Романтизм в английской литературе 19 века.
1. Вальтер Скотт
- (Из биографии): годы жизни, происхождение, образование, профессия (или
профессиональная деятельность).
- Темы, жанры и черты романтизма в романах: «Пуритане», «Роб Рой»,
«Эдинбургская темница», «Айвенго», «Квентин Дорвард».
* 15 августа 1771 года – 21 сентября 1832 года; родился в Эдинбурге, в семье
состоятельного шотландского юриста Уолтера Скотта и Энн Ратерфорд - дочери
профессора медицины Эдинбургского университета; шотландский прозаик, поэт,
историк, собиратель древностей, адвокат. Считается основоположником жанра
исторического романа.
* В художественной литературе Скотт первый поставил проблему исторического
бытия и судеб страны в плане вполне современном и актуальном. Впервые в
английской литературе он создал романы философско-исторического содержания и
тем самым оказался великим новатором, увлекшим целое поколение европейских
читателей. Глубокая симпатия Скотта к народным массам не вызывает никакого
сомнения. Лучше, чем кто-либо другой из современных ему писателей, он рассказал
народную жизнь Шотландии в критические периоды ее истории. Несправедливости и
притеснения экономического, политического и религиозного характера, героические
восстания доведенного до отчаяния народа нашли в нем своего несравненного
живописца. С изумительной для того времени смелостью он показал специфику
горной Шотландии, родовой строй и психологию древних кельтских кланов. В
романах Скотта, пожалуй, впервые в европейской литературе появился на сцене
народ: не отдельные более или менее выдающиеся личности "простого
звания", но целые группы, толпы народа - крестьяне, ремесленники, пастухи,
рыбаки, воины. Народ у него - это настоящий людской коллектив, движущийся,
мыслящий, сомневающийся, объединенный общими интересами и страстями, способный
к действию в силу собственной закономерной реакции на события. Во всех почти
романах Скотта действует этот коллективный герой. Пуритане в
"Пуританах", горцы в "Легенде о Монтрозе", в "Роб
Рое", в "Пергской красавице" - все это массовые герои, и герои
деятельные. Вальтер Скотт расширил границы романа. Никогда еще роман не
охватывал такого количества типов, сословий, классов и событий. Чтобы как можно
более точно воспроизвести характер политических деятелей, он освободил их от
придуманной любовной интриги и передал ее вымышленным героям. Историческая
точность была соблюдена, но вместе с тем сохранена и обязательная романическая
интрига. Заимствовав многое из "готического" романа, Вальтер Скотт
переосмыслил традиции. Герой-режиссер и "глубокий сюжет", которые в
"готическом" романе возбуждали интерес или страх, у Скотта служат
другим целям и приобретают философско-историческое значение. В его творчестве
история всегда тесно связана с пейзажем, который действует на воображение,
вызывая у зрителя ряд ассоциаций. Эта способность "романтического"
пейзажа погружать зрителя в меланхолическую задумчивость, вызывать в нем цепь
образов и размышлений философского и исторического характера. Основу
художественного метода Скотта составляет романтизм. Влияние В. Скотта-романиста
на английскую и мировую литературу трудно переоценить. Он не только открыл
исторический жанр, но и создал новый тип повествования, основанный на
реалистическом изображении сельской жизни, воспроизведении местного колорита и
особенностей речи жителей различных уголков Великобритании, положив начало
традиции, которой воспользовались как его современники (Булвер-Литтон, У.Г.
Эйнсуорт), так и последующие поколения писателей (Э. Гаскелл, сестры Бронте, Д.
Элиот и др.).
«Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и
завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно,
победа означает победу нового общ.порядка. Рисует реалистическую картину
жестоких феод.порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный
период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это
повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин
Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном истор.фоне, при сравнении с галереей
оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго,
Ровена. Много истор. Деталей, подробности – истор.колорит. Шотландец Вальтер
Скотт (1771—1832) выступил в конце 1790-х и в 1800-х годах как переводчик,
журналист, собиратель фольклора, автор романтических поэм и баллад. В 1814 году
Вальтер Скотт неожиданно стал всемирно известным писателем. Это случилось после
выхода в свет его первого романа «Уэверли». За этим произведением последовали
еще 25 романов, несколько сборников рассказов, пьес, поэм, двухтомник «История
Шотландии», многотомная «Жизнь Наполеона Бонапарта» и другие сочинения,
написанные их автором в течение семнадцати лет (с 1814 по 1831 год). Позаимствовав
у реалистов XVIII века их юмор и их любимого героя, среднего англичанина,
писатель чаще всего вводит в свои романы в качестве главного персонажа
юношу-дворянина, честного, отзывчивого, небогатого и довольно заурядного. Этот
бесцветный герой и его возлюбленная или невеста исполняют, как правило,
служебную роль: рассказывая об их романтических приключениях, Скотт получает
возможность мимоходом нарисовать коллективный образ вооруженного народа,
поднимающегося на борьбу против произвола монарха, феодалов, чужеземных захватчиков.
