Романтизм в литературе США 19 века: Джеймс Фенимор Купер

  • docx
  • 10.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литра.docx

Романтизм в литературе США 19 века.

1. Джеймс Фенимор Купер
- (Из биографии): годы жизни, происхождение, периоды творчества.
- Пентология о Кожаном Чулке: названия романов, тема, идеи.

* 15 сентября 1789 года - 14 сентября 1851 года; отец - судья Уильям Купер, довольно богатый землевладелец-квакер, в годы революции приобрел обширный участок земли возле штата Нью-Йорка и основал там посёлок Куперстаун, превратившийся в городок;
Первый период творчества. В первый период своей литературной деятельности Купер выступил как писатель, вполне разделявший свойственные американской буржуазной демократии иллюзии относительно особой миссии Америки в истории человечества. В эти годы он верит в возможность осуществления идеалов американской революции и выступает с восхвалением американской действительности. Убежденный в блестящих перспективах и возможностях США, Купер противопоставляет их настоящее феодальным порядкам, обычаям и нравам, господствовавшим на протяжении многих веков в европейских странах, подчеркивает блестящие преимущества республиканского строя перед монархическим.
Второй период творчества. В период 1826—1833 годов Купер совершил путешествие по ряду европейских стран. Он побывал во Франции, Германии, Италии. Эти годы составляют второй, или так называемый европейский, период творчества писателя. К этому периоду относятся романы «Браво» (1831), «Гейденмауэр» (1832), «Палач» (1833), посвященные событиям из истории европейских государств. В Европе Купер оказался свидетелем событий, связанных с революцией 1830 года. В отношении к Июльской революции 1830 года проявился последовательный демократизм писателя. В своих «Европейских заметках американца» Купер отмечал большую роль народа в июльском восстании (1830) и совершенно правильно указывал на различие интересов «рабочего класса Парижа», смелой и энергичной молодежи, принимавшей участие в революции, с одной стороны, и банкиров, промышленников и крупных землевладельцев — с другой.
Третий период творчества. С возвращением Купера на родину начинается третий, наиболее значительный период его творчества, который характеризуется резкой переменой во взглядах писателя на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США. То, что увидел Купер, вернувшись на родину, заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде «американской демократии». Захвативший страну ажиотаж наживы и спекуляции, подчинение жизни страны интересам буржуазных дельцов не имели ничего общего с принципами демократии. С резкой критикой буржуазной Америки выступил Купер в романах «Домой», «Дома» (1838) и особенно в романе «Моникины» (1835). По своему характеру роман «Моникины» является социально-политической сатирой на буржуазные государства. Купер изображает здесь жизнь фантастических государств — Высокопрыг и Низкопрыг, населенных человекообразными обезьянами. Этими вымышленными ироническими названиями Купер обозначил Великобританию и Соединенные Штаты Америки. Повествуя о порядках и нравах обитателей этих государств, Купер стремится убедить читателя в том, что никакого различия между монархической Англией и республиканской Америкой уже давно не существует. В третий период Купер завершил работу над серией романов о Кожаном Чулке. В 1840 году был написан «Следопыт», в 1841 году «Зверобой». И в том, и в другом романе отчетливо проявилось усиление критического отношения Купера к американской буржуазной демократии. Следует подчеркнуть, что критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций, с позиций мелкобуржуазно-фермерской патриархальной Америки. Купер не видит выхода из противоречий действительности. Единственное, что он может предложить, это возвращение к прошлому, к идеализируемой им патриархальной фермерской Америке. Ограниченность мировоззрения Купера в данном отношении очевидна. Он выступает как последовательный консервативный романтик, стремящийся «мерить новое общество на старый патриархальный аршин» и «искать образца в старых, совершенно не соответствующих изменившимся экономическим условиям порядках и традициях».
* Джеймса Фенимора Купера называют «американским Вальтером Скоттом», так как он первым осмыслил историю своей молодой страны. Но не только об истории США художественно мыслил Купер. Его романы разделяются на следующие типы: исторические («Шпион», «Браво», «Палач», «Два адмирала» и др.); морские («Лоцман», «Красный корсар», «Пират» и др.); семейные хроники («Чертов палец», «Землемер», «Краснокожие»), романы-памфлеты («Моникини» ), публицистические романы («Домой», «Дома»). Основным произведением Купера считается пенталогия о Кожаном Чулке ( ее еще, не совсем точно, называют циклом «романов об индейцах» ). К пенталогии о Кожаном Чулке относятся романы «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841).
