Романтизм во французской литературе 19 века: Жорж Санд

  • docx
  • 10.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литра.docx

Романтизм во французской литературе 19 века.

1
Жорж Санд
- (Из биографии): годы жизни, происхождение, этапы творчества.
- Жанры, темы, названия произведений, эстетические взгляды, особенности романтизма.

* Настоящее имя Амандина Аврора Люсиль Дюпен. 1 июля 1804 - 8 июня 1876; родилась в роду баронов Дюпен (в дворянской семье в имении Ноан;) французская писательница;
а) I этап – первые романы - Бракоразводный процесс как бы подвел итог не только неудачному супружеству Ж. Санд, но и ее раннему творчеству. Первые романы Ж. Санд появились в промежутке между ее разрывом с мужем и этим процессом - в 1831-1834 гг. Все они варьируют в художественной форме первый житейский опыт писательницы - "Индиана" (1831), "Валентина" (1832), "Лелия" (1833), "Жак" (1834);
б) II этап – творчество 2 половины 30-х годов - В 1835 году Санд сближается с республиканцами, с утопическими социалистами. Ее начинает интересовать не только духовная свобода человека в сфере чувств, но и социальная свобода. Так определяется главная тема романов Санд последующего десятилетия;
в) III этап – отход от романтического эгоцентризма - В ее "Письмах путешественника" (1834-1837) и романах второй половины 30-х и 40-х годов индивидуализм предстает как роковой изъян души, губительный не только для других, но и для самого пораженного им человека ("Мопра"; "Орас", 1842; "Лукреция Флориани", 1847). Писательница переделывает роман "Лелия", и во втором его издании (1839) эгоцентрическая позиция также подвергается сомнению;
г) IV этап – тема народа - народ предстает прежде всего как источник и залог морального обновления, как "самая здоровая сила в каждой нации" Таков образ мудрого крестьянина-философа Пасьянса в романе "Мойра", народные персонажи и романах "Симон", "Странствующий подмастерье" (1840), "Мельник из Анжибо" (1845), "Грех господина Антуана" (1845);
д)
V этап – «Консуэло» - дилогия "Консуэло" и ее продолжение - роман "Графиня Рудольштадт" - занимают особое место в творчестве писательницы. Это, пожалуй, наиболее яркое проявление ее гения. Главная героиня, певица Консуэло, обладает чудесным голосом и учится музыке у маэстро Порпора, а среди других персонажей также присутствует композитор Иосиф Гайдн. Атмосфера романа во многом напоминает "Крейслериану" Э.Т.А. Гофмана, однако история любви Консуэло развивается на подвижном авантюрном фоне.
* Одним из наиболее значительных явлений этого этапа развития французского романтизма было творчество Жорж Санд. Можно сказать, что с именем этой женщины связана целая эпоха в развитии французской литературы и вообще духовной жизни Франции, тем более что слава ее еще при жизни далеко перешагнула пределы этой страны;
Среди произведений Жорж Санд известные рассказы, романы «Роз и Бланш», «Индиана», «Валентина», «Жак», «Мопра», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Диалоги о поэзии пролетариев» (статья), «Консуэло»,, «Грех господина Антуана», «Франсуа-найденыш», «Маленькая Фадетта», «Снеговик», «История моей жизни».

Год

Название книги

 

Маркиз де Вильмер

 

Пиччинино

 

Спиридион

 

Ускок

1832

Валентина

1832

Индиана

1832

Мельхиор

1833

Лелия

1835

Леоне Леони

1837

Мопра

1841

Орас

1841-1843

Консуэло

1843

Графина Рудольштадт

1850

Франсуа-найденыш

1858

Прекрасные господа из Буа-Доре

1859

Она и он

1865

Исповедь молодой девушки

1872

Розовое облако

1876

Замок Персмон

1891

Собака и священный цветок

Эстетические взгляды Жорж Санд формируются под влиянием как внешних событий, так и ее собственной внутренней эволюции. Принципы художественного творчества всегда ее волновали. Об этом свидетельствуют ее теоретические статьи, посвященные Гёте, Байрону, Бальзаку, Флоберу и другим, предисловия к собственным романам, письма, воспоминания и художественные произведения («Консуэло», «Графиня Рудольштадт», «Лукреция Флориани» и др.).
Характерной чертой эстетики писательницы становится прежде всего неприятие «искусства для избранных», потому что искусство — это изображение действительности с целью понять законы мироздания, это активное начало, оно должно содержать в себе нравственный урок, потому что оценка с нравственной точки зрения — естественная потребность человека. Правда в искусстве — не только то, что существует в данный момент, но и те ростки более совершенного, те зерна будущего, которые художник должен разглядеть в жизни и помочь им вырасти. Для Жорж Санд творчество — синтез сознательного и бессознательного, порыв вдохновения и работа разума. В стремлении освободиться от индивидуализма и почувствовать себя частичкой всего мира и всего человечества Жорж Санд пишет исторический роман «Мопра» (1837) и перерабатывает «Лелию».
Новая версия «Лелии» значительно отличается от первоначальной. Вводятся новые персонажи и сцены, многие страницы посвящены религиозно-философским спорам. Главное же изменение было внесено в общую интонацию романа: из «книги отчаяния» писательница хочет сделать «книгу надежды». Большую роль в романе теперь играет бывший каторжник Тренмор, который в первом варианте был лишь эпизодической фигурой. Этот персонаж напоминает Жана Вальжана из «Отверженных» Гюго. Тренмор — проповедник новой философии, новой, чистой и просвещенной веры. Его устами Жорж Санд выражает беспокойство о судьбе молодого поколения, поверхностного, тщеславного, готового к действию, но не понимающего направления и цели этого действия; Ж. Санд вошла в литературу как создатель романа не только о женской судьбе, но и как страстный борец за свободу и равенство. Ее психологический и философский роман, основываясь на национальной традиции, отразил нравственные и социальные поиски французского общества середины XIX в. Гуманистическое начало особенно значительно во всех ее произведениях.