Романтизм как художественная система в литературе в конце XVIII - первой половине XIX века
Романтизм как художественная система складывается в европейской литературе в конце XVIII - первой половине XIX века.
«В зрелой словесности, - пишет Пушкин, - приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному» (Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. - М., 1974.). Сопротивление романтизма замкнутости и космополитизму жёстких классических норм, избытку неукоснительных правил и утончённой, вялой литературной технике; подъём национального самосознания и чувства; наконец, революционный энтузиазм по отношению к народу и к его чаяниям и творческим способностям - всё это предпосылки фольклорных тенденций в европейской литературе пушкинского времени.
Ещё более сложную и значительную роль играло устное народное творчество в России. В самом деле, сравнительно недавно до рассматриваемой эпохи литература и устное творчество различались не столько как два вида искусства, сколько чисто функционально: в соответствии со средневековой традицией письменное слово служило преимущественно задачами церкви, а устное народное слово использовалось в светской поэзии, и дело обстояло именно так даже в высших слоях общества.
В 18 веке наметилась тенденция к секуляризации русской книги, а фольклор постепенно становился исключительной принадлежностью низших общественных слоёв; однако жизнь русского поместного дворянства, которая долгое время оставалась решающим фактором в русской литературе, была столь глубоко погружена в крепостную народную стихию, что соответствующие художественные стимулы сохранили силу. Эти факторы проявляются особенно ярко в низших литературных жанрах, которые в меньшей степени ограничивались и контролировались социальной цензурой, и среди русских писателей 18 и 19 столетий почти не было тех, которые не испытали бы в своём творчестве влияния фольклорной традиции. Постепенно наряду с фольклорными формами развивались столь же зрелые литературные формы, но даже в 30-х годах Пушкин так высказывался по поводу отечественной художественной прозы: «… надо бы сделать, чтоб выучиться говорить по-русски и не в сказке… Да нет, трудно, нельзя ещё!..» Даль В.И. Воспоминания о Пушкине / В кн.: А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. - М., 1974.
Отличительными чертами романтизма являются:
· преобладание субъективного начала над объективным, внимание к внутреннему миру героев;
· конфликт между личностью и обществом;
· романтический герой - исключительная, сильная, талантливая личность, которая находится в конфликте с собой и окружающими;
· уход от обыденности; создание двоемирия через обращение к истории, экзотике или фантастике;
· использование символов и контраста;
· романтический пафос - приподнятый, оптимистический общий настрой произведений;
· размывание жанровых границ, смещение высокого и низкого, лирического и эпического, комического и трагического. В недрах романтизма появляются новые жанры: исторический роман ("Айвенго" В. Скотта), лиро-эпическая поэма ("Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" А. Пушкина; "Мцыри" М. Лермонтова), баллада ("Светлана", "Людмила" В. Жуковского).
Именно в эпоху романтизма пробуждается интерес к фольклору и начинает складываться жанр литературной сказки в творчестве А. Погорельского, В. Жуковского, А. Пушкина, В. Одоевского.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.