Все пять частей пенталогии объединены одним персонажем - Натти Бампо (Natty Bumppo). Имя героя обращает наше внимание к Священному писанию, где Натаниэль (Нафанаил) самим Иисусом наречен «израильтянином, в котором нет лукавства». Именно через такого персонажа мы воспринимаем картину жизни Америки того времени. Натти уже родился в колонии, но по воле судьбы провел десять лет своей жизни в индейском племени. Благодаря этому личность охотника соединила в себе черты двух культур. У героя сформировалось индейское отношением к природе, что было совершенно несвойственно его бледнолицым современникам. Натти выполняет функцию посредника между двумя культурами, будучи проводником колонистов в мир индейцев. За свою долгую жизнь охотник проложил множество троп на новом континенте. Вслед за ним вереницей тянулись многочисленные повозки белых переселенцев. Их путь возможно проследить лишь, прочитав заголовки романов серии, если рассматривать их в соответствии с течением истории. Начиная свою карьеру воина в романе «Зверобой, или первая тропа войны», охотник Натти впервые проливает человеческую кровь, кровь индейца. Автором поставлена сквозная проблема всей работы: истребление расы краснокожих. Следующий по хронологии описанных действий - роман «Следопыт, или на берегах Онтарио», продолжая тему, подробно рассказывает о продвижении белых дальше на Запад и втором способе борьбы с коренными обитателями континента: колонисты стравливали их между собой. Третий роман в определенной степени подводит итог действиям переселенцев, описанным в первых двух частях эпопеи: в одноимённом романе, погибает «последний из Могикан». На этом фоне легко предположить, что та же участь постигнет и остальные племена краснокожих. На страницах следующей книги «Пионеры» мы уже не находим дикарей, зато перед нами образ нового общества, формировавшегося на американском континенте в начале XIX века. Здесь читатель приходит к выводу о том, что, изгнав дикарей, белые американцы не смогли создать город мечты, хотя автор неоднократно подчеркивает, что все условия для этого были. До современников Натти дошли лишь «предания об этих чудесах изобилия, о несметном количестве дичи и рыбы, водившемся в тех краях, а в особенности в окрестностях Великих Озер». В заключительном романе «Прерия» мы видим последствия бездумного пользования колонистами плодородных земель нового континента. Прерии – это отраженный в названии романа результат, который получили завоеватели земель. Райский край теперь живет лишь в памяти героя: «Помнится, мне довелось слышать, будто Святая Земля некогда была плодородна и… изобиловала хлебом и плодами; но что потом над ней свершился суд, и теперь она ничем не примечательна, только своей наготой». Таким образом, принимая во внимание только названия частей пенталогии можно проследить движение колонистов на Запад и даже увидеть результат их действий. С первых страниц читатель наблюдает, как Новые Англичане нарушают гармонию первозданной природы. По мнению автора, они руководствуются лишь одной целью – достичь лучших условий жизни. Колонисты вырубают леса и устанавливают свои порядки, считая себя полноправными владельцами этого края. Пришельцы не задумываются о том, что с давних времен в этих местах живут люди, а встретившись с ними, приписывают их появление к очередному испытанию, которому Господь подверг Христиан, и борются с ними, как с нечистой силой. Купер описывает гармонию жизни индейского народа до прихода белых «краснокожие сражались между собой для того только, чтобы доказать, что они мужчины. Они были храбры, справедливы, они были счастливы».. Индейцы со своими неписаными законами жили в единстве с природой, а их мироощущение было интуитивным. Безусловно, землю американского континента они считали своей, природа была их домом. Индейцы органично вписывались в нее и смотрели на окружающий мир как бы изнутри. Себя они считали неотъемлемой частью природы, находящейся с ними в постоянном взаимодействии. Реки, озера, леса - братья и сестры краснокожим, а все вместе они дети Великого Духа. Таков взгляд аборигенов на окружающую действительность. Восприятие земли колонистами, как отмечалось выше, было иным. Приняв новую землю как дар Господний, переселенцы должны были соблюдать все заповеди священного писания. В пенталогии мы видим, что образ жизни колонистов Купера совершенно не соответствует законам Божьим. Первым доказательством здесь может служить забвение заповеди: «Не убий», что подтверждается жесточайшим истреблением коренных жителей континента. По всей видимости, общественные деятели внушили белому народу, что это силы зла, препятствующие выполнению их «миссии», а по сему, должные быть преодоленными. Из заповедей следует, что праведный христианин