Полностью солидаризируясь с Б. Г. Реизовым, хотелось бы подчеркнуть, что
«синтетический роман» (термин критика) взял на себя функции драмы. Описание,
повествование, диалог - три компонента романа - должны были в определенном
соотношении сочетаться друг с другом и составлять единое целое. «Задача
романиста,- писал В. Скотт,- заключается в том, чтобы дать читателю полное и
точное представление о событиях, какое возможно при помощи одного только
воображения, без материальных предметов. В его распоряжении только мир образов
и идей, и в этом его сила и его слабость, его бедность и его богатство... У
автора романа нет ни сцены, ни декоратора, ни труппы актеров, ни художника, ни
гардероба; слова, которыми он пользуется в меру своих способностей, должны
заменить все то, что помогает драматургу. Действие, тон, жест, улыбка
влюбленного, насупленные брови тирана, гримаса шута - все это должно быть
рассказано, так как ничто не может быть показано».Описания Скотта, кажущиеся
несколько пространными современному читателю, выполняют роль не только
экспозиции, но и исторического комментария к событиям и персонажам, но если
приглядеться внимательнее, то можно отметить, что в романах Скотта нет ненужных
деталей и излишних подробностей. Задачей автора является возбудить интерес у
читателя, вот почему общая характеристика места действия (шотландский замок,
цыганский табор, монастырь, хижина отшельника, шатер полководца) должна сильно
действовать на воображение и создавать определенный настрой. Повествовательная
линия в романах Скотта заслуживает специального анализа. Создавая историческую
перспективу развития событий, Скотт приобщает своего читателя к новой роли - не
только участника событий, но и остраненного человека, взирающего на все со стороны.
Третьим компонентом романа после описания и повествования является диалог. Для
В. Скотта диалог имел первостепенное значение. Диалоги у него определяются
историзмом, особенностями поэтики. Устранение автора от повествования дает
возможность персонажу самостоятельно передвигаться, мыслить и говорить.
Современное мышление может исказить представление о характере персонажа,
поэтому нужно, чтобы читатель сам перешел в другую эпоху, столкнулся с историей
с глазу на глаз. Диалог в романе ставил заслон субъективизму автора, облегчал
процесс перевоплощения в героя определенной эпохи. С помощью диалога легче
всего можно было представить стиль и облик эпохи, обстановку, в которой
находился герой. В шотландских романах («Уэверли», «Пуритане», «Роб Рой»,
«Эдинбургская темница», «Пертская красавица») особую роль играет включение в
диалог местного диалекта. Он подчеркивает национальность героев, характеризует
их образ жизни, мыслей, их обычаи, нравы. Речь персонажей в романах отличается
от речи автора, что несомненно свидетельствует о том, что Скотт не отождествлял
себя с персонажами, напротив, авторскими ремарками и комментариями он хотел
подчеркнуть временную дистанцию между собой и своими героями, стимулировать
интерес читателя к изображаемому, нарушить размеренность ритма произведения. Творчески
осваивая критерии художественности, выдвинутые Бернсом, Вордсвортом, Байроном,
Скотт своими романами решил задачу связи исторической жизни с частной и этим,
по свидетельству В. Г. Белинского, «... дал историческое и социальное
направление новейшему европейскому искусству». Отвергая рационализм просветителей
XVIII в. и их представления о человеческой природе, Скотт нарисовал в своих
исторических романах картины жизни, нравов различных классов английского и
европейского общества прошлых эпох. При этом он сумел затронуть также и многие
проблемы современной ему социологии, нравственности, политической
справедливости, призывая установить прочный мир между государствами, осуждая виновников
несправедливых войн. Скотт смело развивал глубоко новаторскую по тем временам
мысль о роли народных масс и народных движений в переломные моменты истории,
когда решались судьбы целой нации; он ввел в романы образы людей из народа -
народных заступников и народных мстителей (Роб Рой, Меррилиз, Робин Гуд). Композиция
исторического романа Скотта отражает понимание исторического процесса
писателем: обычно судьбы его героев тесно связаны с тем крупным историческим
событием (с революцией, мятежом, бунтом), изображение которого занимает
центральное место в произведении. Вопреки своим личным планам и намерениям,
каждый персонаж Скотта неизбежно оказывается втянутым в водоворот событий,
исход которых определяется характером борьбы социальных сил, волей великих
исторических личностей (Кромвель, Людовик XI, Карл Смелый, Роберт Брюс,
Елизавета I, Ричард I), а также вмешательством вождей и народных заступников,
образы которых Скотт создавал, черпая материал из хроник, легенд и преданий.
