстов, ученики к знанию конкретно­исторического материала в объёме учебника,  получают некоторое количество неизвестных или малоизвестных сведений, синтезируя которые, более полно представляют себе историческую эпоху, изучают край, в котором живут. Медные деньги Алексея Михайловича в Сибири Вводное слово учителя Во время царствования Алексея Михайловича (1645­1676) на бедную, ещё слабую средствами Русь  обстоятельства наложили столько государственных задач, поставили столько вопросов, требовавших немедленного ответа, что невольно удивляешься тому, сколько важных дел действительно было  сделано. Внутреннее неудовлетворительное положение государства ставило правительству (в числе других)  много экономических задач. Они часто выражались в челобитьях и волнениях. 25 июля 1662  произошло мощное, хотя и скоротечное, восстание ­ знаменитый “Медный бунт”. В начале следующего года отменили медные деньги, “чтоб ещё чего меж людми о денгах не  учинилося”, царь велел их отставить. Однако так просто и быстро история медных денег не  закончилась. Вопросы, предваряющие анализ текста “ Медные деньги Алексея Михайловича в Сибири”. 1. Чем было вызвано городское восстание ­ “Медный бунт”? 2. Почему введение медных денег потерпело неудачу? 3. Когда началось проникновение русских в Сибирь? 4. Какие причины приводили к продвижению русских в Сибирь? 5. Что вы знаете о старейших городах Тюменской области Тюмени и Тобольске? 6.Какие события, связанные с правлением Алексея Михайловича, происходили в Сибири? Вопросы к тексту“ Медные деньги Алексея Михайловича в Сибири”. 1. Объясните значение слов ефимок, алтынник, копейка, горшевик 2. Почему вначале запретив, правительство Алексея Михайловича затем ввело в "азиатской России"  медные деньги? 3. В чём вы видите причину того факта, что указ об отмене обращения медных денег в Сибири  последовал раньше, нежели события “Медного бунта”? 4. Почему торговые люди предпочитали в данный период ехать в сибирские города "с одними  медными деньгами" (без товаров)? 5. За что таких торговых людей сибирским воеводам предписывалось задерживать? 6. Исходя из исторических реалий того времени, попробуйте предположить, какова судьба без малого  полутора миллиона рублей, т. е. около 25000 пудов меди. (Судьба этих "остаточных медных денег"  остаётся малоизвестной.) 7. Для каких ещё целей, кроме изготовления медных денег, служила медь? “События, факты, домыслы”. К легенде о Феодоре Козьмиче Вопросы, предваряющие анализ текста 1. Какие два события оказали наибольшее воздействие на жизнь и царствование Александра I? 2. “Тень убитого отца преследовала Александра до конца его дней” ­ о чём говорит эта фраза? 3. Александр I давно знал о существовании тайных обществ, но странно бездействовал. Почему? 4. По какой причине Александру I должен был наследовать его брат Константин? 5. Почему вместо Константина трон унаследовал Николай? 6. Какие события жизни Александра I могли породить после его смерти легенды о том , что он,  оставив трон, ушёл в Сибирь и, став отшельником, под именем Феодора Козьмича прожил там до  1864года? Вопросы и задания к тексту. “События, факты, домыслы”. К легенде о Феодоре Козьмиче. 1. Составьте рассказ­версию о возможных причинах и обстоятельствах, которые сопутствовали столь  неординарному событию ­ появлению Александра I(после объявления о его официальной смерти) в  Сибири под именем старца Феодора Козьмича. 2. Почему в народе мог возникнуть образ царя кающегося, смиренного, отрекшегося от трона ради  поста и молитвы? 3.Чем объясняет старец важному господину решение сохранить имя в тайне? 4 .Прочитав текст, сделайте возможные выводы о том, насколько реальна предлагаемая версия  событий для менталитета человека XIX столетия и человека XXI века. К истории формирования легенды о Константине (Тара, 1826 г.) Вводное слово учителя Народная социально­утопическая легенда о царях ­ "избавителях", центральным персонажем которой  стал цесаревич Константин Павлович, циркулировала с конца 1825 ­ начала 1826 г. до первых  пореформенных лет. Возникновению константиновской версии легенды способствовало сложное стечение политических обстоятельств: неожиданная смерть Александра I, междуцарствие, восшествие на престол Николая вместо законного наследника, его старшего брата Константина, кончина жены  Александра ­ Елизаветы Алексеевны, восстание декабристов, казнь их и т.д. Обсуждение этих  событий в среде солдат, крестьян, рабочих, мещан, мелких чиновников сопровождалось  распространением слухов о вынужденном отречении Константина Павловича от престола, о его  желании дать волю крепостным крестьянам и облегчить участь податных сословий в целом, о борьбе  между царем ­ "избавителем" Константином и узурпатором престола Николаем. Обнаруженные историком­исследователем М. А. Рахматуллиным наиболее ранние документальные  свидетельства в рамках "константиновской" легенды относятся к самому началу февраля 1826 г.  Версия легенды, о которой повествует судебно­следственное дело "Об оказавшемся в городе Таре  пасквиле" из Госархива Омской области, фиксируется первой декадой февраля того же года (Ф. 3,  Оп. 13, Д. 1783, Л. 1­101 об), таким образом, мы имеем дело с одним из ранних случаев  распространения легенды о Константине на далеком востоке страны, в г. Таре. Вопросы к тексту “Легенды о Константине” 1.