Конспект урока окружающего мира в 1 «В» классе МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 10 г. Вологды
Дата: 18. 04. 2017
Методист: Смирнова Тамара Николаевна
Учитель: Александрова Ирина Александровна
Студент: Машкина Екатерина Алексеевна
Тема: Россия- любимая наша страна
УМК: Система развивающего обучения Занкова
Тип урока: открытие новых знаний
Цель – познакомить учащихся с гимном, флагом и гербом России, учить видеть географические объекты, правильно их показывать, углубить знания о столице РФ.
Задачи:
1. Формировать представления о государственной символике ( российский флаг, символическое значение цвета и образов флага и герба России, гимн, Москва- столица Российской Федерации);
2. Способствовать развитию речи и коммуникативных способностей;
3. Содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Оборудование: мультимедийная презентация, физическая карта России, карточки( тема, цель, задачи, изображение герба и флага)
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Орг. момент |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. |
|
Регулятивные |
Актуализация знаний и целеполагание |
- Скажите, пожалуйста, какой раздел вы сейчас изучаете?
- А с какими темами вы уже познакомились?
- Ребята, скажите мне, как называется наша страна?
- Правильно. А кто мне может назвать полное название нашей страны? - Назовите город, который является столицей нашей страны?
- Верно. Ребята, покажите на карте России, где находится столица нашей страны? - Верно, молодец. Москва находится в западной части нашей страны. - Территория нашей страны начинается от Балтийского моря и постирается до морей Тихого океана. На карте можно увидеть, что территория нашей страны вытянута с запада на восток. Общая протяжённость государственной границы России составляет 60 933 км. - На самолете от Москвы до Петропавловского – Камчатского будем лететь 9 часов. А вот чтобы на поезде из Москвы приехать в Хабаровск потребуется не менее двух недель. Почти 14 дней. Это говорит о том, что наша страна самая большая страна по территории. - Ребята, а вы можете предположить, с каким количеством государств граничит наша страна? - Давайте это проверим. Я буду показывать, с какими государствами граничит наша страна, а вы считайте. - Россия на суше граничит с Норвегией, Финляндией, с Эстонией, Латвией. Граничит с Литвой, с Польшей, так же идёт граница с Беларусью и Украиной. Граничит с Грузией и Азербайджаном, Казахстаном, с Монголией, с Китаем, с Северной Кореей, с Японией. С США, а на полюсе с Канадой. - Сколько государств вы насчитали?
- Ребята, откройте страницу 40 в учебнике и скажите, с какой же темой мы познакомимся сегодня на уроке.
- Какую цель мы поставим на урок?
- А что нам поможет раскрыть эту цель? Какие задачи мы поставим перед собой? |
- Мы изучаем раздел- "Мы- часть окружающего мира". - "Кто такие «Мы»", "Мы- разные по возрасту и внешнему виду", "Мы живём в разных природных условиях", "Люди живут в разных странах", "Обычаи разных народов", "Мы живём в разном времени суток", "Мы заняты разным делом", "Мы должны сохранять окружающую среду". - Наша страна называется Россия. - Полное название- Российская Федерация. - Столица России- город Москва.
- Я думаю, что с десятью.
- Я насчитал 17 государств.
- Мы познакомимся с темой "Россия- любимая наша страна". - Цель урока- узнать, чем Россия отличается от других стран мира. - Узнать, какие символы есть у нашего государства, узнать о достопримечательностях Москвы. |
Регулятивные, личностные |
Открытие новых знаний |
- Послушайте рассказ, который я сейчас прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа Константин Дмитриевич Ушинский называет нашу страну - Россию: " Наше Отечество, наша Родина- матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью- потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать- одна у него родина." - Какие же другие имена есть у нашей страны?
- Как и любое государство, Россия имеет свои символы( знаки)- флаг, герб и гимн. Ребята, флаг и герб изображены у вас в учебнике. Давайте рассмотрим герб нашей страны( страница 41 верхний правый угол). - Как вы можете его описать?
- Герб России, как вы правильно сказали,- золотой двуглавый орёл, который смотрит на запад, и на восток. Это очень древний герб. Он появился более 500 лет назад- в 1497 году. Орёл- символ Солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Над головами орла изображены три короны, символизирующие единство нашей большой страны. В лапах- скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть. На груди орла Георгий Победоносец- всадник, поражающий копьём змея. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Герб- это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. - Ребята, что вы запомнили из моего рассказа? |
- Отечество, Родина, Матушка.
- Герб представляет собой орла, у которого две головы. В одной лапе он держит посох, а в другой шар. На головах у орла короны, а над ними возвышается ещё одна, большая. В центре находится изображение всадника, который убивает копьём злого змея.
