Методическая разработка рабочей тетради по изобразительному искусству Росписи русского севера" предназначена на учащихся школ, внеклассной работы.Содержит дидактический материал по изобразительной деятельности.Предназначена для развития навыков рисования, знакомство с основными элементами росписей русского севера. В тетрадь включены задания практического характера для творческой работы детей.Методическая разработка рабочей тетради по изобразительному искусству Росписи русского севера" предназначена на учащихся школ, внеклассной работы.Содержит дидактический материал по изобразительной деятельности.Предназначена для развития навыков рисования, знакомство с основными элементами росписей русского севера.
Развивающая тетрадь
по
рисованию является продолжением
развивающей тетради по народно
декоративному искусству на уроках
ИЗО.
внимания,
В основные задачи каждой
развивающей тетради входит
не только освоение ребенком
навыков рисования карандашом,
увлечение его изобразительным
но и развитие
творчеством,
его
фантазии,
воображения, восприятия красоты
окружающего мира,
любовного
отношения к природе и всему
живому.
эти
задачи,
задачами
нравственного, личностного
развития,
выдвигаются нами
на первый план. Но в процессе
решения поставленных
задач
обучающие
появляются
моменты.
образом,
задачи развивающие соединяются в
данной тетради с обучающими.
Именно
являющиеся
Таким
Настоящая тетрадь,
как и
предыдущая,
и последующая,
создана на основе изучения
регионального компонента,
а в
частности росписей Русского
всех
Севера.
развивающих
этой
серии построены по двухчастному
Занятия
тетрадях
во
и
принципу и представляют комплекс
наблюдений, игр, сочинительства,
просмотра и прослушивания аудио и
визуальных материалов, выполнения
различных заданий. Двухчастный
принцип занятий — это так
называемые «вдох — выдох». «Вдох»
это все те впечатления и
—
информация,
которые ребенок
получает перед тем, как берется за
карандаши, чтобы выполнить одно
из
творчески
самовыразиться, то есть сделать
«выдох».
заданий
Настоящая тетрадь рассчитана
для
занятий с детьми дома, в школе и
различных
Предназначена для родителей и
педагогов.
творческих студиях.
и
2345678Замечательный и обширный круг
предметов художественного
творчества представляет собой
народная роспись Русского
Севера, долгое время известная
под общим названием северод
винской. Охватывая огромное
количество крестьянских
бытовых предметов, эта
культуры.
роспись дает нам представление
о своеобразном строе мышления
народных художников,
особенностях восприятия ими
окружающей природы,
отраженных в дошедших до нас
памятниках русской народной
Пермогорская роспись включает работы мастеров из нескольких деревень Красноборского
района в 4х км от пристани Пермогорье на Северной Двине. Ее сюжетные композиции на народные
темы, окруженные мелким растительным узором на белом фоне.
Под этим названием хорошо известны работы мастеров из нескольких деревень в 4х км от
пристани Пермогорье на Северной Двине. Это белофонные росписи, основу которых составляют
сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным узором. Растительный
узор этой росписи состоит из гибких тонких побегов, на которые нанизаны тюльпановидные цветы,
напоминающие древний цветок крина.
Крин , т.е. лилия, — элемент растительного узора, распускающийся росток. В основе этого
рисунказнака лежит как бы рождающийся росток, лопающееся зерно. Знак этот очень устойчив, он
состоит из двух отогнутых в стороны язычков и центрального язычка листика или почки,
устремленного вверх. Боковые язычки могут быть половинками прорастающего зерна, но могут
быть и первыми листьями. Это момент зарождения жизни.
В народном орнаменте особое значение придавалось композиции с идеей жизненного начала:
направленными на все 4 стороны листа «Да будет всюду жизнь!» Направление листа внутрь
означало движение благодати к точке отсчета, к человеку, владельцу, где магический рисунок
охватывал универсальное пространство, включая местопребывание человека и с окружающий его
мир.
Кроме цветов, в растительном узоре пермогорской росписи особую пышность композиции
придавали чуть изогнутые листья с остры? кончиками, кустики и сказочнонарядные птицы.
Казалось бы, обычные предметы крестьян кого быта — ковши, короба, прялки, люльки т.д. —
роспись превращала в подлинные произведения искусства. Этому способствовала и цветовая гамма
пермогорской росписи, где преобладающими являются белый цвет фона и красный узора. Зеленый
9и желтый являются дополнительными или сопутствующими. Большое значение в росписи имеет
тонкий черный ко тур.
Особенностью пермогорской росписи почти на всех предметах быта является включен)
разнообразных жанровых сцен из крестьянской жизни. По мнению искусствоведов, «бытовые
сцены Пермогорья можно рассматривать как своеобразное продолжение той линии народного
искусства, которая в XVII веке ярко проявилась в монументальной живописи, в иконописи и в
миниатюре Древней Руси» (композиции сцен сева, .жатвы, сенокоса — житийные клейма икон и
миниатюры). О.В.Круглой;] объясняет близость тематики рукописных миниатюр и народных
росписей тем, что авторами и тех и других были мастера in народа, а возможно, и художники
миниатюристы.
Кроме этого, народные мастера Пермогорья усвоили многие приемы древнерусского мини
атюрного письма — простоту и лаконичность рисунка, колорит, повествовательность.