Позаимствовав у реалистов XVIII в. их юмор и их любимого героя, среднего
англичанина, писатель чаще всего вводит в свои романы в качестве главного персонажа
юношу-дворянина - человека небогатого, честного, доброго. Этот герой и его
возлюбленная или невеста исполняют в произведении, как правило, служебную роль:
рассказывая об их романтических приключениях, Скотт получает возможность
нарисовать коллективный образ народа, поднимающегося на борьбу против произвола
монарха, феодалов, чужеземных захватчиков. Неприметность, ординарность главного
героя и героини не позволяют им затмить яркие, колоритные характеры и портреты
народных вождей и исторических лиц, которые появляются в романе Скотта на
короткое время, чтобы в нужный момент сыграть свою определяющую роль в судьбе
того социального движения, которое они представляют, и заодно решить судьбы
обыкновенных персонажей, втянутых в исторический конфликт. Творческий метод и
стиль Скотта - явление сложное, порожденное переходной эпохой промышленного
переворота и борьбы за парламентскую реформу (1780-1832). Основу
художественного метода Скотта составляет романтизм. Как и все романтики, он не
принял утверждения капиталистических отношений. Скотт-романист обратился к
изучению истории народных движений и социальной борьбы прошлых эпох. При этом
он полагал, что все конфликты в средние века, в эпоху Возрождения, в XVII и
XVIII в. в Британии разрешались разумным примирением антагонистических сил
(таким образом, считал Скотт, завершилась рознь между англосаксами и
норманнами, борьба между феодалами и буржуазией в 1688 г.). Однако новое
обострение общественных противоречий в Англии в 1819-1820 гг. лишило писателя
веры в перспективность компромисса: он понял, что деятели этого компромисса
отнюдь не «разумные и добрые люди», а заурядные буржуазные хищники. В романе
«Ламмермурская невеста» (1819) Скотт нарисовал образ одного из жестоких и
корыстных деятелей 1688 г. - сэра Уильяма Аштона.
Романтизм в мировоззрении В. Скотта определил художественную структуру его
произведений. Скотт строит сложные авантюрно-романтические сюжеты, в которых
отводит место многочисленным случайностям, изменяющим (вопреки логике развития
характеров) ход событий; встречается у него и фантастика (правда, преподносимая
как народные суеверия); идеализированные, «байронические» характеры действуют
наряду с реалистическими образами. Скотт постоянно повторял, что художник не
может ограничиться лишь фактами истории, он обязан сочетать правду истории с
вымыслом, с фантазией, цель которой увлекать и волновать читателя, заставить
его сопереживать персонажам романа, разделить с ними все их радости и надежды. В
то же время нельзя не заметить, что вымысел сочетается с исторической правдой,
и творчество Скотта доказывает, что роман XIX в. является более совершенным по
сравнению с романом предыдущего столетия. Правдивые описания быта, нравов,
математически точные анализы экономических, социальных и политических причин конфликтов,
возникающих между различными классами, конкретные, имущественные и практические
мотивы поведения персонажей, их классовая типичность, стремление автора к
«шекспиризации» образов - все это свидетельствует о наличии мощной
реалистической струи в творчестве писателя. Скотт неизменно требовал, чтобы
писатели обязательно следовали правде жизни, умели подчеркнуть связь,
существующую между прошлым и настоящим, убедительно показав развитие, эволюцию
исторических событий, борьбу антагонистических сил, доказав неизбежность победы
нового, более высоко и совершенно организованного социального устройства над
примитивными, патриархальными, отмирающими отношениями.
По своей тематике и проблематике все прозаические произведения Скотта можно
разделить на две группы: романы шотландского цикла, написанные в основном до
1820 г., и романы о средних веках в Англии и Европе. Один лишь раз Скотт
обращается к описанию современной ему жизни - в романе «Сент-Ронанские воды»
(1824).
Роман «Айвенго» (1820) занимает особое место в творческой биографии В. Скотта.
К этому времени романист написал несколько шотландских романов и решил
обратиться к английскому и европейскому материалу. «Айвенго» также открывает
цикл романов о средневековье и о крестовых походах («Талисман», «Граф Роберт Парижский»,
«Квентин Дорвард»).
