Романтизм в английской литературе 19 века.
1. Джон Китс
- Жанры, темы, основные идеи и настроения.
* Величайший английский поэт-романтик. Кроме прекрасных стихов из-под его пера
вышли замечательные письма, адресованные друзьям и родным, и представляющие не
только филологический, но и художественный интерес. Поэзия Китса привнесла в
английский романтизм новый для того времени элемент эллинизма, а также культ
красоты и гармоничного наслаждения жизнью. Во всей своей силе эллинизм Китса
сказался в двух его больших поэмах: «Эндимион» и «Гиперион», а также в стихотворении
«Ода к греческой вазе».В «Эндимионе», разрабатывающем миф о любви богини Луны к
пастуху, Китс обнаружил неисчерпаемое богатство фантазии, переплетая между
собой множество греческих легенд и присоединяя к ним более сложные,
спиритуалистические поэтические построения. Замечательны в этом отношении гимн
Пану, глубоко проникнутый пантеизмом (II песнь), и песнь индийской девушки (IV
песнь), переходящая от воспевания грусти к буйному гимну в честь Вакха.
Неудержимое влечение Эндимиона к неведомой богине, явившейся ему во сне, тоска
и отчужденность от земных связей, временное увлечение земной красавицей,
оказывающейся воплощением его бессмертной подруги, и конечное единение с
последней — все это символизирует для поэта историю человеческой души, свято
хранящей в себе образ вечной красоты и ищущей воплощение своего идеала на
земле.
«Гиперион» — незаконченная поэма о торжестве олимпийских богов над
предшествовавшим им поколением титанов, более строга по форме и полна глубокого
трагизма. Речи побежденных титанов, в особенности пламенные воззвания
непокорной Теи, воплощающей величие гибнущих титанов, напоминают наиболее
вдохновенные эпизоды «Потерянного Рая» Мильтона. В «Оде к греческой вазе» Китс
воспевает вечность красоты, как её видит художник. Во всех этих поэмах Китс
отразил эстетическую теорию, навеянную духовной близостью с античным миром, и
сформулировал её в следующем стихе: «Красота есть правда, правда — красота; это
все, что человек знает на земле и что он должен знать». Наряду с эллинизмом,
выражающимся в культе красоты, в его поэзии обнаруживается и элемент
мистицизма: поэт видит в красоте природы символы иной, более высокой, вечной
красоты. Все оды Китса («Ода к соловью», «К осени», «К меланхолии») носят
спиритуалистический характер, что характерно также для его греческих поэм.
Однако особенно сильно сказывается тревожное, слегка мистическое настроение
поэта в его балладах, таких как «Канун святой Агнессы», «Изабелла» и другие.
Здесь он разрабатывает мотивы народных поверий и окружает их поэтическим
ореолом, покоряющим воображение читателя.
После смерти Китса значение его для английской поэзии преувеличивалось его
поклонниками и оспаривалось его противниками; долгое время его творчество
связывали с литературным кружком, из которого он вышел. Нападки на него делали
те, кто метил в так называемую «Cockney-School» Ли Ханта. На самом деле он
связан был с этой группой только личной дружбой. Критика следующих поколений,
чуждая подобных предубеждений, осознала это и оценила гений Китса и достоинства
его поэзии. Ныне ему отводится место в английской литературе наравне с Байроном
и Шелли, хотя его стихи заметно отличаются от стихов последних по настроению и
внутреннему содержанию. Если Байрон олицетворял «демонизм» в европейской
поэзии, а Шелли был адептом пантеизма, то Китсу принадлежит создание
глубоко-поэтического направления, где внимание поэта концентрируется на
внутреннем мире человека. Последователями Китса стали, через 30 лет после его
смерти, поэты и художники прерафаэлитской школы в лице Россетти, Морриса и
других, чье творчество способствовало возрождению английской поэзии и
изобразительного искусства.
В 1971 году, к 150-летию со дня смерти поэта, королевская почта Великобритании
выпустила почтовую марку достоинством в 3 пенса.
В творчестве Китса любование древним миром и его искусством также было
выражением его неудовлетворенности действительностью. Но для Китса античность
была идеальной эпохой всеобщего служения "красоте", сказочным
"золотым веком" прекрасной мифологии и великого искусства. Важную
роль в становлении взглядов Китса на античное искусство сыграло знакомство с
богатейшей коллекцией образцов греческой скульптуры, доставленной в Англию
адмиралом лордом Эльгином, варварски разграбившим сокровища Афин.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.