Год |
Название книги |
|
Маркиз де Вильмер |
|
Пиччинино |
|
Спиридион |
|
Ускок |
1832 |
Валентина |
1832 |
Индиана |
1832 |
Мельхиор |
1833 |
Лелия |
1835 |
Леоне Леони |
1837 |
Мопра |
1841 |
Орас |
1841-1843 |
Консуэло |
1843 |
Графина Рудольштадт |
1850 |
Франсуа-найденыш |
1858 |
Прекрасные господа из Буа-Доре |
1859 |
Она и он |
1865 |
Исповедь молодой девушки |
1872 |
Розовое облако |
1876 |
Замок Персмон |
1891 |
Собака и священный цветок |
Эстетические взгляды Жорж Санд формируются под влиянием как внешних событий,
так и ее собственной внутренней эволюции. Принципы художественного творчества
всегда ее волновали. Об этом свидетельствуют ее теоретические статьи,
посвященные Гёте, Байрону, Бальзаку, Флоберу и другим, предисловия к
собственным романам, письма, воспоминания и художественные произведения
(«Консуэло», «Графиня Рудольштадт», «Лукреция Флориани» и др.).
Характерной чертой эстетики писательницы становится прежде всего неприятие
«искусства для избранных», потому что искусство — это изображение
действительности с целью понять законы мироздания, это активное начало, оно
должно содержать в себе нравственный урок, потому что оценка с нравственной точки
зрения — естественная потребность человека. Правда в искусстве — не только то,
что существует в данный момент, но и те ростки более совершенного, те зерна
будущего, которые художник должен разглядеть в жизни и помочь им вырасти. Для
Жорж Санд творчество — синтез сознательного и бессознательного, порыв
вдохновения и работа разума. В стремлении освободиться от индивидуализма и
почувствовать себя частичкой всего мира и всего человечества Жорж Санд пишет
исторический роман «Мопра» (1837) и перерабатывает «Лелию».
Новая версия «Лелии» значительно отличается от первоначальной. Вводятся новые
персонажи и сцены, многие страницы посвящены религиозно-философским спорам.
Главное же изменение было внесено в общую интонацию романа: из «книги отчаяния»
писательница хочет сделать «книгу надежды». Большую роль в романе теперь играет
бывший каторжник Тренмор, который в первом варианте был лишь эпизодической
фигурой. Этот персонаж напоминает Жана Вальжана из «Отверженных» Гюго. Тренмор
— проповедник новой философии, новой, чистой и просвещенной веры. Его устами
Жорж Санд выражает беспокойство о судьбе молодого поколения, поверхностного,
тщеславного, готового к действию, но не понимающего направления и цели этого
действия; Ж. Санд вошла в литературу как создатель романа не только о женской
судьбе, но и как страстный борец за свободу и равенство. Ее психологический и
философский роман, основываясь на национальной традиции, отразил нравственные и
социальные поиски французского общества середины XIX в. Гуманистическое начало
особенно значительно во всех ее произведениях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.