«Айвенго» был создан в течение трех месяцев, хотя в отличие от предшествующих
романов время действия его было отнесено в далекое прошлое Англии, спустя сто
лет после норманнского завоевания. Более того, события относятся к 1194 г.,
когда король Ричард Львиное Сердце возвратился в Англию из австрийского плена.
В «Айвенго» сосредоточены различные противоборствующие интересы: политические,
национальные и социальные. Ричард ведет борьбу за престол, отнятый у него его
братом принцем Джоном. Саксы, завоеванные норманнами, не могут примириться с
участью покоренного народа, и война против норманнов обусловлена не только
национальными, но и социальными противоречиями. Норманны находятся на более
высоком уровне социального развития, но саксонская знать не может простить им
потери своих владений и жестокого истребления соотечественников. В стране не
сложилась единая нация, государственная система, национальный язык и культура.
Судьба вымышленного персонажа доблестного рыцаря Айвенго зависит от участи
английского короля Ричарда, который под именем Черного рыцаря появляется среди
своих подчиненных и стремится узнать об их настроениях. Главную
привлекательность романа составляют динамика действия, колорит средневековья,
выраженный не только в реалиях быта, в речи героев, описании обычаев и нравов,
но и в мощной балладной эпической традиции, воспевающей благородство, смелость
и справедливость демократического короля, находящегося на равных то в обществе
монаха, то среди разбойников во главе с Робин Гудом, то на рыцарском поединке.
Разнообразие сцен и эпизодов, быстрая смена событий свидетельствуют о верности
шекспировской традиции в изображении эпохи и характеров. Главный пафос романа
заключается в утверждении места личности в историческом процессе. Жизнь частная
неотделима от судьбы государства, монарха. Сочетание любовной и
авантюрно-приключенческой линий придают убедительность и динамику сюжету
исторического повествования. Повествователь, не вмешивающийся в происходящее,
но комментирующий его, на какое-то время приостанавливает ход событий, но потом
как бы наверстывает упущенное, быстро приближаясь к счастливой развязке. Король
в романе идеализирован, приближен к балладному образу мудрого и справедливого
правителя, а образ Айвенго - типично романтический, вполне соответствующий
трактовке монарха, который ему покровительствует. Верный своему поэтическому
кредо, Скотт уважает право каждого народа на свою историю, культуру, обычаи.
Поэтому в романе с такой достоверностью и убедительностью одинаково полно и
многосторонне показаны норманн Буагильбер и еврей Исаак, сакс Седрик и король
Ричард, гонимые и угнетенные, угнетатели и завоеватели. Одно из главных
достоинств романа в том, что каждый персонаж от знатного рыцаря или храмовника
до свинопаса или шута строго индивидуализирован, каждый по-своему говорит,
носит одежду, общается с другими героями. Проблема становления сильного
государства всегда интересовала В. Скотта. XV век во Франции - это период
зрелого феодализма, когда силы феодальной анархии могли оказать пагубное
влияние на формирование централизованного государства. Главный политический
конфликт эпохи, как всегда у В. Скотта, верно обозначен в романе «Квентин
Дорвард» (1823). Это конфликт между Людовиком XI, которого поддерживают города,
торговцы и ремесленники, и Карлом Смелым герцогом Бургундским, опирающимся на
старые феодальные привилегии. Частная жизнь здесь еще в большей степени, чем в
«Айвенго», подчинена общественной. На первый план выступают исторические
персонажи. Среди них Людовик XI, характер которого очень динамично раскрывается
на протяжении всего романа. Главный акцент в этом произведении падает на
характеры, а не на события. Последние играют вспомогательную роль, высвечивая
отдельные стороны натуры того или иного персонажа. Особый интерес представляет
стиль романа. Использование архаизмов подчеркивает колорит средневековья;
различные социальные группы и народности, изображенные писателем, также создают
живую, многоликую картину эпохи. Полно и богато представлен внутренний мир персонажа,
оттеняя и подчеркивая определенные черты характера, натуры, темперамента.
Например, коварство, лицемерие, хитрость и политический опыт Людовика
противопоставлены рыцарской отваге, прямолинейности, неосторожности и
политической недальновидности Карла Смелого. Их окружают люди, соответственно
разделяющие их вкусы и привычки и также принадлежащие к различным политическим
группировкам. Реалии быта, например приметы большого торгового города Льежа,
детали костюма дядюшки Пьера (переодетого короля), полнее, чем в предыдущих
романах, раскрывают события, связанные с доминирующими политическими силами
эпохи. Эти нраво- и бытописательские эпизоды функциональны и подчеркивают
динамику сюжета произведения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.