Техника исполнения и красители пермогорской росписи тоже имеют много общего с древ
нерусской миниатюрой. Сначала на белый грунт, как на бумагу, наносился пером верный контур, а
потом его заполняли цветом, разводя краски на яичном желтке. Эта роспись представляет
«расцвеченную графику». Манера передачи человеческих фигур, животных, растений
плоскостная, без детализации форм, Народные мастера из Пермогорья строят орнамент, ис
пользуя лишь несколько элементов, но их узоры отличаются пышностью, декоративностью и
разнообразием, строго подчиняясь форме предметов. Графический анализ пермогорско;п
орнамента устанавливает его взаимосвязь с узорами северной эмали но скани, явно послу
жившими основой для пермогорской росписи, выполненной в плоскостной манере.
В росписи пермогорских мастеров сохранены все лучшие черты, отличавшие изобрази
тельное искусство XVII века: умение одним контуром передать самое характерное, а сочетанием
двухтрех цветов создать впечатление богатства красочной гаммы. Пермогорский художник так же
умело украшает предмет, и украшение это — роспись — хороню сочетается с формой
предмета
Но. сохраняя традиционные черты, мастер вносит новое. Прежде всего это новое выража
ется в том, что он все больше и больше заменяет фантастические и сказочные темы сюжетами
из близкой и понятной ему окружающей его деревенской жизни.
В современных условиях роспись выполняется гуашью и закрепляется светлым лаком.
Предварительно деревянная поверхность тщательно обрабатывается мелкой наждачной бу
магой, шлифуется суконкой, затем покрывается крахмальным грунтом и опять шлифуется.
Гуашь должна быть хорошо растерта и разведена до густоты жидкой сметаны.
Изучение росписи начинается с анализа композиции росписи прялок и отставляющих их эле
ментов (рис. 2). Пермогорские прялки имеют большую лопатку с пятью или семью «маков
ками» или «городками» наверху. Внизу по краям лопатки —две «серьги». Высокая фигурная
ножка — «стояк» переходит в основание прялки — «донце».
Роспись лицевой стороны лопасти делится на две части. Большая верхняя часть имеет
традиционный сюжет — птица Сирин в ветвях дерева. Дерево («древо жизни») начинает расти с
небольшой треугольной горки из одного стебля,
превращаясь в пышный букет из
переплетенных цветущих побегов. Птица Сирин чаще всего заключена в круг, расположенный в
середине дерева или под ним
В нижней части прялки — сюжетная композиция с катанием, чаепитием, посиделками.
Обрамление прялки и деление ее по вертикали на композиционные части (ставы) поясками
бордюров позволяет сделать предположение, что расписные прялки сменили более
архаичные резные.
Освоение отличительных элементов росписи начинается с простейших бордюров, при вы
полнении которых закрепляется последовательность работы в цвете
Варианты полос геометрического орнамента в дальнейших разработках позволяют придать
завершенность композиции. Кроме того, это своеобразное упражнение на освоение палитры
10мастера, из которой преобладает основной красный цвет, желтый и зеленый являются сопут
ствующими, а черный — оживка, контур. Главные отличительные признаки образа художе
ственной вещи — элементы геометрического и растительного орнамента — это своеобразные
опорные сигналы при эстетическом восприятии произведений народного искусства; они становятся
исходной точкой при решении художественнотворческих задач разного тина.
На первом этапе — это повтор главных отличительных элементов росписи, копирование их с
произведений народных мастеров. Рис. 6 — розетка с крышки хлебницы XIX века, являющаяся
центром большой сюжетной композиции, дана в сравнении с розеткой борецкой прялки.
Затем
учимся
свободно
и
легко
выполнять
элементы.
растительные
пермогорской росписи строится из округлых листьев двух или трех типов, ягодки (клюковки) и
листочка, тюльпановидного цветка и многолепесткового цветка в комплексе с листочком и
ягодками.
Орнамент
Пермогорские птицы разнообразны. Простые курочки и петушки сменяются в зависимости от
замысла изображениями птицы Сирин. Северная птица Сирин считается оберегом, птицей, несущей
добро, счастье в дом. Недаром птица с ликом девы изображалась в центре прялки.
Птица Сирин — довольно сложный элемент росписи, здесь важна соразмерность ее пропорций и
точно выбранное место для размещения ее в общей композиции .
И, наконец, разработка композиции узора для современных изделий. Здесь необходимо помнить
одну из главных особенностей народной росписи — так располагать узор, чтобы он органически
был связан с предметом, где ни одна деталь не мешает воспринимать изделие в целом.
Задачи усложненного типа направлены на повтор главных элементов с вариациями. Рит
мическая схема создаваемого орнамента предполагает варианты их декоративной трактовки,
включение новых элементов.
Решение наиболее сложных задач направлено на импровизацию по мотивам народного ор
намента. Ритм и симметрия такого орнамента не ограничиваются линейным орнаментом, воз
можны более сложные ритмы: приблизительная симметрия (сказочные ветки, «древо жизни»),
изменение направления линейного орнамента в связи с формой украшаемого предмета.
Так, на в украшении деревянной шкатулочки ' по ее боковой поверхности стелется богато
разработанная цветущая ветка, а внутри — композиция в круге с птицей Сирин.
На более открытой взору вазе внутренняя поверхность с птицей Сирин украшена более
нарядно. На внешней ее поверхности акцент приходится на самую выпуклую часть. Де
коративное оформление верха, узкой части, поддона служат скромным добавлением к ведущему
узору, подчеркивая строение вазы, особенность ее пластинки.
В обоих изделиях мотивы орнамента выдержаны в единой орнаментальной системе, тради
ционной для пермогорской росписи.
11121314