- Я запомнил ,что наш герб появился более 500 лет назад; орёл- это символ Солнца; Короны символизируют единство нашей страны; на груди орла изображён Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом; герб изображается на деньгах, документах, печатях. |
Познавательные Коммуникативные |
Физкультминутка |
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся, Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, На носочки нужно встать.
|
|
|
Открытие новых знаний |
- Ребята, вы немного отдохнули, продолжаем работу. - А сейчас давайте рассмотрим флаг Российской Федерации. Он трёхцветный- бело-сине-красный. - Как вы считаете, что обозначает белый цвет?
- А что обозначает синий цвет?
- А красный?
- Во все времена каждому цвету предавали особый смысл. По этому есть разные версии, что обозначают наши цвета на флаге. Послушайте некоторые из них. По одной- это единство моря, воды и неба; по второй- содружество трёх славянских народов ( русского, украинского и белорусского). По третьей версии белый цвет флага символизирует веру, чистоту; синий- небо, благодарность, верность; красный- героизм, отвагу, смелость. Так же есть версия: белый- это вера, синий- надежда, а красный- любовь. - Как вы думаете, о каком государственном символе нам предстоит ещё поговорить? - Верно. Я предлагаю вам сейчас заслушать отрывок и гимна Российской Федерации. - Скажите мне, пожалуйста, а как нужно слушать гимн? - Встаньте из-за парт. Слушаем. - Этот гимн был написан Сергеем Михалковым, композитор- Александр Александров. - Ребята, а когда у нас в стране звучит гимн?
- Вот мы и познакомились с государственной символикой России. Назовите, что к ней относится. - Хорошо. А сейчас я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в нашу славную столицу- город Москву. - На странице 41 написан отрывок из произведения Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Прочитайте его громко и выразительно.
- Ребята, поднимите руку те, кто уже бывал в Москве. - Расскажите о ней. Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, Москва- это один из самых древних городов России, вокруг которого в течение многих столетий объединялись земли в единое государство. В Москве находится глава нашего государства- Президент России. Его резиденция( место пребывания)- Московский Кремль. Именно здесь он принимает глав других стран, иностранных послов, вручает награды за трудовые и боевые подвиги гражданам России. Первое упоминание о Москве относится к 1147 году, как и о нашем городе Вологде. В Москве очень много различных предприятий, научных центров и университетов, музеев и театров. Знамениты её Кремль, старинные храмы и дворцы. В старину столицу называли белокаменной, златоглавой, хлебосольной. - А скажите, кто сейчас президент в России?
- Как вы считаете, почему в старину люди называли Москву белокаменной и златоглавой?
- Что значит слово "хлебосольный"?
- К какому году относится первое упоминание о Москве? |
- Я думаю, что белый цвет обозначает чистоту. - Синий обозначает честность, доброту, удачу. - Красный символизирует красоту.
- Мы будем говорить о гимне.
- Гимн нужно слушать стоя.
- Гимн звучит во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов, выступлений президента, перед проведением соревнований. Гимн можно услышать по телевизору и радио ежедневно в 6 часов утра и в полночь. - К государственной символике относится герб, флаг и гимн.
- Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!
- Мы с семьёй ходили в цирк и планетариум. Гуляли по Красной площади. -А мы ходили в московский зоопарк. -Мы были в Дарвинском музее и Экспериментариуме. - Мы ездили в парк Горького. - Мы поднимались на Воробьёвы горы, ходили в храм Христа Спасителя и посещали музей современного искусства.
- Владимир Владимирович Путин. - Я думаю потому, что в Москве было построено много храмов и церквей. Стены у них белые, а купола золотые. - Хлебосольный значит гостеприимный. - К 1147 году. |
Познавательные Коммуникативные |
Рефлексия |
- Итак, какая же цель была поставлена у нас на урок?
- Чем же она отличается?
- С каким количеством стран граничит Россия?
- Скажите, что такое Родина?
- Как вы думаете, как нужно относиться к своей Родине?
- Что относится к государственной символике? - Из каких цветов состоит флаг России?
- Когда звучит гимн России в нашей стране?
- Что обозначает сцена борьбы Георгия Победоносца и змея?
- Что президент Российской Федерации делает в Кремле? |
- Цель урока- узнать, чем Россия отличается от других стран мира. - Она отличается своим флагом, гербом и гимном. Также в России столица- город Москва. - Россия граничит с 17 странами.
- Родина-это страна, это Отечество, это место рождения человека. - К Родине нужно относиться с уважением. Оберегать её и защищать. - Гимн, флаг и герб. - Из трёх- белый, синий, красный. - Гимн звучит во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов, выступлений президента, перед проведением соревнований. Гимн можно услышать по телевизору и радио ежедневно в 6 часов утра и в полночь. - Это символ борьбы добра со злом. - Принимает законы и важных гостей, награждает граждан за заслуги. |
Регулятивные |
Итог урока |
- Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были активными. Урок окончен. |
|
Регулятивные |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.