посвящает один из семи дней недели своему Создателю, но у Купера многие из колонистов даже не знают молитв. В романе «Следопыт» перед нами три различных по возрасту, уровню образованности, статусу и профессии персонажа: Капитан Кэп - опытный моряк преклонных лет, Джаспер Уэстерн - молодой человек с фундаментальным образованием и третий – центральный герой пенталогии, охотник Натти Бампо. В одном из эпизодов, когда возникает необходимость прочтения канонического текста молитвы, оказывается, что ни один из героев не способен на это. Со слов автора «Кэп едва ли представлял, что такое молитва», Следопыт «молился много – ежедневно, если не ежечасно. Но он молился про себя, не прибегая к словам, на собственный бесхитростный лад». Юноша (Джаспер Уэстерн) же в создавшейся ситуации «лишь понурил голову». Также в пенталогии можно проследить явную иронию автора над наивным восприятием религиозных идеалов некоторыми героями. В романе «Зверобой, или первая тропа войны» писатель вкладывает томик Библии в руки слабоумной девушки, которая, постоянно читая его, все же не способна понять смысл писания. В «Последнем из Могикан» мы видим мужчину в расцвете сил, обращающего нас к священной книге: «в библии сказано, что слабый мальчик Давид усмирил царя Саула звуками арфы и словами своих песнопений». Такой репликой он оправдывает свои действия – вместо того, чтобы противостоять вооруженным индейским воинам, Давид Гамут пропевает им псалмы. Ирония автора начинается с совпадения имен героя и маленького мальчика, усмирившего царя Саула. Этот наивный ребенок в теле взрослого человека свято верит в силу религиозного песнопения, и в результате его вера оправдывается, он остается цел и невредим. Ирония автора заключается в том, что индейцы не трогают Гамута, приняв за слабоумного. Автор завершает образ еще более комичной ситуацией с участием псалмопевца. К последнему, находящемуся на индейской территории, пробирается разведчик Натти в костюме медведя. Давид не замечает обмана, даже когда медведь начинает петь. Услышав, Гамут восклицает: «Мрачное и таинственное чудовище! – Я не знаю ни тебя, ни твоих намерений, но если ты замышляешь что-либо против смиреннейшего из слуг храма, то выслушай вдохновенную речь израильского юноши и покайся». Такие реплики не могут не вызвать смех. Как и другие американцы, Давид Гамут, называя себя изральитянином, проводит параллель своей нации с народом древней Священной земли. Данное миропонимание героя снова отсылает нас к религиозному наследию Новой Англии. Герои, не задумываясь, считают взгляды своих предков единственно верными. Такое поверхностное отношение к религии отмечается у Купера и далее: «Нетрудно заметить, что люди всегда склонны сначала заботиться о своих телесных нуждах и лишь потом вспоминают, что надо бы позаботиться и о душе. Когда поселок только строился, жители «патента Темплтона», рубя деревья и корчуя пни, почти не вспоминали о религии». Религия, будучи важным стимулом для переселенцев, была впоследствии отодвинута жизненной реальностью на второй план. С течением времени в пенталогии автор все более жестко осуждает внешние формы религии, которым предки первых колонистов «придавали столь большое значение, что из-за них даже покинули родину и отправились искать приюта в Новом Свете». Так в предпоследней части пенталогии «Пионерах» перед нами сцена прощания священника Гранта с индейцем Джоном. После религиозного напутствия святого отца индеец в смирении «наклонил голову, и они разошлись: один вернулся в бедную хижину, а другой сел за праздничный стол, уставленный яствами». Первым, естественно, был индеец, вторым святой отец, направившийся на церковный праздник. Так Купер в предпоследнем романе пенталогии, повествующем о начале становления буржуазного общества, подчёркивает отдельное существование народа от священников. Более того, в том же романе мы видим начало секуляризации религиозного идеала. Автор дает такое описание церковных служб и их посетителей, что читатель приходит к выводу о том, что свидание колониста с Богом в церкви становится частью культуры, вместо того, чтобы стать исповедью души. По написанной Купером истории можно заключить, что представление первых колонистов о своем Новом Граде в большей степени не соответствовало реальному развитию событий на континенте; многие из них лишь «искали золотые жилы в девственных землях и гнались за призраком надежды в жажде быстрого обогащения». Автор подчеркивает несоответствие религиозных идеалов первых североамериканских поселенцев их действиям. Купер показал, как столь высоконравственные идеи трансформировались в ходе истории в связи с ростом материальных потребностей, что в определенной мере объективно вело к забвению прежних идеалов.