Почему в конце 1825 года именно цесаревич Константин Павлович стал центральным персонажем в  различного рода толках и домыслах о “добром царе­избавителе”? 2.Как вы объясните понятие “междуцарствие”? 3.Подумайте, какие особенности народного мышления проявляются в данном документе. 4.Видно ли из этого документа, какие благие намерения по отношению к простому народу  приписываются цесаревичу Константину Павловичу? 5.Почему в “письме” цесаревича Константина Павловича большое значение придаётся императрице  Марии Фёдоровне – “Сие зависит от матушки моей Марии”? 6.Какой факт зашифрован в следующей фразе документа: “Дайте мне виновников, сената"? 7.О чём на самом деле идёт речь в письме, имевшем хождение в Таре­ Маминька. Наш Ангел на небе, а я все еще шатаюсь по земле. Кто мог подумать, чтобы я, слабая,  больная женщина, когда­либо могла пережить его. Маминька, не оставляйте меня, ибо я совершенно  одна в сем горестном свете. Наш драгоценный покойный, его улыбка доказывает мне то, что он теперь счастлив, и что он видит превосходнейшия вещи, нежели как здесь. В сей невозратимой потере одно  только и не остает утешение, то я его не переживу. Я надеюсь, что скоро с ним паки соединюсь. Вам преданная дочь несчастная Елизаве Вводное слово учителя. “Наследник российского престола на Оби и Иртыше” Исполнилось 88 лет с того дня, как в подвальном помещении дома инженера Ипатьева в  Екатеринбурге 4 (17) июля 1918 года был расстрелян вместе с семьёй последний русский царь  Николай II.Пребывание в нашем крае Николая II обыкновенно связывают только с Тобольском, где он находился в ссылке с 6 (19) августа 1917 по 13 (26) апреля 1918 года. Куда менее известно, что на  сургутской и самаровской земле Николаю Александровичу Романову тоже пришлось побывать, хоть и очень недолго. Происходило это в1891 году, когда двадцатитрёхлетним молодым человеком,  наследником престола, через Сибирь возвращался он из путешествия вокруг Азии. Вдумчивое чтение  старых текстов – словно “окошечко” через которое мы заглядываем в давно прошедшее время. Вопросы и задания к тексту “Наследник российского престола на Оби и Иртыше”. 1.Что вы знаете о занятиях и быте остяков? Как этот народ называется в наше время? 2.Расскажите о развитии народного образования во второй половине XIX века, найдите факты,  подтверждающие ваш рассказ, в тексте. 3.Проанализируйте и сделайте выводы. О каких тенденциях российской действительности идёт речь в  следующем отрывке: “Так как Сургут есть первый город Тобольской губернии, лежавший на пути Его Высочества, то владельцы пароходов на реках Западной Сибири избрали этот пункт и просили Его  Высочество принять хлеб­соль от пароходчиков. Тут же на пристани имел счастье представляться Его Высочеству доктор философии Стокгольмского университета Мартин, случайно находившийся с  научной целью в Сургуте ради пополнения своих этнографических коллекций”? 4.Какими промыслами занимались крестьяне Приобья и Прииртышья? 5.Пароход “Николай” ­ один из лучших в Российском речном флоте к. XIX века. Оцените его ходовые качества. Какие выводы можно сделать? 6. Крестьянин деревни Слинкиной поднес живого осетра, за что услышал "спасибо" из уст самого  Цесаревича, а на память детям еще одарен был двумя империалами. Сколько денег получил  крестьянин? 7. Почему столь торжественно и радостно встречали наследника престола? “Про старца Григория и семью царскую” (сибирский сказ) Вводное слово учителя  В 1916 году Российская империя переживала сложнейшую ситуацию. Экономика, ослабленная Первой мировой войной, не справлялась с насущными потребностями. Доверие к верховной власти было  подорвано. Россия была полна слухами, сплетнями, пересудами. Всюду процветали казнокрадство,  взяточничество. На фронтах не было успешных действий. Аристократические круги считали  виновником всех бедствий “святого старца” Григория Распутина, весьма приближенного к царской  семье. В декабре 1916 года в результате заговора Григорий Распутин был убит. Однако в народе  сложилось другое мнение об этой личности. Вопросы и задания к тексту “Про старца Григория и семью царскую” (сибирский сказ). 1. Что в тексте сказа соответствует реальным событиям, а что является вымыслом? 2. Соотнесите прочитанный текст с историческим периодом. 3. Где и в связи с какими событиями создан сказ? 4. Представляет ли автор противоположную общепринятой точку зрения или альтернативную  интерпретацию? 5. Согласны ли вы с оценками и характеристиками, звучащими в сказе по отношению к герою? Библиография 1. Коньков Н.Л. “История культуры Сибири и Урала”,РАН, Тобольск, 1997.[1] 2. Побережников И. В. “История культуры Сибири и Урала”, РАН, Тобольск, 1997.[2] 3. Софронов В. Про старца Григория и семью царскую. “Югра” №7, 1998 [3] 4.Ухтомский Э.Э. “Путешествие наследника престола на восток”. С­Птб. [4] 5. Фёдорова О. Я. Легенды об императоре Александре I.ЦРПО “Золотое кольцо”. 1991[5]

"Романовы и о Романовых в Сибири".

"Романовы и о Романовых в Сибири".

"Романовы и о Романовых в Сибири".

"Романовы и о Романовых в Сибири".

"Романовы и о Романовых в Сибири".

"Романовы и о Романовых в Сибири".

"Романовы и о Романовых в Сибири".

"Романовы и о Романовых в Сибири".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018